Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:58, научная работа
Цель диссертационного исследования – теоретическая оценка современного состояния торговли и разработка научно-методических основ концепции развития оптово-посреднических услуг на продовольственном рынке.
Для реализации цели в процессе исследования поставлены и решены следующие задачи:
-изучить теоретические основы сущности, функций и структуры торговли национальной экономики;
-исследовать роль торговли в формировании экспортно-ориентированной и импортозамещающей национальной экономики на пути перехода к рынку;
-проанализировать значение создания эффективной инфраструктуры в развитии торговли;
-изучить и обобщить опыт функционирования торговых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой и возможность его применения на рынке республики;
-подвергнуть рассмотрению уровень развития оптовой сферы продовольственного рынка региона республики;
-определить критерии и показатели эффективности функционирования оптово-посреднических предприятий;
-обосновать целесообразность создания межрегионального маркетингового центра в национальной экономике;
-осуществить прогнозный расчет основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности оптовых предприятий на примере Согдийского облпотребсоюза;
-определить основные направления укрепления и повышения конкуренто-способности оптового сектора национальной экономики.
Между тем по официальным данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан уровень использования мощностей при производстве мяса и мясопродуктов с 2003 по 2010гг. колеблется в пределах 0,8 - 1,8%, животного масла 1,7-0,9%, молока 5,3-23,2%22. По этим данным можно сделать вывод, о том, что имеют место большие резервы неиспользуемых мощностей в пищевой промышленности Таджикистана. Сравнительная эффективность неиспользуемых мощностей в этой отрасли и импорта показывает, что потери от ввоза продуктов питания в значительной мере не покрывают их потери от дополнительного производства. Поэтому необходимо провести политику импортозамещения и экспортной ориентации этой отрасли. Но, следует отметить и другой важный момент. В промышленности и в пищевой отрасли 90% основных производственных фондов физически и морально устарели. Этот большой объем упущенной выгоды, которая скопилась в течение 20 лет для своего восстановления и требует теперь значительных инвестиций, которых трудно найти в нашей экономике. Это цена импортной ориентации международной торговли продуктами питания национальной экономики Таджикистана, когда ввоз товаров разрушает экономику. Здесь в качестве главного фактора, определяющегося импорт этих товаров, видимо считается их дешевизна, которые подчас имеют низкокачественный уровень. Нужны глубокие расчеты сравнительных преимуществ импорта и импортозамещения производства и торговли продуктов питания.
2. Коммерческая оптовая
торговля по своему удельному
весу занимает второе место
вслед за неорганизованным
3. Кооперативная оптовая торговля. Она занимает лишь только 2% всего объема оптовой торговли республики. Причины сложившейся ситуации сводятся к следующему: а) низкий рост объемов производства в аграрном секторе и в пищевой промышленности республики. б) невысокие доходы сельских покупателей, т. е. низкий объем рынка, не требующий больших запасов продуктов питания.
4. Государственная торговля.
Она занимает низкий удельный
вес и охватывает узкий круг
оптовой торговли продовольстве
5. Импортная оптовая
торговля продовольственными
В работе доказано, что внешняя торговля республики характеризуется значительным превышением импорта над экспортом, что ставит под угрозу экономическую безопасность страны и превращает Таджикистан в рынок сбыта и реализации дорогостоящих товаров и служит базой дешевого сырья для зарубежных производителей. Вместе с тем, в условиях ограниченности товарных ресурсов, наличия местного покупательского спроса, значение внешней торговли в вопросах насыщения потребительского рынка огромно (табл. 4).
Таблица 4
Динамика внешнеторгового оборота Согдийской области за 2000 – 2010г.г.24
Наименование |
2000г |
2005г |
2008г |
2009г |
2010г. | |||||
Млн.долл. США |
Удельный вес, % |
Млн.долл. США |
Удельный вес, % |
Млн.долл. США |
Удельный вес, % |
Млн.долл. США |
Удельный вес, % |
Млн.долл. США |
Удельный вес, % | |
Внешнеторговый оборот, всего |
417,5 |
100 |
388,6 |
100 |
1067,2 |
100 |
809,3 |
100 |
944,6 |
100 |
в т.ч. экспорт, всего |
126,2 |
30,2 |
139,4 |
35,9 |
161,5 |
15,1 |
150,3 |
18,6 |
207,8 |
22,0 |
импорт, всего |
291,3 |
69,8 |
249,2 |
64,1 |
905,7 |
84,9 |
659,0 |
81,4 |
736,8 |
78,0 |
В связи с критическим состоянием аграрного сектора и ростом населения, зависимость таджикского внутреннего потребительского рынка от импорта всё больше усиливается. Проблема продовольственного обеспечения в перспективе может стать еще более острой. По расчетам экономистов к 2015г. при среднегодовом темпе роста населения на уровне 2,0% и достижения хотя бы минимальной нормы потребления потребуется: зерновых-1314,0 тыс. т, мяса- 398,3 тыс. т, молока-2127,0 тыс. т, яиц – 1398,2 млн. шт., сахара – 249,7 тыс. т, масла-122,9 тыс. т, картофеля -381,3 тыс. т, овощей и бахчи – 1203,3 тыс. т, фруктов и винограда – 550,8 тыс. т. Чтобы выйти на эти объемы и обеспечить продовольственную безопасность страны, требуется принятие системных решений и комплекса мер по разработке и реализации эффективной долговременной стратегии развития аграрного сектора экономики.
Имея достаточный природный
потенциал и благоприятные
Торговля (внутренняя и внешняя) остается одной из самых отсталых отраслей по уровню механизации труда, что, в свою очередь, приводит к низкому уровню производительности труда. Это обусловлено, в основном, отсутствием единой непрерывной технологической цепи товарных потоков, четкой отработки научной технологии, оказывающих значительное влияние на формирование оптовой сферы продовольственного рынка.
Взамен разрушенной системы закупок не созданы рыночные институты рационального распределения и перераспределения сельскохозяйственной продукции, не организован гарантийный сбыт продукции агропромышленного комплекса. В качестве этого могут служить оптовые продовольственные рынки.
Проблема стабилизации
агропромышленного комплекса
Прибыльная деятельность оптовой организации позволяет рассчитать такой качественный показатель, как рентабельность основных фондов. Он характеризует сумму полученной прибыли в расчёте на единицу основных фондов. Этот показатель используется в расчётах, за исключением показателя доходности основных фондов, который, на наш взгляд, в современных условиях развития рыночных отношений является наиболее оптимальным.
Для повышения эффективности использования основных фондов в оптово-посреднических организациях следует повысить эффективность использование складских площадей, овощехранилищ, холодильников и т.п. за счет сдачи в аренду или реализации, применять методы ускоренной амортизации для досрочного ввода новых объектов, но при этом учитывать, что значительное повышение норм амортизации может привести к росту издержек обращения, и, в свою очередь, вызовет снижение конкурентоспособности товаров и организации в целом.
Рассмотрим оценку эффективности использования основных фондов и материально-технической базы на примере оптового звена Согдийского облпотребсоюза. (Таблица 5).
Таблица 5
Показатели
использования материально-
Показатели |
2002г |
2005г |
2010г. | ||||||
Складские площади, емкости хранилищ |
Коэффициент использования |
Складские площади, емкости хранилищ |
Коэффициент использования |
Складские площади, емкости хранилищ |
Коэффициент использования | ||||
В наличие |
Факти-чески исполь-зование |
В наличие |
Факти-чески исполь-зование |
В наличие |
Факти-чески исполь-зование | ||||
Картофелехранилища, м3 |
5716 |
1029 |
0,18 |
4210 |
674 |
0,16 |
3060 |
459 |
0,15 |
Овощехранилища, м3 |
2126 |
468 |
0,22 |
2014 |
604 |
0,30 |
1840 |
589 |
0,32 |
Холодильные емкости, м3 |
948 |
218 |
0,23 |
618 |
161 |
0,26 |
524 |
152 |
0,29 |
Складские помещения, м3 |
58098 |
9296 |
0,16 |
48945 |
10278 |
0,21 |
40260 |
11282 |
0,28 |
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что материально-техническая база оптовых предприятий используется неэффек-тивно. Коэффициент использования складских площадей, овощехранилищ, емкостей холодильников составляет от 0,15 до 0,32%. Указанные объекты сдаются в основном в аренду в связи с сокращением объемов производственной и заготовительной деятельности. Вместе с тем, в последние годы наблюдается относительно незначительный рост коэффициента использования хозяйствую-щих субъектов оптового звена.
В третьей главе – «Основные направления развития оптовой торговли продовольственными товарами и проблемы повышения их конкурентоспособности» исследованы вопросы формирования межрегиональ-ного маркетингового центра (МЦМ), трендовое и многофакторное прогно-зирование показателей деятельности предприятий оптовой торговли, перспективы развития и пути повышения конкурентоспособности предприятий оптовой торговли продовольственными товарами.
Анализ показывает, что
рыночной средой востребованы организации,
способные оказать
На наш взгляд, зарождается потребность в посреднической организации на межрегиональном уровне, способной оперативно решать проблемы и предлагать комплекс услуг – центра маркетинговых услуг (ЦМУ).
При рассмотрении естественного отбора в оптовом секторе экономики республики, на основании институционально – эволюционного подхода такой субъект рыночной экономики как товарные биржи не смогли полноценно функционировать и развиваться вследствие неплатежей, спада производства, отсутствия развитой информационной системы.
В сложившейся ситуации
появляются другие оптово-посреднические
маркетинговые организации, которые
адекватно соответствуют
Информация о работе Становление торговли национальной экономики в переходный период