Сравнительный анализ систем таможенно –тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести исследование систем таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран.
Предмет работы - системы таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран.Задача работы – анализ системы таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран. Объект работы - Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности , Система таможенно-тарифного регулирования ТС на современном этапе , Совершенствование таможно-тарифного регулирования , Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Государственное регулирование Внешнеэкономической........4 деятельности
1.1 Государственное регулирование ВЭД……………………………………4
1.2 Таможенно-тарифное регулирование в России…………………………11
1.3 Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009-2010 гг……………………………………………………………………18

Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования ТС на современном этапе…………………………………………………………...20
2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования…20
2.2 Сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования в России до вступления в Таможенный союз……………………………………………...24
2.3 Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года………………………………………………………………………..27
Глава 3. Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах…………………………………………………………………………29

Глава 4. Совершенствование таможно-тарифного регулирования……32
4.1 Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД…..32
4.2 Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной
международной торговли………………………………………………………35

Заключение……………………………………………………………………..37

Список используемой литературы…………………………………………..40
Приложение…………………………………………………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 88.07 Кб (Скачать файл)

8) совершенствования таможенного  контроля, применения современных  информационных технологий, внедрения  прогрессивных методов таможенного  администрирования, в том числе  на основе общепризнанных международных  стандартов в области таможенного  дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации.

В государственном регулировании  внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного  регулирования. Основным элементом  механизма тарифного регулирования  служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы  по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. 

Таможенные тарифы имеют  все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров, что облегчает пользование  тарифами на разных языках и сопоставление  ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец  договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом  ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно. Комментарий к статье 2 Закона РФ "О таможенном тарифе": Таможенный тариф http://www.brokert.ru/

Функции таможенного тарифа:

1. Протекционизм - защита  отечественных товаров от иностранной  конкуренции 

2. Фискальная - пополнение  госбюджета.

Особое значение имеет  фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части  федерального бюджета.

Фискальная функция таможенного  тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США - не более 1,5%), то в российском бюджете - до 40-50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

Страна имеет тем больше возможностей для маневра в ходе переговоров по согласованию взаимных тарифных уступок, чем больше товарных позиций содержится в ее импортном  таможенном тарифе. Развитость товарной номенклатуры является косвенным показателем  уровня развития системы внешнеторгового  регулирования в стране. Для стран  с неразвитой системой регулирования  характерны слабо детализированные импортные тарифы. Степень дифференциации тарифа зависит как от применяемой  товарной номенклатуры, так и от того, насколько полно она используется. Наибольшее использование имеет  Гармонизированная система описания и кодирования товаров, которая  является основой товарных номенклатур  практически всех крупных государств. Корчажкина Н.П. Роль таможенно-тарифного  регулирования в области внешнеторговой политики Российской Федерации // Актуальные проблемы финансов и банковского  дела: Сб. науч. тр. Вып. 8. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

Для общей характеристики и сопоставления таможенных тарифов  используют обобщенные показатели уровня ставок таможенного тарифа. Для характеристики таможенного тарифа в целом, а  также для анализа положения  в области обложения пошлинами  крупных товарных групп, подгрупп, разделов используются показатели среднего уровня тарифных ставок. Существуют и другие показатели, которые касаются не только уровня обложения, но и структуры тарифа. Такими показателями являются, например, максимальный уровень ставок тарифа (пиковые ставки тарифа), удельный вес товаров, пользующихся режимом беспошлинного ввоза и др.

Необходимость цифровых кодов  обусловлена тем, что они используются для определения ставок таможенных пошлин, так как на основе ТН ВЭД  составляется таможенный тариф - система  таких ставок. Основополагающей характеристикой  ТН ВЭД является "строгое соблюдение правила однозначного отнесения  товаров к классификационным  группировкам".

Таким образом, таможенный тариф  устанавливает соотношение между  товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины. Главный вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений  в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально  сбалансированы интересы государства  и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране. Филлипенко СВ. Таможенное регулирование в системе  государственного управления Российской Федерации. - М.: РАГС, 1999.

Использование таможенного  тарифа, содержащего оптимальные  ставки таможенных пошлин, обладает рядом  достоинств. Так, если страна может  оказывать влияние на мировые  цены, оптимальный уровень ставки таможенной пошлины может принести ей существенный выигрыш. Известный  экономист П.Х. Линдерт отмечает, что таможенный тариф "всегда выгоден  производителям товаров, конкурирующих  с импортом, даже если совокупное благосостояние нации при этом снижается". В  любом случае введение тарифа - всегда лучший вариант по сравнению с  экономической пассивностью. Киреева  А.П. Международная экономика. Учебное  пособие для Вузов. Ї М., 1997. С. 204.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с  этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Таможенная пошлина носит  характер косвенного налога. Назначение таможенной пошлины двояко, во-первых, Таможенная пошлина может рассматриваться  как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией).

Функциями современного таможенного  тарифа могут быть регулирующая и  фискальная.

Регулирующая функция  таможенных пошлин выполняет широкий  спектр экономических мер от протекционистской  защиты внутреннего производителя  до либерализации внешнеторговых отношений  с целью насыщения внутреннего  рынка товарами, пользующимися спросом. Регулирующее воздействие импортных  пошлин не ограничивается соответствующим  удорожанием импортируемого товара. Кроме того, повышаются цены на товары внутреннего производства до уровня цены импортных товаров, увеличенного на величину взимаемых пошлин.

