Сравнительный анализ экономических прогнозов влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследование обоснованности и подтверженности экспертных оценок и сделать вывод о том какие прогнозы являются достоверными.
Задачи:
1. Раскрыть особенности функционирования рынка сельского хозяйства;
2. Изучить условия присоединения России к ВТО;
3. Проанализировать опыт стран СНГ присоединения к ВТО;
4. Изучить текущее состояние сельского хозяйства в Росии;
5. Проанализировать отрицательные экспертные оценки;
6. Проанализировать положительные экспертные оценки.

Содержание

Введение 3
Глава.1 Теоретические аспекты 6
1.1 Особенности функционирования рынка сельского хозяйства 6
1.2 Условия присоединения для агропромышленного комплекса Российской Федерации ко Всемирной торговой организации 9
1.3 Опыт стран СНГ вступивших в ВТО 16
Глава 2. Практические аспекты 22
2.1 Текущее состояние агропромышленного комплекса в Российской Федерации 22
2.2 Отрицательные экономические прогнозы влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организации 28
2.3 Положительные экономические прогнозы влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организации 40
Заключение 44
Список литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_VED.docx

— 81.56 Кб (Скачать файл)

А зерновое производство у нас и  так низкорентабельное, несмотря на неплохой урожай этого года, в немалой  степени, благодаря благоприятным  погодным условиям. За 2005 - 2010 годы рентабельность продаж зерна составляла в среднем 21%, за 2009 - 2010 годы - 9,5%. Цены и урожаи сильно колеблются от года к году, выгоды от того, что внутренние цены ниже мировых, получают оптовые торговцы, банки, экспортеры, но не производители. Государство почти  не регулирует рынок зерна и даже хочет отказаться от закупок излишков по ценам, обеспечивающим прибыль, и  перейти лишь к временному хранению, вроде как в ломбарде, выдавая  производителям только компенсацию  себестоимости. А в итоге производство не стабильно, имеет место тенденция  снижения посевных площадей, качество зерна ухудшается, его себестоимость  за последние шесть лет удвоилась, что негативно сказывается и  на развитии животноводства.6

 

Рост инвестиций запланирован программой в среднем на 8,8% в год. Но если обратиться к фактической динамике инвестиций в сельское хозяйство  в сопоставимых ценах(а именно в  сопоставимых ценах и должен измеряться рост инвестиций), то оказывается, что  высокие темпы их роста были характерны только для первых лет действия субсидирования кредитов – для 2006, 2007 годов. Уже  в 2008 году инвестиции составили 98,8%, а  в 2009 год – 72,5% к предыдущему году. Сколько составили инвестиции в 2010 году, пока статистика не говорит, но, судя по общей тенденции снижения инвестиций, вряд ли был их рост в  сельском хозяйстве. Поэтому гарантировать  столь высокие темпы роста  инвестиций на будущее, когда хозяйства  в существенной части закредитованы (долги превосходят годовую выручку  в 2010 году на 36%), довольно сложно. Но даже при существовавших в 2006-2007 годах  высоких темпах роста инвестиций, их оказывалось недостаточно для  перехода к росту основных фондов в сопоставимых ценах.

В.С. Шевелуха, академик Россельхоз академии. Условия присоединения к ВТО ,в частности по сельскому хозяйству, совершенно не соответствуют той ситуации, которая сложилась реально, и тому разрушению отрасли, которое произошло в результате реформ, проведенных 1990-е годы. То реформирование, которое коснулось отрасли сельского хозяйства, лишило Россию собственного продовольственного обеспечения и поставило в полную зависимость от иностранных поставщиков, привело к необходимости расходования валютных и других ресурсов страны, а импортное продовольствие. Более того, 40 млн. га пашни исключено из сельскохозяйственного оборота, по существу ликвидировано новое строительство в животноводстве, отечественное производство продукции животноводства обеспечивает только 48% потребности, а 52% покрывают закупки за рубежом.

Вместо того чтобы направить  зерно на обеспечение  животноводства кормами,его, так называемый излишек, отправили за рубеж для продажи.

Государственная поддержка Аграрного  сектора составляет не более 0,9% расходной  части федерального бюджета.

Думаю, что при сложившемся положении  произойдет дальнейший уход из сельского хозяйства ещё оставшихся самых старших поколений, и мы полностью сделаем пустынным сельские территории.

В.С. Шевелуха. Что касается восстановления сельского хозяйства, то я не согласен с теми, кто полагает, что это  возможно в ближайшие годы. Это  очень длительный процесс, он связан, с самой технологией, но главное, что на селе нет ни ресурсов, ни средств, а государственная поддержка крайне недостаточна. Между тем в мире 50% государственных субсидий выделяется для развития сельского хозяйства в сельских территорий. В США существуют 25 различных способов государственной поддержки. Поэтому я считаю, предстоящее в переходный период сокращение государственной поддержки сельского хозяйства не допустимо, так как приведет к окончательному разрушению отечественного агропродовольственного   хозяйства и полной продовольственной зависимости на длительную перспективу.

