Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 12:09, дипломная работа
Данная работа посвящена сравнительному анализу функционирования особых экономических зон в Соединенных Штатах Америки и Российской Федерации в начале XXI века.
Актуальность данной темы можно аргументировать рядом факторов.
Во-первых, в условиях растущей конкуренции в мировой экономике и соответствующего поиска новых инструментов развития создание особых экономических зон различных видов способствует формированию полюсов роста экономики не только в экспорте и импорте продукции, но и в создании промышленно-производственных комплексов и инновационных секторов развития.
Введение 3
Глава 1. Роль и функции особых экономических зон в современной мировой экономике 7
1.1. Определение термина «особые экономические зоны» 7
1.2. Классификация особых экономических зон 9
1.3. Цели создания особых экономических зон 15
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России и США 20
2.1. Проблемы особых экономических зон в России 20
2.2. Проблемы особых экономических зон в США 28
2.3. Сравнительный анализ проблем особых экономических зон в России и США 31
Глава 3. Влияние особых экономических зон на социально-экономическое положение регионов России и США 33
3.1. Влияние ОЭЗ на регионы России 33
3.2. Влияние особых экономических зон в США на социально-экономическое состояние штатов 44
Глава 4. Перспективы особых экономических зон в России и Соединенных Штатах Америки 54
4.1. Перспективы ОЭЗ в России 54
4.2. Перспективы ОЭЗ в США 64
4.3. Сравнение перспектив особых экономических зон в Соединенных Штатах Америки и России 69
Заключение 73
Список литературы 77
Для России, такие портовые зоны являются хорошим инструментом и возможностью развития приграничных территорий, развития наиболее депрессивных регионов путем интенсификации торговых потоков. В США же деятельность зон свободной торговле довольно хорошо развита. Они работают по определенной схеме, принося прибыль и иностранным компаниям, которые базируются на территории той или иной зоны свободной торговли, и самому региону.
Сравнивать российские промышленно-производственные зоны и предпринимательские зоны в Соединенных Штатах Америки как аналогичные было бы неправильно. Это абсолютно разные инструменты экономической политики государств. В России промышленно-производственные зоны нацелены на содействие развитию промышленного сектора в регионах, которые считаются наиболее промышленно-развитыми. То есть в тех субъектах Российской Федерации, где задолго до создания там промышленно-производственной зоны функционировали крупные предприятия. Часто они и образовывали вокруг себя поселения, то есть это были моно-города. Ярким примером такого региона является Липецкая область, где на базе развитой металлургии создали особую экономическую зону. Или ОЭЗ «Титановая долина». Это новая особая экономическая зона, которая была создана в 2010 году на базе функционирующего в Свердловской области завода по производству титановых сплавов «ВСМПО Ависма». Правительство создает промышленно-производственные зоны с целью привлечения иностранных инвестиций и развития уже имеющихся возможностей и производственных мощностей.
Предпринимательские зоны в Соединенных Штатах Америки создаются в первую очередь для улучшения социально-экономического положения наиболее депрессивных регионов, для улучшения показателей занятости, внутреннего валового продукта и других макроэкономических показателей. Режим предпринимательской зоны способствует развитию малого бизнеса, привлечению к работе неквалифицированных кадров и так далее.
Однако, в России стали появляться особые экономические зоны регионального уровня. Именно этот тип особых экономических зон наиболее близок к предпринимательским зонам, так как региональные СЭЗ в первую очередь направленны на содействие развитию малого бизнеса в регионах Российской Федерации. Однако, в отличие от США, в России программа региональных особых экономических зон находится на самой первой стадии своего развития. Предстоит еще немало работы, чтобы этот механизм смог оказать какое-либо реальное воздействие на экономику регионов России.
Тоже самое можно сказать и про технико-внедренческие особые экономические зоны. В США накоплен уникальный опыт создания технопарков, как «сверху», так и стихийно. Пока в России нет ни климата, ни инфраструктуры для того, чтобы технопарки создавались стихийно. Правительство выделяет огромные средства из федерального и регионального бюджета на поддержку развития технопарков. Наиболее нашумевшие на сегодняшний день проекты – это технико-внедренческая зона «Дубна» и проект «Сколково». Однако, несмотря на широкий резонанс, «Сколково» так и не получило пока статус особой экономической зоны.
Российские технопарки, не смотря на все стоящие перед ними препятствия и проблемы, имеют огромный потенциал. Россия, в отличие от Соединенных Штатов Америки, встала на этот путь развития инновационного сектора и сектора высоких технологий совсем недавно. Нужно помнить, что инвестиции в технико-внедренческие зоны «отрабатываются» на так быстро, как в особые экономические зоны другого типа. Нужно 10-15 лет, прежде чем сложится и укорениться вокруг нового технопарка научная среда, прежде чем будет проведено достаточное количество научных исследований, из которых только 10-15 % смогут дойти до стадии коммерциализации.
Сегодня в сфере развития технопарков Россия работает совместно с Соединенными Штатами Америки. Приглашаются ученые, консультанты для построение эффективной системы работы и из «Кремниевой долины», и из Массачусетского технологического университета, и из Гарварда
Заключение
Особые экономические зоны – это один из наиболее современных, успешных и эффективных инструментов экономической политики, чья деятельность нацелена на улучшение не только экономических показателей регионов и страны в целом, но и на улучшение социальных условий.
