Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:12, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, разработка основных направлений совершенствования системы стратегического планирования на предприятии.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
изучение теоретических основ стратегического планирования,
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1 Планирование и его виды 4
1.2 Понятие стратегического планирования, цели и этапы 9
1.3. Структура стратегического планирования 14
1.4 Преимущества и недостатки стратегического планирования 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 23
2.1 Планирование производства и реализации продукции 23
2.2 Планирование потребности в персонале и росте производительности труда. Система управления персоналом на предприятии 25
2.4 Планирование финансов и сметы затрат на производство продукции 29
2.5 Планирование риска 31
2.6 Оперативно-производственное планирование 35
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «ММК» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
г) по глубине планирования:
д) по координации частных планов во времени:
е) по учету изменения данных:
ж) по очередности во времени:
Стратегия
- это детальный всесторонний комплексный
план, предназначенный для
Стратегическое
планирование - это динамичный процесс
определения миссии и целей организации,
нахождения конкретных стратегий для
выбора и приобретения нужных экономических
ресурсов, их распределения и использования
с целью обеспечения
Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по его достижению.
Стратегический план - основной вид плана. Разрабатывается на длительное время (3-7 лет с разбивкой по годам). Определяет цели развития предприятия и пути их достижения. Комплексный план, научно обоснованный.
Стратегический план отражает все виды деятельности предприятия. Ключевыми элементами стратегического планирования является:
- определение целей;
-
разработка альтернатив, их
- выбор оптимального варианта реализации стратегии;
-
программа реализации
Стратегический план включает ряд разделов и подразделов:
1.
основные направления
2. маркетинговый план;
3.
план производства и
4.
план инновационной
5. план по труду и социальному развитию;
6.
план по себестоимости
7. план прибыли и рентабельности производства;
8.
план охраны природы и
9.
план внешнеэкономической
Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
а) определение миссии предприятия – установление смысла существующего предприятия, его предназначение, роль и место в рыночной экономике;
б) формулирование целей и задач. Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих на предприятии;
в) оценку и анализ внешней среды – исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения предприятия. Этот анализ включает изучение влияния на предприятие таких компонентов как: состояние экономики, правовое регулирование, политика, покупатели, поставщики;
г) оценку и анализ внутренней среды – исследование, позволяющее определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Она исследуется по направлениям: исследование и разработка; производство; маркетинг;
д) разработка и анализ стратегических альтернатив. В нем принимаются решения о том, как предприятие будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию. [4]
Стратегические
цели – это цели деятельности организации,
достигаемые к концу
Они устанавливаются в 4 сферах:
1) доходы;
2) работа с клиентами;
3) потребности и благосостояние сотрудников;
4) социальная ответственность.
Правильно сформулированные стратегические цели должны удовлетворять следующим требованиям:
Стратегическому
планированию свойственна система
операций, применяемых по строго определенным
правилам, которая после
Таблица 1 - Алгоритм стратегического планирования
№ п/п | Название аспекта планирования | Содержание стратегического планирования |
1 | Концептуальный | Определение миссии. Что надо сделать? |
2 | Технологический | Как делать? |
3 | Ресурсный | Делать с использованием каких экономических ресурсов? |
4 | Кадровый | Кто конкретно будет делать? |
5 | Организационно-управленческий | Какой должна быть
организационная структура |
6 | Временной | Делать в
какие сроки и в какой |
Определение миссии и целей осуществляется руководством высшего звена организации, а их реализация - руководителями и исполнителями всех уровней.
Динамичная природа организаций затрудняет применение одной специфической модели процесса стратегического планирования, но при разработке конкретной модели можно ориентироваться на ее общий вид.
Существуют и такие этапы стратегического планирования как:
После
завершения разработки стратегического
плана наступает последующая
его реализация, но не надо спешить.
Необходимая оценка стратегического
плана, которая проводится путем
сравнения результатов
Процесс оценки применяется как механизм обратной связи для корректировки стратегии. Оценка будет эффективной, если ее проводить системно и непрерывно на всех уровнях организации - сверху вниз.
Есть ряд критериев, которые принимаются в процессе оценки стратегии:
- количественные: доля рынка, рост объема продаж, уровень затрат и эффективности производства и сбыта, текучесть кадров, невыходы на работу, чистая прибыль;
-
качественные: способность привлечь
высококвалифицированных
Чтобы
оценка процесса стратегического планирования
была эффективной, следует больше внимания
уделять стандартизированным
Для
оценки стратегического состояния
организации применяются
На рисунке 1 представлена принципиальная схема процесса стратегического планирования.
Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.
Рисунок 1
1 2
8 7 6 5
Процесс стратегического планирования включает:
• определение миссии предприятия, организации;
• формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации;
• оценку и анализ внешней среды;
• оценку и анализ внутренней структуры;
• разработку и анализ стратегических альтернатив;
• выбор стратегии.
Процесс стратегического управления (кроме стратегического планирования) включает также:
• реализацию стратегии;
• оценку и контроль выполнения стратегии.
Как видно из рисунка 1, стратегическое планирование является одним из компонентов стратегического управления. Стратегическое управление иногда рассматривается как синоним термина «стратегическое планирование». Однако это не так. Стратегическое управление помимо стратегического планирования содержит механизм реализации решений. [9]
Основные компоненты стратегического планирования:
1. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии