Стратегия привлечения иностранных инвестиций в отрасли ТЭК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:49, реферат

Краткое описание

Основной проблемой ТЭК сегодня является нехватка инвестиций. Эта проблема — не только и не столько “внутриТЭКовская”, сколько макроэкономическая. Нельзя всерьез говорить о привлечении инвестиций в страну, когда отток капитала из нее достигает (по высшим оценкам) 20—25 млрд. долл. в год. Стратегические иностранные инвесторы начнут финансировать проекты в реальном секторе российской экономики тогда, когда это начнут делать инвесторы отечественные, т.е. когда отток капитала из страны сократится до разумных пределов.

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Аналитическая часть
Направления дальнейшего развития
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ФИДЗК.docx

— 252.48 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТИ и ГАЗА имени И.М.ГУБКИНА

ФИЛИАЛ в г. ТАШКЕНТЕ

 

Отделение: «Экономических Дисциплин»

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

По дисциплине «Финансово-инвестиционная деятельность зарубежных корпораций»

 

На тему:

 

«Стратегия привлечения иностранных инвестиций в отрасли ТЭК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ташкент 2013

 

 

Содержание

Введение

Теоретическая часть

Аналитическая часть

Направления дальнейшего развития

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Успешное  функционирование ТЭК по сравнению  с другими отраслями российской экономики создает иллюзию его  долгосрочного и устойчивого  благополучия и делает комплекс постоянным и основным донором бюджета. Однако необходимо признать, что сегодня  ТЭК работает в режиме истощения  своего производственного потенциала, проедая “запас прочности”, обеспеченный массированными инвестициями предыдущих десятилетий. Основные производственные фонды всех отраслей ТЭК по возрастной структуре, степени износа и техническому состоянию приближаются к критическому уровню. Влияние предыдущих затрат может закончиться очень скоро (подходит к концу период получения  эффекта от осуществленных ранее  инвестиций), и существует опасность  обвального выбытия старых фондов, закрытия большого числа скважин  в связи с их ухудшающейся рентабельностью. В условиях истощения производственного  потенциала ТЭК на первый план выходят  решение проблемы нехватки инвестиционных ресурсов для поддержания нормального  воспроизводственного процесса в его  отраслях, формирование благоприятного инвестиционного климата для  обеспечения необходимого притока  инвестиций, генерирующих экономический  рост как внутри ТЭК, так и вне  его.

Основной  проблемой ТЭК сегодня является нехватка инвестиций. Эта проблема — не только и не столько “внутриТЭКовская”, сколько макроэкономическая. Нельзя всерьез говорить о привлечении инвестиций в страну, когда отток капитала из нее достигает (по высшим оценкам) 20—25 млрд. долл. в год. Стратегические иностранные инвесторы начнут финансировать проекты в реальном секторе российской экономики тогда, когда это начнут делать инвесторы отечественные, т.е. когда отток капитала из страны сократится до разумных пределов.

Необходимо  предпринять решительные меры, чтобы  большая часть вывозимого капитала вкладывалась в российскую экономику  там, где он был заработан. Однако административными и репрессивными  мерами поток капитала из страны не повернуть вспять. По крайней мере, в долгосрочном плане. Это можно  сделать только одним способом: создать  для инвесторов более привлекательные  условия вложения капитала на российском рынке, чем в странах, являющихся основными конкурентами России в  борьбе за инвестиции.

Государство сегодня не в состоянии обеспечить необходимый уровень инвестиций за счет бюджетных ассигнований. Но сегодня так вопрос и не ставится. Государство должно обеспечить условия, при которых компании ТЭК окажутся в состоянии сами привлечь необходимые  инвестиции с мирового рынка капитала, ведь только государству по силам  изменить условия, препятствующие притоку  инвестиций в ТЭК страны, поскольку  само государство их и установило.

 

 

Теоретическая часть

В соответствии с принятым законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г., под иностранными инвестициями подразумевались все виды имущественных и материальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли. Все инвесторы получали равные права для осуществления своей деятельности.

Законом декларировалось  отсутствие системы разрешений и  лицензирования при привлечении  иностранных инвестиций. Однако из этого общего правила были установлены  следующие исключения: - требовалось  разрешение правительства России для  предприятий, объем иностранных  инвестиций в которых был особенно высок; - требовалось проведение экспертизы крупномасштабного строительства или реконструкции; - требовалось получение экологической экспертизы и заключения санитарно-эпидемиологических служб в случае, когда производство предприятия может оказаться опасным для окружающей среды; - специальные правила были введены в отношении представления земельных ресурсов в пользование.

