Становление и перспективы рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение понятия рынка ценных бумаг и выявление особенностей его функционирования в странах с переходной экономикой.
В рамках данной цели можно выделить следующие задачи данной работы:
•изучение понятия ценной бумаги как экономической категории, определение ее функций и рассмотрение основных подходов к классификации ценных бумаг;
•изучение понятия рынка ценных бумаг, определение основных целей его функционирования и подходов к классификации рынков ценных бумаг, рассмотрение состава участников рынка ценных бумаг;
•выявление особенностей функционирования рынка ценных бумаг в странах с переходной экономикой;
• рассмотрение современного состояния рынка ценных бумаг Республики Беларусь;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Ценные бумаги: понятие, классификация, субъекты рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………….6
Глава 2. Проблемы регулирования рынка ценных бумаг в условиях глобализации мировой экономики.…………………………………………………………………...…...18
Глава 3. Становление и перспективы рынка ценных бумаг в Республике Беларусь………………………………………………………………………......27
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………4

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 361.95 Кб (Скачать файл)

Компания, принявшая решение  о выпуске ценных бумаг, в обязательном порядке должна провести ряд основных мероприятий:

- проанализировать состояние  коньюктуры фондового рынка;

- провести оценку инвестиционной  привлекательности выпускаемых  ценных бумаг;

- установить цели эмиссии;

- определить объемы эмиссии;

- определить форму, номинал,  а также объем эмитируемых  ценных бумаг.

Очень важно, чтобы эмиссия  ценных бумаг в полной мере соответствовала  установленному государством порядку  определенных действий. В случае нарушений у компании эмитента могут возникнуть проблемы юридического характера.

Как правило, открытая эмиссия  ценных бумаг представляет собой  весьма дорогостоящее мероприятие, которое нуждается в определенных финансовых затратах и временных. В  связи с этим компании предпочитают проводить процедуру эмиссии  ценных бумаг с привлечением профессионалов фондового рынка.

Нужно также отметить, что  государство выступает на рынке  ценных бумаг крупнейшим эмитентом (выпуская государственные ценные бумаги), а также инвестором, имея в государственной  собственности ценные бумаги предприятий  и банков. В лице Центрального банка  государство является крупнейшим дилером  на рынке государственных ценных бумаг. Наконец, оно использует инструменты  рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики.

Фондовая биржа, как вторичный  рынок, предполагает покупку-продажу  ценных бумаг, пришедших с первичного рынка. На этом рынке обращаются, однако, не все ценные бумаги, находящиеся  в обращении, а лишь те, которые  соответствуют определенным требованиям, выдвигаемым биржей. Поэтому для  того, чтобы ценные бумаги стали  биржевым товаром, они проходят процедуру  допуска, которая в США, Англии и  России получила название «листинг». Во Франции это называется «интродукция», в Германии — «допуск». Листинг  ценных бумаг — это совокупность определенных процедур, проводимых биржей при содействии эмитента (управляющей  компанией) или их официальных представителей с целью включения ценных бумаг  в котировальные листы биржи  и осуществления контроля за соответствием ценных бумаг (а также эмитентов ценных бумаг) требованиям, предъявляемым к ним согласно правилам биржи.

Листинг конкретных видов  ценных бумаг, т. е. фактическое их появление  в биржевых списках, по существу означает разрешение на участие их в торгах и дает им все те привилегии, которыми наделяется любая ценная бумага, уже  задействованная в биржевой торговле. К преимуществам листинга могут быть отнесены: высокая маркетабельность (пригодность для реализации на рынке) ценной бумаги, повышенный уровень ликвидности ценной бумаги, относительная стабильность цен на них (спекулятивные ценные бумаги, как правило, на биржу не попадают), процесс обращения ценных бумаг происходит под постоянным контролем биржи, т.е. инвестор защищен от злоупотребления и мошенничества, инвестор, приобретающий ценную бумагу, включенную в котировальный лист, может быть уверен, что сможет получить достоверную и своевременную информацию о компании-эмитенте и рынке ее бумаг, так как он должен иметь возможность оценивать перспективы экономического развития эмитента и качество его ценной бумаги.

Таким образом, всякий инвестор, решивший вложить деньги в ценные бумаги, прошедшие листинг, приобретает  полный набор преимуществ, которые  дает ему фондовая биржа.

В то же время листинг  выгоден и эмитенту ценной бумаги. Во-первых, это касается будущего выпуска  ценных бумаг, так как торговля на бирже уже находящихся в обращении  ценных бумаг обеспечивает им рекламу, а соответственно, будущий спрос  на них, что помогает эмитентам быстро разместить ценные бумаги нового выпуска  и привлечь необходимую сумму  денег. Во-вторых, эмитент может надеяться  на возможность быстрого получения  кредита в коммерческом банке. Известно, что, для того чтобы получить кредит, банки изучают кредитоспособность клиента по определенным критериям, поэтому если ценные бумаги прошли листинг, значит, финансовое положение  эмитента не вызывает особых опасений, а следовательно, можно быстро и  без проволочек оформить выдачу кредита. Кроме того, во многих странах эмитенты ценных бумаг, прошедших листинг  на бирже, имеют льготное налогообложение.

    Таким образом, листинг — это система поддержания рынка, которая создает наиболее благоприятные условия для организованного рынка, позволяет выявить наиболее надежные и качественные ценные бумаги и способствует повышению их ликвидности.

 Также в макроэкономике  существует понятие макроэкономической  нестабильности. Общественное производство  развивается по восходящей линии.  В основе прогрессивной эволюции  экономики лежат производительные  силы, научно-технический прогресс, совершенствование организационной  структуры производства, развитие  интеллектуального потенциала общества. Они придают хозяйству деловую  активность. Благодаря действию  названных факторов общественное  производство, рассматриваемое в  пространстве и во времени,  всегда динамично. Если же анализировать  экономику в более узких временных  границах, положение меняется. Здесь  мы сталкиваемся и с периодами  подъема, и с периодами спада,  иногда весьма продолжительного  застоя. Причин этому множество.  Экономисты разных времен предлагали  различные теории колебаний в  экономике. Одни авторы связывали  это с нововведениями в народном  хозяйстве, утверждая, что время  от времени осуществляются крупномасштабные  мероприятия, такие, как строительство  железных дорог, производство  синтетических волокон, аэрокосмическое  производство и т.д., которые требуют  больших инвестиций, продолжительных  сроков отдачи фондов и оказывают  существенное воздействие на  занятость населения и уровень  цен. Поскольку такие крупные  действия осуществляются нерегулярно,  они способствуют появлению нестабильности  в экономике. 

Другие исследователи  нестабильность связывают с политическими  событиями или стихийными явлениями  в природе. Войны, например, вызывают структурные сдвиги в производстве. Резко возрастает спрос на продукцию  военного характера, но с окончанием войны многие отрасли приходят в  упадок, а часть производств разоряется. Столь же катастрофичны последствия  засух, наводнений.

Чтобы устранить причиненный  урон, необходимо перепрофилировать  многие производства, переориентировать  материальные ресурсы и финансовые средства. Все это сказывается на механизме функционирования хозяйственных структур, отражается на темпах развития, и как следствие этого — колебание рыночной конъюнктуры.

Имеют место рассуждения  о том, что макроэкономическая нестабильность обусловлена монетарной политикой  государства. В тот период, когда  правительство выпускает в обращение  много денег, возникает инфляция, вызывающая спад производства. Если в  обороте находится мало денег, это  вызывает сокращение инвестиций, ограничение  производства и расширение безработицы. Мероприятия по стабилизации денежного  обращения вызывают подъем экономики.

Конечно, названные факторы  влияют на экономическую активность, но называть какой-то из них определяющим, наверное, не следует. Не случайно большинство  исследователей считает, что определяющим моментом, с которым связано колебание  общественного производства, является объем общих или совокупных расходов. Высокий уровень совокупных расходов обусловливает прибыльное ведение  производства и поэтому поднимает  деловую активность. Если же общие  расходы падают, деловая активность снижается, производство сужается. На этой основе возникает цикличность  в экономике.

     Экономический цикл охватывает время от момента пиковой ситуации в предыдущем подъеме до момента достижения этой точки в последующем объеме производства. Экономические циклы отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности, но все они имеют одни и те же фазы, хотя последние также отличаются от своих «собратьев» в предыдущих и последующих экономических циклах. Выделяются четыре фазы экономического цикла: пик, спад, нижняя точка спада, оживление. На графике это выглядит следующим образом

    Рисунок 1: Экономический цикл

Таким образом, чтобы на рынке  всегда преобладало равновесие  -  система регулирования рынка  ценных бумаг включает:

  • регулирующие органы (государственные органы и саморегулирующиеся организации — добровольные объединения профессиональных участников ценных бумаг);
  • функции и процедуры регулирования (лицензионные, законодательные, регистрационные, надзорные);
  • законодательные нормы, действующие на рынке ценных бумаг;
  • этические нормы фондового рынка (правила ведения честного бизнеса);
  • традиции и обычаи.

В международной практике существуют следующие модели регулирования  рынка ценных бумаг:

  • основная регулирующая роль принадлежит государству (так регулируется РЦБ во Франции);
  • сочетание государственного регулирования и деятельности саморегулирующихся органов (пример — РЦБ в Великобритании).

Основная цель государственного регулирования РЦБ — поддержка финансовой безопасности страны.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Становление  и перспективы рынка ценных бумаг  в Республике Беларусь

Появлением фондового  рынка в РБ следует считать 1992 год, когда был принят Закон РБ «О ценных бумагах и фондовых биржах».

    Мнение о том,  что фондовый рынок в республике  отсутствует, представляется некорректным. За 12-летний период данный сегмент  финансового рынка стал достаточно  развитым в плане инфраструктуры, выпускаемых инструментов, прозрачным  и контролируемым со стороны  государства.

На современном этапе  участниками фондового рынка  являются 5000 эмитентов (предприятия, выпускающие  ценные бумаги, включая 1795 открытых акционерных  обществ; государство; административно-территориальные  образования), свыше 1 миллиона инвесторов – владельцев ценных бумаг, а также 126 профессиональных участников рынка  ценных бумаг, в том числе 27 банков. [1, с.28-29]

Создана и функционирует  ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», на которой торгуются акции, государственные облигации, облигации  Национального банка и иных ценных бумаг.

В Республике Беларусь выпуск государственных ценных бумаг осуществляется с 1994 года. Основной целью эмиссии таких бумаг является потребность в безинфляционном покрытии дефицита бюджета.

Рисунок 3.1: Ценные бумаги, находящиеся в обращении  за 2008-2011 гг

Источник: [8, с 56 ]

 

 

На 1 января 2008 г. в обращении  находилось государственных ценных бумаг в сумме 3,83 трлн. рублей по номинальной стоимости. Объем долговых обязательств Правительства Республики Беларусь в обращении на 1 января 2009 г. составил 5,6 трлн. рублей, или 4,3 процента к ВВП. Ввиду неблагоприятных условий на финансовом рынке, являющихся следствием мирового финансового кризиса, Министерством финансов в 2009 - 2010 годах не проводились аукционы по размещению государственных ценных бумаг на территории Республики Беларусь.

В этот период осуществлено два выпуска государственных долгосрочных облигаций на общую сумму 188,6 млрд. рублей путем прямой продажи Национальному банку в рамках реструктуризации в государственные облигации задолженности Правительства Республики Беларусь по кредитам данного банка, выданным в 1991 - 2003 годах на финансирование дефицита республиканского бюджета и отнесенным на внутренний государственный долг.

В целях снижения нагрузки на государственный бюджет по погашению и обслуживанию внутреннего государственного долга Министерством финансов по согласованию с инвесторами в декабре 2009 г. произведено досрочное погашение государственных ценных бумаг на сумму 2,11 трлн. рублей.

На 1 января 2011 г. объем государственных  облигаций в обращении составил 1,76 трлн. рублей по номиналу (по сравнению с началом 2010 года уменьшился на 0,35 трлн. рублей, или на 16,6 процента). В структуре государственных ценных бумаг наибольший объем занимают государственные долгосрочные облигации - 97 процентов на 1 января 2009 г., 100 процентов - на 1 января 2010 г. и 1 января 2011 г. (рисунок 3.1)

Основными владельцами государственных  ценных бумаг являются банки (80 процентов), страховые организации (3 процента), прочие юридические и физические лица (около 17 процентов). Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 13 мая 2010 г. N 245 "О выпуске государственных облигаций Республики Беларусь" и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2010 г. N 758 "О выпуске государственных долгосрочных облигаций в 2010 году" в августе 2010 г. Министерством финансов осуществлен выпуск еврооблигаций Республики Беларусь в формате RegS на общую сумму 1 млрд. долларов США (по номинальной стоимости) со сроком обращения 5 лет с купонной ставкой 8,75 процента годовых. Общая доходность выпуска таких облигаций составила 8,7 процента годовых. [8, с 56-57]

В настоящее время в  целях развития рынка государственных облигаций сформировано широкое правовое поле, создана необходимая инфраструктура, обеспечена информационная открытость.

Для учёта прав на ценные бумаги, которые выпущены в бездокументарной форме, в республике действует депозитарная система, состоящая из двух центральных  депозитариев (центральный депозитарий  Национального банка – по государственным  ценным бумагам и ценным бумагам  Национального банка и РУП  «Республиканский центральный депозитарий  ценных бумаг» - по акциям, облигациям юридических лиц и муниципальным  облигациям) и депозитариев второго  уровня. Данная депозитарная система является достаточно передовой как в плане организационной структуры, так и в технологическом плане.

Спектр выпускаемых инструментов фондового рынка достаточно широк. Так, в республике выпускаются акции  акционерных обществ, облигации  юридических лиц, государственные  ценные бумаги (в том числе государственные  облигации), ценные бумаги Национального  банка, муниципальные ценные бумаги, векселя (которые выпускают и  банки, и иные юридические лица), депозитные и сберегательные сертификаты.

Информация о работе Становление и перспективы рынка ценных бумаг в Республике Беларусь