В частности по сельскому хозяйству  присоединение к ВТО на согласованных  условиях будет ошибкой – противоречит требованиям Доктрины продовольственной  безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России 30 января 2010 г. Напомню, что Доктриной в качестве пороговых значений продовольственной  безопасности установлены следующие  доли отечественной агропродукции  в общем объеме товарных ресурсов: зерна – не менее 95%, сахара и растительного  масла – не менее 80, мяса и мясопродуктов  – не менее 85, молока и молокопродуктов  – не менее 90%.

Не может страна в дальнейшем развиваться, если не будет решена проблема восстановления национальной продовольственной  безопасности.

Казалось бы, условия присоединения  к ВТО разрешает существенно  увеличить бюджетное финансирование сельского хозяйства в целях  его возрождения и дальнейшего  развития. Парадокс в том, что затрачено  много времени на то чтобы согласовать  верхнюю планку непосредственное поддержки  отечественного агропроизводства, а  когда согласование было достигнуто, оказалось, что у правительства  отсутствуют необходимые для  этого финансовые ресурсы.7

Существо проблемы заключается  в том, что устанавливается начальный  уровень разрешенной государственной  поддержки в размере 9 млрд долл. в 2013 г. При этом предусматривается  её сокращение в переходный период до 4,4 млрд долл. к 2018 г. с одновременным  снижением таможенно - тарифной защиты агропродовольственного рынка в  среднем на треть.

В то же время суммарный уровень  поддержки агропромышленного производства и сельской социальной сферы в  США по состоянию на 2011 год составляет почти 100 млрд. долл., в ЕС - примерно 50 млрд. Евро, а в России - немногим более 6 млрд. долл. или примерно столько, сколько получает сельское хозяйство  такой страны, как Польша.

Сложность ситуации заключается еще  и в том, что в первые годы реализации Государственной программы, когда  разрешается использовать на поддержку  отрасли до 9 млрд. долл., принятыми  бюджетными проектировками не предусматривается  рост государственной поддержки, а  с учетом инфляции - даже ее некоторое  сокращение. В последующие годы, когда проектом Госпрограммы предусмотрен рост поддержки, уже будут действовать  более низкие разрешенные ВТО  ее предельные размеры. Так, по расчетам, согласно проекту Госпрограммы, потребность  в финансировании мер «желтой  корзины» в 2015 г. составит 8,4 млрд. долл., а разрешенный ее размер - лишь 7,2 млрд. долл.

Следует также искать выход из положения, которое сложится в последующие  годы, когда перенесение части  поддержки из «желтой корзины» в  «зеленую» вероятнее всего повлечет за собой снижение объемов сельскохозяйственной продукции, поскольку не всегда увеличение инфраструктурных расходов может компенсировать их недостаток в производстве.

Эту проблему поднимают также наши союзы и ассоциации, по расчетам которых для компенсации ожидаемого экономического ущерба потребуются  ежегодные выплаты из бюджета  в размере 96 млрд. руб.

Одним из основных рисков, связанных  со вступлением России в ВТО, является усугубление системных проблем, существующих в отрасли. В первую очередь, это низкая доходность сельхозтоваропроизводителя и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность сельского хозяйства. Открыв свои рынки для стран ВТО, нам предстоит конкурировать  с ведущими мировыми экспортерами продовольствия, работающими на основе самых передовых  технологий. Производительность труда  в этих странах многократно превышает  российский показатель, и это в  условиях, когда уровень государственной  поддержки и тарифной защиты внутреннего  рынка у них значительно выше.

Для защиты внутреннего рынка США  и ЕС используют запретительный уровень  пошлин для внеквотных поставок продовольствия на их рынки. В частности, при ввозе  в ЕС продуктов животноводства максимальная пошлина составляет 162%, а молочных продуктов 180%. Молочный рынок США  защищается максимальной пошлиной в  размере 126%, в то время как в  России согласованный уровень тарифной защиты молочной отрасли составит меньше 15%, а мясной - 20% при одновременном  увеличении размеров квот.

Что касается экспортных субсидий, которыми в настоящее время широко пользуются США и ЕС, то по условиям «ВТО-плюс»  России запрещена поддержка своих  экспортеров в виде субсидий. Однако США ежегодно в бюджете предусматривают  экспортные субсидии в размере 1,5 млрд. долл. и не сокращают эту статью расходов, несмотря на многолетние  требования членов ВТО.

