Становление торговли национальной экономики в переходный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:58, научная работа

Краткое описание

Цель диссертационного исследования – теоретическая оценка современного состояния торговли и разработка научно-методических основ концепции развития оптово-посреднических услуг на продовольственном рынке.
Для реализации цели в процессе исследования поставлены и решены следующие задачи:
-изучить теоретические основы сущности, функций и структуры торговли национальной экономики;
-исследовать роль торговли в формировании экспортно-ориентированной и импортозамещающей национальной экономики на пути перехода к рынку;
-проанализировать значение создания эффективной инфраструктуры в развитии торговли;
-изучить и обобщить опыт функционирования торговых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой и возможность его применения на рынке республики;
-подвергнуть рассмотрению уровень развития оптовой сферы продовольственного рынка региона республики;
-определить критерии и показатели эффективности функционирования оптово-посреднических предприятий;
-обосновать целесообразность создания межрегионального маркетингового центра в национальной экономике;
-осуществить прогнозный расчет основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности оптовых предприятий на примере Согдийского облпотребсоюза;
-определить основные направления укрепления и повышения конкуренто-способности оптового сектора национальной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Автореферат Ишонова 280412.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

 Наконец, мы подошли к анализу фазы обмена общественного производства. В самом общем виде существует три вида обмена: деятельностью, продуктами труда и товарами, услугами. Обмен деятельностью имеет место в процессе производства, когда различные стадии по производству одного и того же продукта, обмениваются между собою трудом. Обмен продуктами труда имеет место там, где существует натуральное производство или бартерный обмен, когда гиперинфляция исключает выполнение деньгами своих функций и доверие к национальным деньгам полностью теряется со стороны граждан. Обмен товарами существует в условиях рыночной экономики, когда господствует денежное хозяйство. Совокупность отношений обмена включает: стоимость, спрос и предложение, издержки производства, прибыль, деньги, кредит, цены, международная торговля, валютные курсы, ставка процента3. Обмен как фаза воспроизводства решает следующие задачи: во – первых, категории стоимость, спрос и предложение, издержки производства, деньги, цены формируются в процессе производства, но фактическое признание получают в процессе обмена. Во – вторых, когда товар не реализовывается, стоимость, спрос и предложение, цена и издержки производства не будут иметь полезности и ценности или затраченный общественный труд не является необходимым. Одним из важных свойств категорий воспроизводства является то, что одно и то же понятие присуще разным фазам. Речь идет о собственности, цене, спросе, предложении и стоимости.

Взаимосвязь обмена и  распределения анализирует Дж. Стюарт Милль: «Первичное разделение продукта…дает, как мы видели, три доли: заработную плату, прибыль и ренту, и в процессе обмена эти доли в форме денег поступают к тем, кому они предназначены»4. Здесь пишется о взаимосвязи распределения и торговли. Далее, он пишет о влиянии обменных категорий на распределение: «При данном уровне благосостояния…денежная заработная плата зависит от денежных цен и поэтому от издержек производства различных товаров…»5. Есть и отношения, которые не влияют на распределение. «Обмен и деньги не вносят, следовательно, никаких изменений в закон ренты: она остается точно такой, какой была с самого начала»6. Такое понимание соотношения обмена и распределения доказывает, что между ними существует не только единство, но и различие. Есть собственное содержание каждой из этих фаз.     

Развитие обмена связано с появлением разделения труда. А. Смит пишет: «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явилась, по-видимому, следствием разделения труда»7. Крупные общественные разделения труда привели к развитию торговли как особого вида деятельности. Постепенно с развитием производительных сил, объем производимых материальных благ увеличился. Количество и качество удовлетворяемых потребностей также имеет тенденцию к росту. Одному производителю, в этих условиях заниматься производством и продажей товаров становилось очень трудно. При увеличении емкости рынков, их структура значительно усложнятся. Нахождения покупателя и продавца становится не простым делом. Закономерно появляется необходимость отпочковывания торговли как особой сферы деятельности. «Экономический эффект обособления обращения товаров от их производства заключается в том, что торговый капитал всегда меньше того капитала, который промышленникам пришлось бы авансировать, если бы каждый из них самостоятельно занимался реализацией своих товаров. Это объясняется рядом причин:

- во-первых, торговый  капитал обслуживает оборот не  одного, а многих промышленных  капиталов, функционирующих в  различных отраслях;

- во-вторых, торговый  капитал дает возможность производителям  работать в более крупном масштабе, способствует их дифференциации (специализации, кооперации, комбинированию, и т.п.), а следовательно, повышению  производительности труда и рентабельности производства;

- в-третьих, будучи  специализированным на продаже  определенных товаров, торговый  капитал сокращает время обращения  промышленного капитала, ускоряет  его оборот;

- в-четвертых, торговый  капитал по мере развития торгово-складской  сети и насыщения рынка товарами ведет к ускорению оборота средств потребителей, расширению емкости рынка, способствует дальнейшему развитию общественного разделения труда»8.