Закон об иностранных  инвестициях установил национальный режим для зарубежных компаний. Иностранным  инвесторам предоставлялись условия  не менее благоприятные, чем для  отечественных предприятий.

В соответствии с законом иностранные инвестиции в РФ не подлежали национализации и не могли быть подвергнуты конфискации, кроме как в исключительных предусмотренных  законодательными актами в случаях, когда эти меры обусловлены общественными  интересами. В случае национализации или реквизиции предусматривалась адекватная компенсация, которую инвестор получал в короткие сроки.

Иностранные инвесторы получали право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории РФ законодательства, указаний государственных  органов РФ, либо их должностных  лиц, а также вследствие не осуществления  такими органами или должностными лицами предусмотренных законодательством  обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с  иностранными инвестициями.

Для привлечения  иностранных инвесторов на конкретные территории и в определенные сферы  законом предусматривалось использование  новых форм привлечения инвесторов, таких, например, как соглашения о  разделе продукции, концессии и  другие.

Закон «Об  иностранных инвестициях в РСФСР» заложил правовые основы для привлечения иностранных инвестиций в экономику России. В нем были законодательно закреплены различные формы, в которых может привлекаться иностранный капитал. В связи с тем, что многие положения этого закона не получили дальнейшего развития, некоторые перечисленные в нем формы привлечения инвестиций не нашли свое воплощение на практике. Формально такие формы привлечения капитала, как концессии, соглашения о разделе продукции, сервисные контракты и ряд других, были разрешены, но для их использования отсутствовала нормативно-правовая база.

Благоприятное значение для регулирования иностранных  инвестиций имело принятие в 1996 году второй части Гражданского Кодекса  РФ, которая включала в себя гражданско-правовое регулирование договоров, которые  заключались с иностранными инвесторами.

В Кодексе  были закреплены различные договорно-правовые формы привлечения иностранных  инвестиций. Это в частности, договор  коммерческой концессии, договор целевого займа, договоры возмездного оказания услуг, договор финансовой аренды и  другие.

Инвестиции (прямые) в реальный сектор российской экономики вкладывают в основном США (более 60%), а также Нидерланды, Кипр, Германия (доказано, что для  Кипра, Люксембурга и Виргинских островов - это российские "отмытые" деньги). Из накопленных в российской экономике к 2003 году иностранных инвестиций на прямые инвестиции компаний США приходилось 4,22 млрд долл., Кипра - 3,9 млрд, Нидерландов - 2,4 млрд, Великобритании -2,2 млрд, Германии - 1,7 млрд долларов .

Основные  вложения по разделу "промышленность" предназначены отраслям ТЭК. Однако масштабы накопленных за десять лет  инвестиций в ТЭК (25-27 млрд долл.") несоразмерны амбициозным планам его развития.

Общая потребность  в них для ТЭК России - с учётом внутреннего потребления и усиления восточного направления экспорта нефти  и газа - достигает 160 млрд долл. Только для модернизации производственных фондов требуется ежегодно 20-25 млрд. А стоимость инвестиционных проектов, необходимых для сохранения экспортных позиций на рынке Европы, на период до 2015 года оценивается: по газовой промышленности - 35-40 млрд долл., по нефтяной  – 55-60 млрд долл. . Однако иностранный капитал не спешит в российскую экономику.

Разрешение  дилеммы "привлечение/ограничение" иностранных инвестиций зависит  от того, в каких масштабах и  по каким направлениям они потребуются  для ТЭК и, напротив, какие стратегические ограничения могут быть приняты в отношении этих капиталов.

Сейчас не более 22% общего объёма иностранных  инвестиций в отрасли ТЭК являются прямыми; что же касается вложений в  новые технологии, то эта доля на порядок меньше и экспертно оценивается не более чем в 200-350 млн. долларов США.

Специфика ТЭК  в том, что методы добычи ископаемых консервативны. Технологическая база основного производства отечественной  нефтяной промышленности по технологиям  и оборудованию в принципе соответствует  мировому уровню. В связи с этим отраслям ТЭК существенно меньше, чем наукоёмким отраслям, таким как  электронная промышленность, компьютерная техника, информационное обеспечение  и связь, нужны прямые иностранные  инвестиции для получения принципиально  новых технологий. Исключение - работы на шельфах, бурение горизонтальных и пологонаправленных скважин, гидроразрыв пластов, программно-аппаратное обеспечение. Новейшие технологии здесь востребованы, хотя ранее (для месторождений Тюмени) это и не было актуальным.

