Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:50, курсовая работа
Цель работы – провести исследование систем таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран.
Предмет работы - системы таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран.Задача работы – анализ системы таможенно – тарифного регулирования Таможенного Союза и промышленно - развитых стран. Объект работы - Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности , Система таможенно-тарифного регулирования ТС на современном этапе , Совершенствование таможно-тарифного регулирования , Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственное регулирование Внешнеэкономической........4 деятельности
1.1 Государственное регулирование ВЭД……………………………………4
1.2 Таможенно-тарифное регулирование в России…………………………11
1.3 Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009-2010 гг……………………………………………………………………18
Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования ТС на современном этапе…………………………………………………………...20
2.1 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования…20
2.2 Сравнительный анализ таможенно-тарифного регулирования в России до вступления в Таможенный союз……………………………………………...24
2.3 Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года………………………………………………………………………..27
Глава 3. Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах…………………………………………………………………………29
Глава 4. Совершенствование таможно-тарифного регулирования……32
4.1 Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД…..32
4.2 Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной
международной торговли………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………..37
Список используемой литературы…………………………………………..40
Приложение…………………………………………………………………………………..43
Пострадавшие от введения
протекционистских мер
Рядом государств принимались
активные меры в сфере поддержки
национального экспорта, включающие
массированную финансово-
Стоит отметить, что если
в 2009 году антикризисные меры являлись
в основном компенсационными, направленными
на ограничение потерь компаний, то
в I квартале 2010 года иностранные государства
значительно сократили
Некоторыми государствами в 2010 году были приняты так называемые «послекризисные» меры, направленные на посткризисное развитие страны и на поддержание национальных секторов экономики. Министерство экономического развития Российской Федерации, июнь 2010г.
Глава 2. Система
таможенно-тарифного
2.1 Нормативно-правовая
основа таможенно-тарифного
Особое место в нормативной
базе таможенно-тарифного
Комплексный характер таможенного
законодательства находит свое выражение
в системе принципов правового
регулирования таможенно- тарифной
политики. Часть этих принципов представляют
собой административно-правовые принципы
регулирования внешнеторговой деятельности
и перемещения товаров и
- принцип охраны
- принцип защиты экономических
интересов Российского
- принцип дифференциации
в правовом регулировании
Наряду с административно-
Исторически формирование системы
нормативно-правового
Все законодательство, касающееся
организации и функционирования
таможенного союза условно
Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его цели, задачи(7 международных договоров).
Акты, определяющие меры таможенно-тарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(9 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).
Акты, определяющие меры нетарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(5 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).
Акты, касающиеся таможенного регулирования на таможенной территории ТС( 18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС).
Акты, определяющие единый порядок надзора(контроля) за безопасностью товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных договоров и 3 решения комиссии ТС).
Акты, регулирующие вопросы взимания налогов во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных договоров).
Акты, определяющие ведение статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров).
Акты, определяющие ведение статистики внешней и внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных договора).
Акты, касающиеся органов ТС, в частности комиссии ТС(2 международных договора и 3 решения комиссии ТС).
Таким образом, нормативную базу таможенного союза составляют:
Международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;
Решения Комиссии таможенного союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые в государствах-членах таможенного союза) - более 42-х решений.
В целях формирования правовой
базы таможенного союза подписаны
международные документы, направленные
на унификацию таможенного администрирования,
включая определение порядка
декларирования, а также таможенного
оформления и таможенного контроля
товаров, уплаты таможенных платежей на
единой таможенной территории, обеспечение
единообразного применения правил определения
таможенной стоимости товаров и
страны происхождения товаров из
развивающихся и наименее развитых
стран. Выступление на форуме «Таможенный
Союз. Первые итоги и перспективы»
30 сентября 2010 года, Конгресс-центр гостиницы
«Свиссотель Красные Холмы», г.Москва
Основными международными актами,
регулирующими эти
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;
Протокол от условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;
Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года;
Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
Далее Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:
Единая Товарная номенклатура
внешнеэкономической
Единый таможенный тариф таможенного союза;
Следующими значимым документом,
регулирующим эти правоотношения является
Решение Комиссии таможенного союза
от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном
регулировании таможенного
Основным международным договором, в соответствии с которым осуществляется таможенное регулирование на таможенной территории таможенного союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. А также целый блок международных договоров - это соглашения, подготовленные непосредственно в развитие ТК ТС. По состоянию на 1 августа 2010 года подписано 12 соглашений:
Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;
Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенные в таможенные органы Казахстана, пока не принимаются таможенными органами Беларуси и России);
Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;
Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;
Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года;
Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава общего пользования, осуществляющего перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года;
Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;
Соглашение о порядке
перемещения физическими лицами
товаров для личного
Все перечисленные соглашения до их вступления в силу после ратификации временно применяются с 6 июля 2010 года - дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
2.2 Сравнительный
анализ таможенно-тарифного
Анализируя российскую систему
таможенно-тарифного
Во-первых, обращено внимание на сравнительно высокий, в том числе на фоне других стран СНГ, уровень тарифной защиты внутреннего рынка: средневзвешенная ставка ввозных пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в отличие от большинства стран мира указанная величина в России в текущем десятилетии имела тенденцию к росту. Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 5.
Во-вторых, указано на существенную долю импорта, охваченного международными тарифными пиками (на долю позиций со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа) и неадвалорными пошлинами (26% его стоимости в 2007 г.).
В-третьих, констатируется сравнительно
низкая степень дифференциации (разброса
ставок) импортного тарифа, что затрудняет
реализацию структурных задач тарифной
политики и не в полной мере соответствует
потребностям динамично развивающейся
российской экономики. Отмеченное, вкупе
с большим числом тарифных пиков
и неадвалорных ставок, говорит о
преимущественно фискальной направленности
национального таможенного
В-четвертых, в качестве характерной
черты российской таможенно-тарифной
политики называется сохранение экспортных
пошлин на широкий круг товаров. Несмотря
на трехкратное сокращение числа
облагаемых пошлинами товаров в
2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции
с высокой добавленной
В целом для России фискальная функция таможенных пошлин играет огромную роль. В 2007 г. объем поступлений от взимания таможенных пошлин (ввозных и вывозных) составил почти 30% общей суммы доходов федерального бюджета. Этот показатель не имеет аналогов в зарубежной практике, за исключением 4-5 беднейших или карликовых африканских государств.
Отличительной чертой таможенно-тарифного
регулирования в РФ является частое
изменение ввозных и вывозных
таможенных пошлин. В 2007 г., например, были
изменены ставки импортных пошлин по
1570 тарифным позициям. С одной стороны,
изменения позволяют учитывать
сдвиги в структуре товарных потоков,
решать задачи развития национальной
экономики, но с другой - создают
неопределенность и риски для
отечественных и зарубежных предпринимателей.
Ильин А.Е. Современная система
таможенно-тарифного