Торговля – это  особый вид деятельности общественного  хозяйства, когда продавец и покупатель обмениваются своими товарами на возмездной и эквивалентной основе ради получения своей выгоды и удовлетворения потреб-ностей общества. Это определение имеет следующие особенности: а) упор сделан на то, что торговля является особым видом деятельности общественного воспроизводства, без которого оно не существует; б) субъектами являются продавец и покупатель, которые выражают соотношение между спросом и предложением, а также ценой; в) товарно-денежный обмен осуществляется на возмездной и эквивалентной основе посредством использования денег и товаров. Наличие других форм обмена исключается; г) цель торговли в том, чтобы получать прибыль и этим умножить общественное богатство. Необходимо отметить и другие важные моменты данного определения. Производители как агенты экономики, также предъявляют спрос к ресурсам, и в этом плане, являются покупателями. Они – же, как агенты предложения являются продавцами. Спрос и предложение, в этом плане формируется в процессе производства, и окончательно их полезность определяется в процессе торговли. Это относиться к стоимости, цене и издержкам производства. Такую связь торговли с производством отмечает в своем определении физиократ Николай Барбон: «Торговлей … называется изготовление и обмен одного товара на другой»9.

Требует уточнения понятий торговли и рынка. Категория рынка в широком смысле этого слова используется как синоним рыночной экономики. Последнее, имея широкий спектр черт, включает и торговлю, и иное название этой сферы – рынок. Когда мы говорим о рынках средств производства, рабочей силы, капитала и других, то имеем ввиду процесс торговли этими ресурсами.

Сущность торговли как  формы товарного обращения находит  свое выражения в её функциях. Первой функцией торговли является реализация произведенной потребительной стоимости. Она обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства. Торговля, в этом случае, связывает производство с потреблением. Об этой функции торговли Д. Рикардо пишет следующее: «… все выгоды торговли сводится к тому, что она дает нам средства приобрести не более дорогие предметы, а более полезные»10. Другая функция торговли – доведение товаров до потребителей, осуществляя ряд операций по хранению и транспортировке. Третьей функцией торговли является обеспечение равновесия между спросом и предложением. Здесь важное значение имеет воздействие торговли на объем и структуру производимой продукции и её качество. Сокращение издержек обращения – четвертая функция торговли. Д. Рикардо пишет о структуре издержек обращения: «во – первых, издержек по доставке, во – вторых, прибыли на капитал, авансированный торговцем»11. Наконец, последней функцией торговли является осуществление задач по маркетингу: разработка товара, определение цены, распределение товара, организация служб сервиса и т. д.

Одной из важных функций торговли является обеспечение равновесия между спросом и предложением. Предложение товаров должно соответствовать структуре спроса, как по количеству, так и по качеству. Речь идет об обратном влиянии торговли на производство. «… Цель всякой торговли, – пишет Д. Рикардо, - заключается в увеличении производства, что, увеличивая производ-ство, вы увеличиваете общее благосостояние…»12. Механизм влиянии торговли на производство разработан в трудах классиков политической экономии.

Примерно 80% товаров необходимых для своей страны, мы импорти-руем и, поэтому эта зависимость затрагивает экономическую безопасность Таджикистана. Торговый баланс республики носит отрицательный характер, что негативно влияет на экономику и курс национальной валюты. Поэтому возникают вопросы: в какой степени выгодно нам импортировать товары? Эти проблемы тесно связаны с теориями международной торговли и торговой политикой, проводимой государством. 

 Дж. Стюарт Милль является классиком политической экономии, который разработал формы и способы влияния торговли на производство. «Условия и законы производства остались бы теми же, если бы устройство общества не зависело от обмена или не допускало его»13. Одним из основных категорий обмена является стоимость. Полезность это свойство товара удовлетворить те или иные потребности людей в рыночной экономике. Мерилом полезности является ценность. Производитель будет производить товар в том случае, когда покупатель нуждается в этом товаре. В этом плане, производство всецело зависит от обмена. Затрачиваемый общественно необходимый труд производителя должен быть полезным и ценным для обмена. Труд работников торговли по доведению товара является полезным, но не влияет на производство, а решает проблему доведения товаров до покупателя в процессе торговли.

«Когда понятие «стоимость»  используется без определения, оно  всегда означает в политической экономии стоимость обмена или, как ее назвали  Адам Смит и его последователи, стоимость  способности к обмену…Де Куинси использует вместо этого безупречный  термин «меновая стоимость»14. Здесь, стоимости дается двоякий смысл: 1. Полезность создается в производстве . 2. Но, то что, она служит ради удовольствия, желания и целей людей определяется в меновом обмене или в обмене. Обмен указывает, что производить и для какой цели производить товары. Излагается формы выражения полезности: удовольствие, желание и цели. «В политической экономии употребление вещи означает ее способность удовлетворить некое желание или служить некой цели»15. В этих словах содержаться истоки субъективной предельной полезности австрийской школы.

Для теоретического обоснования  проблем международной и национальной торговли существуют классические и  современные теории, которые служат фундаментом для анализа. Среди  них можно назвать следующие  теории: меркантилизма, абсолютных преимуществ, сравнительных преимуществ, Хекшера – Олина, Хекшера – Олина – Самуэльсона и «Парадокс Леоньтева» .