Поскольку получение  иностранных технологий в отраслях ТЭК не считалось первоочередной задачей, постольку и методы международного технического сотрудничества здесь  достаточно жёстки. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе, главной газовой  провинции России, иностранных компаний со 100-процентным собственным капиталом  в добывающем секторе нет. Совместные предприятия присутствуют лишь в  сервисных услугах и очень  мало в геологоразведочных работах.

Однако иностранная  технология и технический менеджмент неотложно необходимы здесь, и особенно при геофизических работах. Известно, что в СССР массово завозилось геофизическое оборудование, за которое расплачивались сырой нефтью. В 1980-х годах на такие поставки Западом было наложено эмбарго; теперь Россия технологически отстала лет на двадцать. Добавились и новейшие, уже экономические ограничения: геологоразведка сопряжена с инвестиционным риском из-за принципиально вероятностного характера результата и имеет длительный цикл реализации. Она чрезвычайно наукоёмка, требует вложений в теоретические исследования и использует дорогие технологии и оборудование; доход от прямых инвестиций здесь минимален, а поддержание системного уровня исследований требует длительных и крупных вложений.

Вследствие  всех этих причин геологоразведка и  геофизика в России остались прерогативой государства. Отечественные корпорации не хотят брать на себя риски без  надёжных государственных гарантий того, что при удаче смогут воспользоваться  плодами изысканий. Наконец, результаты геологических исследований во всём мире являются коммерческой (у нас - государственной) тайной. Здесь-то и  вступают в дело стратегические ограничения, имеющие целью не допустить утечки секретной информации. (Надо сказать, что геологическую информацию воруют даже в эмиратах, где за это положено отсечение головы, так что потери информации неизбежны и в России.) Отрасли же нужны прямые закупки  геофизического и иного сложного оборудования для сервисных работ.

Свободные финансовые ресурсы - "нефтяные деньги" - у  государства имеются, но оно, как  показывает опыт, не всегда эффективный  собственник. У частных российских нефтяных компаний по упомянутым причинам отсутствуют стимулы к долгосрочным инвестициям.

Имея в  виду объективную незаинтересованность российского - в первую очередь нефтяного - предпринимательства в долгосрочных малоприбыльных инвестициях, целесообразно  создать для выполнения геологических  и геофизических работ мощные государственные (с частным, в том  числе и иностранным капиталом) компании. Задачу сохранения результатов  поисковых исследований можно решать, не выходя за границы мировых стандартов защиты научно-технических секретов. В этих же целях - ускоренного прорыва  на новый технологический уровень - целесообразно провести коммерческую (под патронатом государства) программу  обучения молодых российских специалистов в ведущих университетах Запада по широкому кругу геофизических специальностей.

Помимо этого  в компании ТЭК необходимо привлечь иностранные фирмы для улучшения  менеджмента: то есть нужен современный  инжиниринг из развитых стран для  улучшения управления, повышения  коммерческой и производственной эффективности. Ю. Потанин, например, считает, что "с  финансовым оздоровлением нефтяных компаний вроде уже справились, теперь надо обновлять корпоративный менеджмент".

 

Аналитическая часть

Благодаря стабильному  экономическому росту повысилась инвестиционная привлекательность некоторых регионов Дальнего Востока, в их числе Республики Саха, Приморского и Хабаровского края, Амурской области. Основные законодательные  нормы в сфере регулирования  иностранных инвестиций не допускают  иностранных инвесторов в разработку месторождений, имеющих стратегическое значение для страны. Однако в силу природно-климатических, экономико-географических и исторических причин экономика  Дальнего Востока ориентирована  преимущественно на добычу сырья  и его первичную переработку. Поэтому, на взгляд автора,

Проекты «Сахалин 1», «Сахалин-2» стали наиболее успешными  объектами с участием крупных  международных компаний: «Эксон Мобил», «Содеко» «ОНГК Видеш», «Ройял Датч Шелл», «Мицубиси», «Мицуи». На начало 2008 г. объем накопленных иностранных инвестиций в Сахалинской области превышал 24 млрд. долл.

Ведущим отраслевым направлением вложения ПИИ на Дальнем  Востоке является ТЭК, на долю которого приходится более 65% совокупного их объема. Основными странами-инвесторами  выступают Япония, Нидерланды и Великобритания (их совокупная доля - 65%). Основная форма  привлечения иностранных инвестиций в ТЭК Дальнего Востока - СРП, заключенные  еще до вступления действия закона «Соглашения о разделе продукции» («Сахалин 1, 2»), и совместные предприятия. СРП являются самой распространенной формой сотрудничества. Однако в России СРП не получили широкого распространения  в силу сложности и многоступенчатости их заключения и реализации.

Информация о работе Стратегия привлечения иностранных инвестиций в отрасли ТЭК