Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:02, курсовая работа
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения – до тех пор пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз). Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет – здесь действуют общие для страны законы, в том числе и в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим фактором при поставках продукции.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического развития региона
Состояние и характеристика экономических отношений на современном этапе развития РФ
Основные направления экономической деятельности Калининградской области
Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области
Глава 2. Перспективы социально-экономического развития области
2.1 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их решения
2.2 Федеральная программа развития Калининградской области на
период до 2020 года
Заключение
В настоящее время
федеральная поддержка
Программа была разработана
в соответствии с протоколом заседания
Правительства Российской Федерации
от 22 марта 2001 г. № 11 (раздел П) и утверждена
постановлением Правительства Российской
Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866. Осуществление
программных мероприятий
Обеспечение высокого
уровня конкурентоспособности
Такие федеральные целевые программы, как «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», «Жилище» и др., включают основные комплексы мероприятий по соответствующим направлениям, а проекты, включенные в программу развития региона, позволяют связать мероприятия в единую систему, направленную на развитие Калининградской области. На сегодняшний день мероприятия, запланированные в рамках откорректированной Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года, не обеспечивают в полной мере реализацию ключевых проектов по формированию инфраструктуры, способной поддерживать на высоком уровне инвестиционный климат региона и инновационное развитие региона, в соответствии с утвержденной Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Сами по себе географическое
положение, климат, наличие запасов
янтаря и отдельных предприятий
в сфере информационных технологий
и автомобильной
Реализация проектов развития приоритетных секторов экономики региона невозможна без создания необходимой инфраструктуры как обеспечивающей (газо-, электро- и водоснабжение, канализационные сети), так и транспортно-логистической (дорожная сеть, порт, аэропорт, пограничные пункты пропусков), инфраструктуры туристских объектов (восстановление объектов культурного наследия, создание новых культурных объектов, стадион и другие объекты Чемпионата мира по футболу 2018 года), модернизации ГУП «Калининградский янтарный комбинат», строительства объектов инфраструктуры международного научно-образовательного и внедренческого центра – кампуса Балтийского федерального университета им. И.Канта и создаваемого Балтийского центра программирования, а также инфраструктуры промышленных площадок региона. Планируемый рост численности населения Калининградской области на более чем 170000 человек до 2020 года за счет переселения специалистов, работающих в приоритетных секторах, потребует дополнительного ускоренного развития социальной инфраструктуры (сеть общеобразовательных, дошкольных учреждений и учреждений здравоохранения, инженерные коммуникации и дорожная инфраструктура для участков новой жилой застройки).
Процесс формирования и развития инфраструктуры для индустрии туризма, янтарно-ювелирного производства, информационно-коммуникационных технологий, автомобилестроения в качестве значимых отраслей территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки и активного участия со стороны государства.
На протяжении последнего
времени такое участие
Эти ограничения
будут сняты в случае внесения
корректив в действующую
Это обеспечит комплексный подход к решению первоочередных задач создания необходимой обеспечивающей, транспортно-логистической, социальной инфраструктуры, что создаст условия для реализации якорных проектов и формирования инвестиционной активности в приоритетных секторах.
При этом создание
и развитие современных инфраструктурных
комплексов через механизмы реализации
программы будут способствовать
решению ряда важнейших задач
по устранению существующих различий
в уровне инфраструктурного развития
Калининградской области и
Таким образом, реализация программы является наиболее эффективным способом развития инфраструктурного комплекса туристского, янтарно-ювелирного, научно-образовательного, информационного, автомобильного секторов в Калининградской области. Программа позволит повысить конкурентоспособность региональной промышленности, сельского хозяйства, что непосредственно отразится на повышении уровня и качества жизни населения Калининградской области, решении значимых задач социально-экономического развития страны.
В рамках программно-целевого подхода важнейшим этапом развития региона представляется корректировка действующих целевых программ Калининградской области и формирование на их основе государственных программ Калининградской области по основным направлениям деятельности.
Заключение
В процессе выполнения работы были выявлены позитивные и негативные факторы, влияющие на социально-экономическое развитие Калининградской области. Наиболее существенные из них:
Определены особенности
инвестиционного климата
Список литературы
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития калининградской области