Не вдаваясь в подробности  содержания этих теорий, нам бы хотелось анализировать те аспекты этих теорий, которые затрагивают интересующий нас вопрос. Эти теории опираются на определенные допущения.«Он принимает как аксиому, что: единственным фактором производства является труд; имеет место полная занятость, то есть все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производстве товаров; в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами; издержки производства остаются постоянными… транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю; внешняя торговля свободна от ограничений и регламентаций»16. Слабость теории сравнительных преимуществ заключается именно в этих допущениях17. Для того, чтобы оплатить импорт надо развивать экспорт. Но, чрезмерное развитие импорта может привести к большим проблемам в экономике. Такая ситуация сложилось в нашей экономике, и главное то, что в долгосрочной перспективе такой подход чреват опасными экономическими и политическими последствиями, затрагивающими безопасность государства. Рост импорта косвенно ограничивает экспорт. Бесконечно данный процесс не может идти. Значительный разрыв в торговом балансе между импортом и экспортом повлечет за собой девальвацию сомони и является одним из причин проведения политики «дорогих денег» и наличия малого объема золото – валютных запасов. Одним из тяжелых последствий этого процесса является наличие большого удельного веса безработицы, что не учитывалось в теории сравнительных преимуществ. Причина видимо заключается в том, что наличие дешевых китайских товаров побуждает импортировать их, без учета сравнительных преимуществ разных товаров. Тогда как объяснить экспорт хлопка – волокна республики, затраты которого сравнительно больше чем в США, Китае и Узбекистане? Здесь учитываются производительность труда в этих странах по сравнению с нашей республикой, а не относительные затраты труда для производства одного и того же товара. Точнее, абсолютные преимущества этих государств над нашей экономикой обеспечивают им выигрыш за счет нанесения ущерба нам, а теория относительных преимуществ предусматривает выигрыш, как покупателя, так и продавца.

Если сопоставить выигрыш  и проигрыш нашей экономики между  производством товаров путем  вовлечения дополнительной рабочей  силы и их импортом, то можно прийти к выводу о том, что наличие безработицы наносит экономике больший вред, чем их ввоз. Богатством считается не природа, которая имеется в наличии на территории страны, а степень его умножения путем созидательного труда. Приведение в действие новых мощностей, замещая импорт, может развивать экспортную ориентацию экономики. Это вовлечение в оборот новых средств производства и рабочей силы, рост налогов и зарплат и т.д.

Затрагивая проблему производства и торговли продовольственных  товаров, необходимо отметить, что по многим их видам, мы не достигли порогового уровня безопасности. Отсюда и возникает проблема самообеспеченности продовольствием и их экспорт в другие страны. В литературе для решения данной проблемы предлагается развивать органическое сельское хозяйство, основанное на производстве экологически чистых продуктов. Республика Таджикистан располагает 2 млн. га. предгорными землями, где проживают 1,5 млн. чел. Речь идет о создании зон производства овощей и фруктов, которые укрепляют и удлиняют жизнь человека. Эта практика имеет место в Индии и Китае, где чисто природным факторам укрепления здоровья человека уделяют большое внимание и достигли значительных успехов в этом деле. Кроме перечисленной возможности, республика располагает потенциалом использования фруктовых садов Памира и Каратегинской группы районов. Необходимо восстановить производство и выращивание лимонов на лимонариях Вахшской долины. Для создания и развития рынка экологически чистых продуктов нужен большой труд. В самом общем виде этапы создания этого рынка можно представить следующим образом: 1этап. Проведение глубоких технико-экономических расчетов эффективности производства и экспорта различных видов экологически чистых продуктов. Необходимо учесть объем производства и возможности конкурентов. Нахождение инвестиций и подготовка кадров, общая конфигурация производственной и торговой инфраструктуры. Прогнозирование долгосрочного развития отрасли. 2 этап. Создание рынка экологически чистых продуктов. 3. Полная эксплуатация, производство и торговля экологически чистыми продуктами.  

Теория относительных  преимуществ не учитывает наличия  торговых барьеров. Между тем, наша республика, проводя политику свободной торговли, установила среднюю импортную пошлину в размере 7,8%, а в развитых странах она составляет 1,5%, а в России 6%. Этот показатель соответствует проведению политики ограничительного протекционизма. Думается, что это связано с проблемами нехватки бюджетных доходов. Доля таможенных платежей в бюджете республики составляет 28, 5%. В развитых странах и в России этот показатель составляет соответственно 2% и 9%. Политика импортозамещения и экспортной ориентации в этом случае, становиться необходимостью, ибо долю налогов в бюджете можно значительно увеличить, сократив удельный вес таможенных платежей. «Теория относительных преимуществ справедлива по отношению к любому количеству товаров и любому количеству стран, а также для анализа торговли между отдельными районами, областями, республиками одного государства. В этом случае специализация стран на отдельных товарах зависит от соотношения уровней существующих в каждой из стран зарплат»18.

Информация о работе Становление торговли национальной экономики в переходный период