Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:53, контрольная работа
Актуальность исследования подтверждается тем, что в последние десятилетия в экономической теории возрос интерес к институциональному направлению, изучающему поведение экономических объектов и приведшей к возникновению новой школы.
Институционализм - это новое направление экономической мысли, которое изучает и описывает формы организаций, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей с учетом совокупности принятых социальных норм, обычаев, образцов поведения.
Во-первых, «старые» институционалисты (например, Дж. Коммонс в «Правовых основаниях капитализма») шли к экономике от права и политики, пытаясь изучать проблемы современной экономической теории методами других наук об обществе; неоинституционалисты идут прямо противоположным путем - изучают политологические и правовые проблемы методами неоклассической экономической теории, и прежде всего, с применением аппарата современной микроэкономики и теории игр.
Во-вторых, традиционный институционализм основывался главным образом на индуктивном методе, стремился идти от частных случаев к обобщениям, в результате чего общая институциональная теория так и не сложилась; неоинституционализм идет дедуктивным путем - от общих принципов неоклассической экономической теории к объяснению конкретных явлений общественной жизни.
В-третьих, «старый» институционализм, как течение радикальной экономической мысли, обращал преимущественное внимание на действия коллективов (главным образом, профсоюзов и правительства) по защите интересов индивида; неоинституционализм же ставит во главу угла независимого индивида, который по своей воле и в соответствии со своими интересами решает, членом каких коллективов ему выгоднее быть.
В последние десятилетия наблюдается рост интереса к институциональным исследованиям. Отчасти это связано с попыткой преодолеть ограниченность ряда предпосылок, характерных для economics (аксиомы полной рациональности, абсолютной информированности, совершенной конкуренции, установления равновесия лишь посредством ценового механизма и др.) и рассмотреть современные экономические, социальные и политические процессы более комплексно и всесторонне; отчасти - с попыткой проанализировать явления, возникшие в эпоху НТР, применение к которым традиционных методов исследования не дает пока желаемого результата.
Общим для всех неоинституционалистов является следующие положения: во-первых, что социальные институты имеют значение и во-вторых, что они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов микроэкономики. В 1960-1970-е гг. началось явление, названное Г. Беккером «экономическим империализмом». Именно в этот период экономические понятия: максимизация, равновесие, эффективность и др. - стали активно применятся в таких смежных для экономики областях как образование, семейные отношения, здравоохранение, преступность, политика и др. Это привело к тому, что базовые экономические категории неоклассики получили более глубокую интерпретацию и более широкое применение.7
Каждая теория состоит из ядра и защитного слоя. Не составляет исключения и неоинституционализм. К числу основных предпосылок он, как и неоклассика в целом относит, прежде всего:
Однако в отличие от неоклассики эти принципы стали проводиться более последовательно.
Методологический индивидуализм. В условиях ограниченности ресурсов каждый из нас стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор.
Основная предпосылка неоинституциональной теории состоит в том, что люди действуют в любой сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и социальной сферы или политикой.
Концепция экономического человека. Второй предпосылкой неоинституциональной теории выбора является концепция «экономического человека» (homo oeconomicus). Согласно этой концепции, человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение его функции полезности. Его поведение рационально.
Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все люди руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т.е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и, прежде всего, выгоды и издержки, связанные с принятием решений) (формула 1):
МВ≥МС, (1)
где MB - предельные выгоды (marginal benefit);
МС - предельные издержки (marginal cost).
Однако, в отличие от неоклассики, где рассматриваются главным образом физические (редкость ресурсов) и технологические ограничения (недостаток знаний, практического мастерства и т.д.), в неоинституциональной теории рассматриваются еще и трансакционные издержки, т.е. издержки связанные с обменом прав собственности. Это произошло потому, что любая деятельность рассматривается как обмен.
Деятельность как обмен. Сторонники неоинституциональной теории рассматривают любую сферу по аналогии с товарным рынком. Государство, например, при таком подходе - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Однако государство - рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.
Важно подчеркнуть, что неоинституционалисты более реалистично оценивают особенности этого обмена, учитывая, что людям присуща ограниченная рациональность, а принятие решений связанно с риском и неопределенностью. К тому же, далеко не всегда приходится принимать наилучшие решения. Поэтому институционалисты сравнивают издержки принятия решений не с ситуацией, считающейся образцовой в микроэкономике (совершенная конкуренция), а с теми реальными альтернативами, которые существуют на практике.8
Такой подход может быть дополнен анализом коллективного действия, который предполагает рассмотрение явлений и процессов с точки зрения взаимодействия не одного индивида, а целой группы лиц. Люди могут быть объединены в группы по социальному или имущественному признаку, религиозной или партийной принадлежности.
При этом институционалисты даже могут несколько отойти от принципа методологического индивидуализма, предполагая, что группа может рассматриваться как конечный неделимый объект анализа, со своей функцией полезности, ограничениями и т.д. Однако более рациональным кажется подход к рассмотрению группы, как объединению нескольких индивидов с собственными функциями полезности и интересами.
«Старый» институционализм подчеркивает важность институтов для экономической жизни и пытается понять их роль и эволюцию; доказывает возрастающую роль человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества. Представители данного направления считают замену свободной конкуренции монополизацией объективным процессом современной экономики, при этом важным является внесение крупными корпорациями планомерности и сознательности в стихийный механизм рыночной конкуренции, т.к. именно крупные монополии способны обеспечить динамизм экономики, поскольку принимают на себя основную тяжесть затрат на инновации и НТП.
Представители неоинституционализма рассматривают институты через их влияние на решения, которые принимают экономические агенты. При этом используются следующие основополагающие инструменты, относящиеся к модели человека: методологический индивидуализм, максимизация полезности, ограниченная рациональность и оппортунистическое поведение. Следует отметить, что всех представителей неоинституционализма характеризуют следующие основные воззрения: человеческое поведение не характеризуется полной (всеобъемлющей) рациональностью: его важнейшими характеристиками являются ограниченная рациональность и оппортунизм, осуществление рыночных трансакции - и, следовательно, функционирование ценового механизма и других атрибутов рыночной экономики связано с издержками, которые в неоинституциональной традиции называют трансакционными.
В целом, «новый» институционализм основывается на предположении об экзогенности вкусов и технологии, а «старый» берет эти параметры, как эндогенные. Онтология «нового» институционализма атомистична, его методология индивидуалистическая, в противоположность к органическим и институциональным элементам «старого». «Новый» институционализм, верный своим неоклассическим корням, размышляет о равновесии и механистических концепциях процесса, в противоположность биолого- вдохновляющему эволюционализму «старых».
И «новый», и «старый» институционализм может что-то предложить, но предупреждения «старого» институционализма о продолжении использования устарелых классических либеральных предположений не должно быть проигнорировано. В этом отношении «старый» институционализм сохраняет некоторые преимущества над «новым».
1 Виноградова А.В. Институциональная экономика: Теория и практика. [Текст] : Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород : Нижегородский госуниверситет, 2012. – 70 с. – С. 15.
2 Агапова, И. И. Институциональная экономика [Текст] : учебное пособие / И. И. Агапова. – М. : Экономистъ, 2013. – 272 с. - ISBN 978-5-9776-0118-4. – С. 42.
3 Виноградова А.В. Институциональная экономика: Теория и практика. [Текст] : Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород : Нижегородский госуниверситет, 2012. – 70 с. – С. 18.
4 Агапова, И. И. Институциональная экономика [Текст] : учебное пособие / И. И. Агапова. – М. : Экономистъ, 2013. – 272 с. - ISBN 978-5-9776-0118-4. – С. 54.
5 Васильцова, В. М. Институциональная экономика [Текст] : учебное пособие / В. М. Васильцова, С. А. Тертышный. – СПб. : Питер, 2013. - 256 с. - ISBN 978-5-459-00930-9. – С. 9.
6 Васильцова, В. М. Институциональная экономика [Текст] : учебное пособие / В. М. Васильцова, С. А. Тертышный. – СПб. : Питер, 2013. - 256 с. - ISBN 978-5-459-00930-9. – С. 11.
7 Васильцова, В. М. Институциональная экономика [Текст] : учебное пособие / В. М. Васильцова, С. А. Тертышный. – СПб. : Питер, 2013. - 256 с. - ISBN 978-5-459-00930-9. – С. 17.
8 Ирхин, Ю. В. Институционализм и неоинституционализм: направления и возможности анализа [Текст] / Ю. В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 1. - С. 58-77. – С. 62.