Становление торговли национальной экономики в переходный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:58, научная работа

Краткое описание

Цель диссертационного исследования – теоретическая оценка современного состояния торговли и разработка научно-методических основ концепции развития оптово-посреднических услуг на продовольственном рынке.
Для реализации цели в процессе исследования поставлены и решены следующие задачи:
-изучить теоретические основы сущности, функций и структуры торговли национальной экономики;
-исследовать роль торговли в формировании экспортно-ориентированной и импортозамещающей национальной экономики на пути перехода к рынку;
-проанализировать значение создания эффективной инфраструктуры в развитии торговли;
-изучить и обобщить опыт функционирования торговых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой и возможность его применения на рынке республики;
-подвергнуть рассмотрению уровень развития оптовой сферы продовольственного рынка региона республики;
-определить критерии и показатели эффективности функционирования оптово-посреднических предприятий;
-обосновать целесообразность создания межрегионального маркетингового центра в национальной экономике;
-осуществить прогнозный расчет основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности оптовых предприятий на примере Согдийского облпотребсоюза;
-определить основные направления укрепления и повышения конкуренто-способности оптового сектора национальной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Автореферат Ишонова 280412.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Между тем по официальным  данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан уровень использования мощностей при производстве мяса и мясопродуктов с 2003 по 2010гг. колеблется в пределах 0,8 - 1,8%, животного масла 1,7-0,9%, молока 5,3-23,2%22. По этим данным можно сделать вывод, о том, что имеют место большие резервы неиспользуемых мощностей в пищевой промышленности Таджикистана. Сравнительная эффективность неиспользуемых мощностей в этой отрасли и импорта показывает, что потери от ввоза продуктов питания в значительной мере не покрывают их потери от дополнительного производства. Поэтому необходимо провести политику импортозамещения и экспортной ориентации этой отрасли. Но, следует отметить и другой важный момент. В промышленности и в пищевой отрасли 90% основных производственных фондов физически и морально устарели. Этот большой объем упущенной выгоды, которая скопилась в течение 20 лет для своего восстановления и требует теперь значительных инвестиций, которых трудно найти в нашей экономике. Это цена импортной ориентации международной торговли продуктами питания национальной экономики Таджикистана, когда ввоз товаров разрушает экономику. Здесь в качестве главного фактора, определяющегося импорт этих товаров, видимо считается их дешевизна, которые подчас имеют низкокачественный уровень. Нужны глубокие расчеты сравнительных преимуществ импорта и импортозамещения производства и торговли продуктов питания.

2. Коммерческая оптовая  торговля по своему удельному  весу занимает второе место  вслед за неорганизованным рынком. Она охватывает средние и крупные продовольственные магазины. В крупные продовольственные магазины до 80% товара поступает непосредственно от производителей-местных предприятий пищевой промышленности или сельского хозяйства. Крупные производственные предприятия, специализирующиеся на производстве продук-тов питания, развивают собственную розничную сеть. Выбор источников товароснабжения зависит от специализации и типизации розничных продоволь-ственных магазинов. Наибольшую долю в продовольственной розничной сети занимают неспециализированные магазины, предоставляющие широкий ассор-тимент продовольственных товаров (типа «Продукты»). Следует отметить, что за годы рыночных реформ в торговле увеличилось количество смешанных магазинов, реализующих продовольственные и непродовольственные товары.

3. Кооперативная оптовая  торговля. Она занимает лишь только 2% всего объема оптовой торговли республики. Причины сложившейся ситуации сводятся к следующему: а) низкий рост объемов производства в аграрном секторе и в пищевой промышленности республики. б) невысокие доходы сельских покупателей, т. е. низкий объем рынка, не требующий больших запасов продуктов питания. 

4. Государственная торговля. Она занимает низкий удельный  вес и охватывает узкий круг  оптовой торговли продовольственными товарами. В самых необходимых случаях, государство занимается вопросами заготовки зерна, муки и хлеба и их уравнительным распределением.

5. Импортная оптовая  торговля продовольственными товарами. Она осуществляется в лице одного частника или группы частников. При импорте продовольственных товаров у нас используют адвалорные пошлины, которые « связаны с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям»23. По проведенным опросам респонденты, занимающиеся торговлей продуктов питания, на вопрос о том, « каков удельный вес подмазок в процессе перехода таможенной границы республики?» ответили, что он составляет 50% таможенной стоимости товара. Она входит в цену реализации продуктов питания и в этой мере спрос покупателей ограничивается. Это также является формой ограничительного протекционизма.  