Таким образом, импортные  пошлины воздействуют на рынки промышленных товаров, сельского хозяйства и, что немаловажно, на рынки рабочей  силы, поскольку достаточная защита от наплыва иностранных товаров  предохраняет внутренний рынок от резкого  падения цен и вызванного этим сокращения производства и числа  рабочих мест. Козырин АН. Страна происхождения товара и таможенные пошлины // Закон. - 1997.-№9.-С.78-81.

Регулирующая функция  содержит обширное количество экономических, политических и правовых мер, направленных на защиту внутреннего производителя  от иностранных конкурентов, привлечение  в страну товаров, пользующихся спросом, участие России в международных  торговых, таможенных и иных организациях. Регулирующая и фискальная функции  таможенных пошлин тесно взаимосвязаны  между собой. Они должны комплексно учитываться при формировании и  изменении тарифа.

Исследование показывает, что в настоящее время фискальная функция таможенных пошлин является основной. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины служат одним  из основных источников наполнения доходной части бюджета. В соответствии с  Бюджетным кодексом РФ они относятся  к доходам федерального бюджета  и зачисляются в размере 100%. Важность фискальной функции обусловлена  тем, что таможенные платежи обеспечивают большую долю доходов федерального бюджета.

В России действуют:

Ввозной (импортный) тариф  и ввозные (импортные) пошлины.

Размер взимаемой ввозной  пошлины зависит от страны происхождения  товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины  применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего  благоприятствования. Россия предоставляет  по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере. 

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины. 

При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу  продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

· Пополнением доходной части  бюджета;

· Защитой внутреннего  рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем  мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли.

Таможенная пошлина отвечает основным налоговым характеристикам:

а) уплата таможенной пошлины  носит обязательный характер и

обеспечивает государственно-властным принуждением;

б) таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные  услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

в) поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться  для покрытия конкретных государственных  расходов (принцип запрета специализации  налога).

С помощью тарифов можно  воздействовать на формирование активного  сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, а также  на развитие отдельных регионов страны. Функции тарифного регулирования  реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его. Корчажкина Н.П. Таможенный тариф как инструмент защиты российской экономики в условиях вступления во Всемирную торговую организацию // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. Вып. 9. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

Таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический  характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения  внутренних и мировых цен, реального  валютного курса. В условиях дефицитной экономики таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется  более жесткими методами нетарифного  характера. Следует отметить, что  в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

А между тем это эффективная  мера защиты внутреннего рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов на агропродовольственном  рынке равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии - 142. Следует отметить, что  в ЕС большинство мегатарифов  относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в  ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в  силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции  установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины превышают 500%.

1.3 Мировая практика  таможенно-тарифного регулирования  в           2009-2010 гг.

Таможенно-тарифная политика иностранных государств в условиях кризиса (2008-2009гг.) характеризуется  в основном повышением ставок ввозных  таможенных пошлин и снижением ставок вывозных таможенных пошлин. Министерство экономического развития Российской Федерации, июнь 2010г.

Повышение ставок ввозных  таможенных пошлин осуществляется в  отношении товаров, импорт которых  является существенным для экономики. Это делается в первую очередь  в целях повышения уровня защиты собственных производителей от дешевого импорта аналогичных товаров, усиливающегося благодаря эффекту от девальвации  национальной валюты; а также в  целях пополнения доходной части  бюджета без ущерба для экономики, так как инфляционное давление импорта  в условиях падения мировых цен  ослабевает.

Белоруссия. С 31 марта до 1 июля 2009 г. введены сезонные таможенные пошлины на картофельный крахмал. Пошлины  утверждены в размере 60% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро за 1 кг. До 01.10.2009 было приостановлено действие запрета на экспорт необработанных шкур и дубленых кож.

Киргизия. Министерство экономического развития и торговли Киргизской республики в апреле 2009 года проводило разбирательство  в отношении импорта пшеничной муки. По результатам разбирательства принято заключение о необходимости введения защитных мер посредством установления специальных защитных пошлин на импорт муки из пшеницы твердых и мягких сортов и спельты в размере 3 сома за килограмм. Указанные защитные меры введены с 10 ноября 2009 г. сроком на 1 год. Данные меры приняты в целях создания равных конкурентных условий на внутреннем рынке, стабилизации экономической ситуации и поддержки отечественных производителей.

США. В июне 2009 г. Комиссия США по международной торговле вынесла  решение о том, что импортируемые  из Китая шины для легковых машин  и малых грузовиков поставляются в США в таких количествах, что это угрожает интересам местных  производителей. В сентябре 2009 г. Президент  США определил таможенные пошлины  на данную продукцию (дополнительно  к уже существующей 4-процентной) в следующих размерах: на первый год - 35%, на второй - 30%, на третий - 25%.

Китай. С целью укрепления своих позиций на мировом рынке  вольфрама Китай с 1 июля 2009 г. снизил на 5% экспортные пошлины на вольфрам.

Снятие и приостановление  запрета на экспорт товаров. Цель введения данных мер идентична повышению  вывозных пошлин.

Некоторые из принятых в  указанном периоде мер носят  явно протекционистский характер: повышение  ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные для национальных экономик товары; снижение или отмена экспортных таможенных пошлин; введение технических  барьеров; лицензирование импорта; дискриминация  при осуществлении государственных  закупок; значительное повышение активности в проведении антидемпинговых и  защитных расследований.

Информация о работе Сравнительный анализ систем таможенно –тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран