Стационарная розничная торговая сеть и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы изучили понятие розничной торговой сети, рассмотрели методы размещения предприятий сети, а также ее роль в повышении социальной значимости торговли.

Содержание

Введение
Глава 1 Понятие и характеристика розничной торговой сети
1.1. Виды стационарной розничной торговой сети, их преимущества и недостатки
1.2. Принципы размещения розничной торговой сети
1.3. Тенденции развития в современных условиях
Глава 2 Организация торгового обслуживания населения сетью магазинов «Родны кут»
2.1. Организационно-экономическая характеристика торговых предприятий
2.2. Типы магазинов, используемые торговой сетью
2.3. Принципы размещения магазинов
Глава 3. Основные направления повышения качества торгового обслуживания населения
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 28.57 Кб (Скачать файл)

Стационарная розничная торговая сеть  и пути ее  совершенствования

Введение

Глава 1 Понятие и характеристика  розничной торговой сети

    1. Виды стационарной розничной  торговой сети, их преимущества и недостатки
    2. Принципы размещения  розничной торговой  сети
    3. Тенденции развития в современных  условиях

Глава 2 Организация торгового обслуживания  населения сетью магазинов «Родны кут»

2.1.   Организационно-экономическая  характеристика торговых  предприятий

2.2.   Типы  магазинов,  используемые торговой  сетью

2.3.    Принципы размещения  магазинов

Глава 3. Основные  направления  повышения качества  торгового обслуживания населения

Заключение

Список использованных  источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Понятие и характеристика  розничной торговой сети

Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Именно здесь завершается процесс обращения товаров и доведение их до покупателей.

От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий.

 

Основными функциями розничной торговой сети являются:

· закупка товаров у поставщиков;

· организация завоза товаров в магазины;

· приемка и хранение товаров;

· подсортировка и подготовка к продаже;

· продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;

· наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.

 

Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:

 

· реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими затратами;

· обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;

· сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;

· взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания населения;

· учет принципов современного градостроительства [10, с. 171].

 

Существует множество классификаций розничной торговой сети, основными из них являются:

 В зависимости от организации торгового обслуживания различают стационарную, полустационарную, передвижную, посылочную, а также электронную торговую сеть.

 

    1. Виды стационарной розничной  торговой сети, их преимущества и недостатки

Стационарная сеть является основой розничной торговой сети. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом с земельным участком и подсоединенным к инженерным коммуникациям.

Она состоит из магазинов и мелкорозничной торговой сети.

Магазин - это специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Магазин является основным видом розничных торговых предприятий. Через сеть магазинов реализуется более 80% всех товаров. Магазин должен располагать хорошо приспособленными и оборудованными торговыми залами и подсобными помещениями, дающими возможность обеспечить культурное обслуживание клиентов.

Магазины преобладают в общей численности торговой сети и обеспечивают большую часть товарооборота. Размещают магазины в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых или административных помещений. Магазины имеют торговые залы и неторговые помещения, оснащаются соответствующим оборудованием.  Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся ларьки, киоски, палатки, павильоны.

Киоск (ларек) — торговый объект, расположенный в обособленном легком сооружении закрытого или полузакрытого типа, имеющий одно рабочее место, без добавочного помещения, хранения запасов товаров и торгового зала для покупателей.

Палатка располагается в легких постройках закрытого типа, имеет два и более рабочих места, подсобное помещение для хранения товара и не имеет торгового зала для покупателей.

 

Павильон представляет собой сооружение легкого типа, обычно на два — четыре рабочих места с подсобным помещением. Отдельные павильоны могут иметь торговый зал.

Мелкорозничная торговая сеть не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации, обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, что дает возможность покупателям экономить время при покупке товаров.

Узость ассортимента, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и для торгового персонала, отсутствие удобств для покупателей при выборе товаров являются недостатками мелкорозничной торговой сети.

Разновидностью мелкорозничной сети являются торговые автоматы («вендинг» — автоматическая торговля) — служат для продажи товаров через автоматические устройства. Они могут использоваться для продажи штучных, фасованных товаров, напитков. Устанавливают торговые автоматы в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (на вокзалах, в парках, в кафе, на улицах и т.п.). Через них продают не только мелкие штучные упакованные изделия, но и напитки — кофе, свежевыжатые соки, горячие бутерброды, сигареты, кондитерские изделия. В последние годы широкое распространение получила продажа услуг — оплата сотовой связи, зарядка мобильных телефонов и др.

Преимущества стационарной розничной торговой сети:

· обеспечение более широкого ассортимента товаров;

· применение прогрессивных методов продажи и дополнительное обслуживание покупателей;

· обеспечение наилучших условий для хранения и сохранности товарно-материальных ценностей;

· создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров;

· создание условий для механизации и автоматизации технологических процессов;

· обеспечение более высокой культуры обслуживания и создание условий труда для работников торговли.

Недостатки стационарной розничной торговой сети:

· относительная удаленность торговой сети от обслуживания населения;

· нет возможности быстро развертывать и перемещать торговые объекты;

· большие затраты на строительство и эксплуатацию сети.

 

    1. Принципы размещения  розничной торговой  сети

Важнейшим условием эффективной работы розничной торговой сети и высокой культуры обслуживания населения является оптимальное размещение магазинов на территории города.

При размещении магазинов необходимо учитывать следующие факторы:

 

    • градостроительные – величина города, функциональное зонирование его отдельных частей (центр города, промышленная зона и др.), плотность населения, размещение административных и культурных зданий и т. д.;

 

    • транспортные – основные направления и интенсивность транспортных потоков, рост численности индивидуального транспорта, наличие остановок общественного транспорта;

 

    • социальные – демографический состав населения, снижение затрат времени на приобретение товаров, создание условий для высокой культуры обслуживания;

 

    • экономические – обеспечение эффективности использования торговых и складских помещений, повышение доходности магазинов и материальных стимулов их персонала.

Основными задачами рационального размещения розничной торговой сети на современном этапе развития торговли являются:

 

    • максимальное приближение розничной торговой сети к покупателям, оптимальное соотношение ее различных видов;
    • обеспечение необходимого ассортимента товаров в магазинах, его реализация;
    • гарантирование каждому предприятию необходимого объема товарооборота и должного уровня рентабельности;
    • четкое разграничение районов деятельности однотипных магазинов, рационализация торговых процессов за счет внедрения прогрессивных форм обслуживания.

Переход торговли к рыночным отношениям требует повышенного внимания к проблемам размещения розничной сети теоретических исследований и практики, так как это ведет к расширению влияния всех основных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения розничной торговой сети (состав городской территории, размещение жилых районов, транспортных путей, деловых и культурных центров и т.д.), на экономические показатели деятельности торговых объектов.

Существует несколько принципов размещения розничной торговой сети.

 

Важнейшим является принцип равномерного размещения розничной торговой сети. Он заключается в следующем: на каждый район города с определенной численностью населения приходится определенное количество магазинов, позволяющее удовлетворить спрос покупателей. Так, в районах жилой застройки при таком размещении покупатель должен тратить не более 7—10 минут на дорогу в магазин. Это значит, что радиус обслуживания должен быть около 500 метров. Данный принцип применим к однотипным магазинам и прежде всего к продовольственной торговле.

 

Принцип децентрализованного, или рассредоточенного, размещения сложился в городах исторически, когда магазины открывались в отдельных районах города без комплексного плана, по мере застройки. В данном случае торговое предприятие максимально приближено к жилой застройке и обслуживает ограниченное количество населения, проживающего в радиусе его обслуживания. Это позволяет избежать большого скопления покупателей и перекрещивающихся потоков их движения, что характерно для больших универмагов. Основной недостаток такого размещения заключается в том, что рассредоточение в определенной мере препятствует специализации торговой сети, так как основным типом магазина в этом случае должен быть магазин смешанного ассортимента.

Функциональное (ступенчатое или концентрическое) размещение розничной торговой сети обусловлено характером спроса на товары: товары массового спроса, первой необходимости и предметы периодического спроса. В этом случае вся торговая сеть города делится на две группы: магазины жилой зоны (микрорайон, жилой район, квартал) и общегородского значения.

 

Торговая площадь распределяется между этими группами магазинов неодинаково. В жилой зоне должно быть размещено до 75 % торговой площади продовольственных магазинов и 25 % — непродовольственных, т.е. продовольственная сеть максимально приближена к покупателю.

 

Для централизованного, или группового, размещения характерна группировка всех торговых и бытовых предприятий в виде торговых центров, преимущество которых заключается, прежде всего, в комплексном удовлетворении спроса населения, как на товары, так и услуги. Строительство торговых центров значительно дешевле, позволяет лучше организовать подъездные пути, рациональнее использовать территорию и инженерные коммуникации, транспорт, механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Их эксплуатация значительно снижает текущие затраты (расход электроэнергии, газа, воды, уборка помещений и т.д.) и повышает эффективность капитальных вложений.

Вместе с тем групповое размещение приводит к увеличению радиуса обслуживания населения, что особенно нежелательно при его низкой плотности.

 

    1. Тенденции развития в современных  условиях

 

Основные тенденции развития торговли характеризуются следующим.

 

1. Увеличивается доля частной  формы собственности в количестве  торговых объектов и розничном  товарообороте страны. Заметно снизился  удельный вес потребительской  кооперации в товарообороте. Более  трети всего розничного товарооборота  составляет реализация товаров  на вещевых, смешанных, продовольственных  рынках индивидуальными предпринимателями. Объем такой продажи определяется  на основании данных обследования  домашних хозяйств.

 

2. Растет доля занятых в торговле  и общественном питании и в  отраслевой структуре валового  внутреннего продукта. Удельный  вес занятых в сфере обращения  имеет устойчивую тенденцию роста. В валовом внутреннем продукте  удельный вес торговли и общественного  питания также возрос.

 

3. Наблюдается рост общего объема  розничного товарооборота и розничного  товарооборота на душу населения  в сопоставимых ценах.

 

4. Опережающими темпами растет  розничный товарооборот по сравнению  с ростом располагаемых денежных  доходов населения.

5. Сохраняется тенденция снижения удельного веса непродовольственных товаров в розничном товарообороте.

 

6. Изменяется распределение розничного  товарооборота между городом  и селом за счет возрастания  удельного веса города, что обусловлено  снижением удельного веса сельского  населения в численности населения  республики. В Республике Беларусь  за последние годы наблюдается  устойчивая тенденция снижения  удельного веса сельского населения.

 

 

Глава 2 Организация торгового обслуживания  населения сетью магазинов «Родны кут»

2.1.   Организационно-экономическая  характеристика торговых  предприятий

« Родны кут»

Магазин « Родны кут»  принадлежит  розничной торговой сети системы потребительской кооперации. Главной целью является обеспечение эффективности использования имущества, достижения наилучших результатов финансово - хозяйственной деятельности.

Магазин « Родны кут» осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства Республики Беларусь, Устава и Положения о коммерческой деятельности предприятий.

Данное предприятие учреждено 14 января  2014 г., основным учредительным документом является Свидетельство. Юридический адрес предприятия: г. Гродно, ул. Белые Росы, 77. Режим работы: 8.00-23.00

Информация о работе Стационарная розничная торговая сеть и пути ее совершенствования