В работе доказано, что  внешняя торговля республики характеризуется значительным превышением импорта над экспортом, что ставит под угрозу экономическую безопасность страны и превращает Таджикистан в рынок сбыта и реализации дорогостоящих товаров и служит базой дешевого сырья для зарубежных производителей. Вместе с тем, в условиях ограниченности товарных ресурсов, наличия местного покупательского спроса, значение внешней торговли в вопросах насыщения потребительского рынка огромно (табл. 4).

 

Таблица 4

Динамика внешнеторгового  оборота Согдийской области за 2000 – 2010г.г.24

Наименование

2000г

2005г

2008г

2009г

2010г.

Млн.долл.

США

Удельный вес, %

Млн.долл.

США

Удельный вес, %

Млн.долл.

США

Удельный вес, %

Млн.долл.

США

Удельный вес, %

Млн.долл.

США

Удельный вес, %

Внешнеторговый оборот, всего

417,5

100

388,6

100

1067,2

100

809,3

100

944,6

100

в т.ч. экспорт, всего

126,2

30,2

139,4

35,9

161,5

15,1

150,3

18,6

207,8

22,0

импорт, всего

291,3

69,8

249,2

64,1

905,7

84,9

659,0

81,4

736,8

78,0


 

В связи с критическим  состоянием аграрного сектора и  ростом населения, зависимость таджикского  внутреннего потребительского рынка  от импорта всё больше усиливается. Проблема продовольственного обеспечения  в перспективе может стать  еще более острой. По расчетам экономистов к 2015г. при среднегодовом темпе роста населения на уровне 2,0% и достижения хотя бы минимальной нормы потребления потребуется: зерновых-1314,0 тыс. т, мяса- 398,3 тыс. т, молока-2127,0 тыс. т, яиц – 1398,2 млн. шт., сахара – 249,7 тыс. т, масла-122,9 тыс. т, картофеля -381,3 тыс. т, овощей и бахчи – 1203,3 тыс. т, фруктов и винограда – 550,8 тыс. т. Чтобы выйти на эти объемы и обеспечить продовольственную безопасность страны, требуется принятие системных решений и комплекса мер по разработке и реализации эффективной долговременной стратегии развития аграрного сектора экономики.

Имея достаточный природный  потенциал и благоприятные климатические  условия, Таджикистан попал в  зависимость от импорта по таким  продуктам как зерновые, рис, мясо птицы, мясопродукты, молочные продукты, растительное масло и некоторые другие. Огромные ресурсы, направляемые на закупку и обслуживание импорта продовольственных товаров, это по существу, нереализованные инвестиции на развитие агропромышленного комплекса. Так, за 2000-2010г.г. импорт продовольственных товаров возрос с 69,0 до 208,0 млн. долл. США или в 3,0 раза, превысив их экспорт в 4,3 раза. За эти годы в страну было завезено продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства значительно больше, чем составлял объем государственной поддержки аграрного сектора.

Торговля (внутренняя и  внешняя) остается одной из самых  отсталых отраслей по уровню механизации  труда, что, в свою очередь, приводит к низкому уровню производительности труда. Это обусловлено, в основном, отсутствием единой непрерывной технологической цепи товарных потоков, четкой отработки научной технологии, оказывающих значительное влияние на формирование оптовой сферы продовольственного рынка.

Взамен разрушенной  системы закупок не созданы рыночные институты рационального распределения и перераспределения сельскохозяйственной продукции, не организован гарантийный сбыт продукции агропромышленного комплекса. В качестве этого могут служить оптовые продовольственные рынки.

Проблема стабилизации агропромышленного комплекса может  быть решена посредством разработки и внедрения оптимального плана  размещения сырьевых зон и предприятий, заготовляющих и перерабатывающих сельско-хозяйственную продукцию. На наш взгляд, это позволит обеспечить рациональное сотрудничество производителей продукции с перерабатываю-щими и торговыми предприятиями, с учетом минимальных транспортных расходов.

Прибыльная деятельность оптовой организации позволяет  рассчитать такой качественный показатель, как рентабельность основных фондов. Он характеризует сумму полученной прибыли в расчёте на единицу основных фондов. Этот показатель используется в расчётах, за исключением показателя доходности основных фондов, который, на наш взгляд, в современных условиях развития рыночных отношений является наиболее оптимальным.

Для повышения эффективности  использования основных фондов в оптово-посреднических организациях следует повысить эффективность использование складских площадей, овощехранилищ, холодильников и т.п. за счет сдачи в аренду или реализации, применять методы ускоренной амортизации для досрочного ввода новых объектов, но при этом учитывать, что значительное повышение норм амортизации может привести к росту издержек обращения, и, в свою очередь, вызовет снижение конкурентоспособности товаров и организации в целом.

Рассмотрим оценку эффективности  использования основных фондов и  материально-технической базы на примере оптового звена Согдийского облпотребсоюза. (Таблица 5).

 

Таблица 5

Показатели  использования материально-технической базы оптовой торговли Согдийского облпотребсоюза за 2002-2010г.г.25

Показатели

2002г

2005г

2010г.

Складские площади, емкости  хранилищ

Коэффициент использования

Складские площади, емкости  хранилищ

Коэффициент использования

Складские площади, емкости хранилищ

Коэффициент использования

В наличие

Факти-чески исполь-зование

В наличие

Факти-чески исполь-зование

В наличие

Факти-чески исполь-зование

Картофелехранилища, м3

5716

1029

0,18

4210

674

0,16

3060

459

0,15

Овощехранилища, м3

2126

468

0,22

2014

604

0,30

1840

589

0,32

Холодильные емкости, м3

948

218

0,23

618

161

0,26

524

152

0,29

Складские помещения,

м3

58098

9296

0,16

48945

10278

0,21

40260

11282

0,28


 

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что материально-техническая база оптовых предприятий используется неэффек-тивно. Коэффициент использования складских площадей, овощехранилищ, емкостей холодильников составляет от 0,15 до 0,32%. Указанные объекты сдаются в основном в аренду в связи с сокращением объемов производственной и заготовительной деятельности. Вместе с тем, в последние годы наблюдается относительно незначительный рост коэффициента использования хозяйствую-щих субъектов оптового звена.

В третьей  главе – «Основные направления развития оптовой торговли продовольственными товарами и проблемы повышения их       конкурентоспособности» исследованы вопросы формирования межрегиональ-ного маркетингового центра (МЦМ), трендовое и многофакторное прогно-зирование показателей деятельности предприятий оптовой торговли, перспективы развития и пути повышения конкурентоспособности предприятий оптовой торговли продовольственными товарами.

Анализ показывает, что  рыночной средой востребованы организации, способные оказать хозяйствующим  субъектам набор разных услуг. В  новых условиях хозяйствования предприятия в своей деятельности вынуждены выполнять весь объем работ, необходимый для заключения контрактов с субъектами рынка, ими формируется спрос на услуги, предусматривающие снабжение предприятия и сбыт его продукции. Предприятия заинтересованы в наличии на рынке организации, способной решать комплекс проблем:  провести маркетинговые исследования рынка, поиск необходимых партнеров, проверку их надежности, заключение договоров, складирование, перевозку грузов, рекламу товаров, консультативные услуги, предоставление инвестиций, лизинговые, инжиринговые услуги.

На наш взгляд, зарождается  потребность в посреднической организации  на межрегиональном уровне, способной  оперативно решать проблемы и предлагать комплекс услуг – центра маркетинговых услуг (ЦМУ).

При рассмотрении естественного отбора в оптовом секторе экономики республики, на основании институционально – эволюционного подхода такой субъект рыночной экономики как товарные биржи не смогли полноценно функционировать и развиваться вследствие неплатежей, спада производства, отсутствия развитой информационной системы.

В сложившейся ситуации появляются другие оптово-посреднические маркетинговые организации, которые  адекватно соответствуют условиям внешней экономической среды, активно участвуют в рыночном процессе и являются своего рода созидателями нового хозяйственного механизма и товарообмена. Создание МЦМ подтверждается востребованностью внешней среды. Его главной целью является: насыщение региональных рынков товарами и услугами; увеличение притока инвестиций в регионы; создание дополни-тельных рабочих мест. По идее автора, задачами создания ММЦ являются: консолидация усилий по интеграции; создание системы, способствующей реализации произведенной продукции на рынках разных регионов, обеспечи-вающей приток необходимых товаров в регионы; формирование товаропотоков и привлечение инвестиций.

Информация о работе Становление торговли национальной экономики в переходный период