Кроме отмеченных негативных последствий, в качестве отрицательных эффектов ряд экспертов указывают следующие:

предоставление энергоносителей  отечественным производителям по мировым  ценам приведет к росту себестоимости  отечественной продукции;

принятие менее жестких санитарных требований, действующих в ВТО  по сравнению с действующими российскими, создает риск роста импорта вредных  для здоровья пищевых продуктов;

исключение возможности установления льготного железнодорожного тарифа для продукции российских товаропроизводителей.

В связи с лишением России возможностей экспортного субсидирования придется перенести запланированные стратегические сроки перехода к экспортной политике наших крупнейших отраслевых союзов - производителей мяса птицы и свинины.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Положительные экономические прогнозы влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организации

В.Л.Корочкин. Эксперты сходятся на том, что сельское хозяйство присоединяется к ВТО окажет отрицательное влияние. При этом в агропроизводстве занята значительная часть малого бизнеса, порядка 300 тыс.крестьянских(фермерских)хозяйств  и около 2 млн товарных личных подсобных  хозяйств. Тем не менее, данное утверждение, как представляется, по меньшей мере спорно. В последнее время наблюдается инвестиционный бум в сельское хозяйство. Это связано с программами господдержки, но в то же время – с объективной  потребностью мирового сообщество, поскольку дефицит продовольствия в мире в ближайшие 20, 30 , 40 лет будет непрерывно нарастать. Кстати сказать, по всем мировым форсайтам, которые мы самым внимательным образом изучали в целях  нашей работы, в 2050г. России отводится всего одна единственная роль в мировой экономике и эта роль - поставщика продовольствия.

Снятие барьеров и развитие новых  технологий в сочетании с социально  растущим спросом на продовольствие способно вызвать грандиозный рост производства всех видов сельхозпродукции в 10-15 летней перспективе. И речь прежде всего о потенциальных возможностях хозяйств населения – сектора, которые  ныне не являются и не считаются  предпринимательскими, по нашему мнению исключительно вследствие характера  её регулирования.

Потенциал мелкотоварных под –рий – это около 2 млн хозяйств, уникальная первичная среда, из которой невольно быстро можно вырастить сотни  тысяч эффективных сельскохозяйственных производителей.

Никаких поводов для паники не видит президент Национального  союза зернопроизвиодителей Павель Скурихин. Он соглашается, что значительная  часть мер поддержки аграрного  сектора относится к янтарной корзине ВТО, и от них к 2018 г. Придется отказаться. Речь идет о льготных поставках  топлива и удобрений для сельхозпроизводителей, установлении для них скидок на железнодорожные  тарифы при перевозке зерна. Правительство  работает над переформатированием  этих мер поддержки на зеленую  корзину, разрешенную в рамках ВТО. Например,там государства выделяют деньги на сохранение обрабатываемых площадей сельхозземель и традиционнго образа жизни в сельской местности. Значительная часть потреь, о которых  говорится, является потенциальной, -успокаиваетА.Злочевский. РЗС уже направил в Минсельхоз России свои расчеты и оценки и  предложения,как их избежать.

В случае возникновения рисков иуг роз для отечественного сельского  хозяйства в связи с присоединением к ВТО Рабочей группой будут  подготовлены соответсвующие предложения  по их устранению. Для поддержки  отечественных производителей возможно использование инструментов защиты от более дешевой импортной продукции(антидемпинговые,компенсационные  и защитные меры, например, в отношении  чувствительных товаров – живые  свиньи,молочные продукты,сахар-сырец  тростниковый,рис  и др.),государственной  поддержки в объеме согласованном  в рамках ВТО и мерпо развитию инфраструктуры соответсующихотраслей.

Для адаптации отдельных  отраслей экономики к условиям членства России к ВТО и преодоления  возможных негативных последствий  утвержден план действий Правительства  Российской Федерации, которым предусматривается  проведение ежеквартального мониторинга  объемов и стоимостных показателей  импорта на территорию Российской Федерации9

Более глубокая интеграция государств с переходной экономикой в глобальные хозяйственные системы  с присоединением к Всемирной  торговой организации получает новые  мощные импульсы, усиливающие поиск  новых путей роста конкуренции  за счет использования природного и  экономического потенциала, технико-технологической  модернизации производственной сферы  и инфраструктуры, усиления инновационной  деятельности, качественного совершенствования  трудовых ресурсов, уровня и качества жизни населения. Фактически, адаптируясь  к правилам ВТО, страны с переходной экономикой, по экспертным оценкам, смогли вписаться в глобальные экономические  процессы и , несмотря на определенные негативные явления, укрепить свои позиции  прежде всего на мировых агропродовольственных  рынках.

Информация о работе Сравнительный анализ экономических прогнозов влияния на агропромышленный комплекс Российской Федерации во Всемирной торговой организа