В России особые экономические зоны имеют сравнительно небольшую историю и опыт развития. Однако, уже сейчас можно говорить о положительной динамике. В особенности это касается промышленно-производственных зон, которые считаются наиболее успешными особыми экономическими зонами в России.
В ходе выполнения работы была определена классификация особых экономических зон. В России существуют пять видов ОЭЗ: портовые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные особые экономические зоны. В США же существуют только три типа ОЭЗ: зоны свободной торговли, предпринимательские зоны и технопарки (то есть технико-внедренческие особые экономические зоны).
Особые экономические зоны и в США и в России имеют огромное влияние на социально-экономическое положение регионов. Однако, в России особые экономические зоны как правило создаются в наиболее экономически и социальной благоприятных регионах, то есть там, где инвестиционный климат заранее располагает к тому, чтобы туда вкладывали деньги, создавали производства, приглашали иностранных специалистов. В тоже время, в Соединенных Штатах Америки, создание особых экономических зон было изначально направлено на создание благоприятных условий для торговли, на улучшение социально-экономических показателей регионов. Исключение составляют только технико-внедренческие особые экономические зоны, технопарки. Они создавались уже с учетом наличия научной базы и соответствующих условий для развития бизнеса.
Процесс создания особых экономических зон довольно труден. И сегодня эта политика Министерства экономического развития имеет свои недостатки. Нельзя сказать, что и американские особые экономические зоны лишены недостатков. Однако их гораздо меньше, чем в России.
У российских особых экономических зон есть серьезный недостаток, который не наблюдается в Соединенных Штатах Америки. Это слабость нормативно-правовой базы, что создает серьезные препятствия для эффективного и нормального функционирования особых экономических зон. То есть недостатки федерального и регионального законодательства в этом вопросе привели к тому, что Федеральное агентство не имеет полномочий по координации предпринимательской и инвестиционной деятельности. Требования по раскрытию информации, недостатки системы администрации – эти факторы также способствуют тому, что инвесторы не спешат вкладывать свои деньги.
Помимо этого, многие международные эксперты отмечают такие недостатки, как коррупция, политическая нестабильность, слабо развитая инфраструктура.
В США государство и инвесторы сталкиваются с проблемами другого рода, связанными с недополучениями в федеральный и региональные бюджеты, с созданием неправомерных условий для предприятий и т.д.
Можно сказать, что для России характерны проблемы периода становления этого инструмента экономической политики, тогда как для США, проблемы связаны в основном с каждодневным функционированием особых экономических зон.
Однако, тот факт, что российские особые экономические зоны сталкиваются с различными проблемами, не означает, что у них нет перспектив. В данном случае можно сказать, что у них еще все впереди, что они на начальных стадиях своего развития. В отличие от американских особых экономических зон, которые в своей массе находятся на пике.
Правительство России активно занимается оптимизацией системы администрирования и восполнением пробелов в законодательстве особых экономических зон. Помимо этого, идет процесс внедрения в экономику региональных особых экономических зон, которые по классу наиболее близки американским предпринимательским зонам, чья деятельность будет направлена именно на улучшение социально-экономического положения того или иного региона.
Помимо этого, идет активная работа по развитию технико-внедренческих особых экономических зон. Приглашаются иностранные специалисты, создаются филиалы крупнейших международных и российских научно-исследовательских институтов. Все это способствует тому, что российские технопарки постепенно становятся одними из самых эффективных научных центров в мире.
Российские особые экономические зоны имеют огромный потенциал. Создание кластерной системы поспособствует тому, что достижения технико-внедренческих зон, промышленно-производственных зон, создадут крупный и эффективный инновационный центр, где очень хорошо налажена система коммерциализации и промышленного производства товаров высокого качества.
Однако, в качестве еще одного наиболее перспективного пути развития особых экономических зон в Российской Федерации, можно отметить тот тип зон, который не был рассмотрен в этой работе – туристско-рекреационные особые экономические зоны. Они создаются и активно поддерживаются государством в нашей стране. В России существует множество мест с уникальным природным комплексом, где при создании благоприятных условий можно было бы сделать места для отдыха мирового класса. Россия – уникальная страна, на территории которой есть практически все природные зоны.
Еще необходимо проделать огромную работу, для того, чтобы особые экономические зоны в России стали эффективным инструментом экономической политики. Пока же, в отличие от США, российские особые экономические зоны больше являются политическим инструментом влияния на экономику регионов.
Необходимо учитывать ошибки прошлого, перспективы на будущее и опыт тех, кто прошел этот путь до нас. Но нужно помнить, что у российского экономико-политического климата своя специфика и свои особенности. Нужно помнить, что инвестиции в такие проекты, особенно в технико-внедренческие зоны, окупаются не сразу, не нужно рассчитывать на сверхприбыли. И тогда, через определенный промежуток времени, особые экономические зоны принесут свои плоды.
Список использованной литературы
http://www.samoupravlenie.ru/
http://be5.biz/ekonomika1/
http://www.rosoez.ru/cheki/
Информация о работе Сравнительный анализ особых экономических зон в США и России в XXI веке