Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа
Проблема государственного регулирования страхового рынка является одной из самых актуальных в теории и практике современного отечественного страхования. Важность ее исследования связана с тем, эта система до сих пор окончательно не сформировалась: изменяется состояние самого страхового рынка, идет постоянное совершенствование нормативной базы страхования, претерпевает изменения деятельность государственных регулирующих органов. Неустойчивость системы государственного регулирования страхового рынка вызвана не только внутренними факторами страхового рынка, но и является прямым следствием макроэкономических процессов, проблем экономики в целом, а также ходом развития международных интеграционных тенденций.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА
1.1 Понятие и сущность страхового рынка
1.2 Регулирование страхового рынка в Республике Казахстан
1.3 Государственное регулирование страхового рынка в зарубежных странах
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОГО РЫНКА
2.1 Развитие и повышение эффективности страхового надзора
2.2 Совершенствование регулирования и надзора за страховой деятельностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
За относительно короткий период времени в Казахстане была проведена существенная работа по созданию условий для развития страховой индустрии:
1. Совершенствовалась
2. Национальным банком
РК были разработаны и
3. Обеспечена финансовая
устойчивость и
4. Обеспечена доступность
страховых услуг, прозрачность
и законность страховых
Позитивными моментами последних лет развития казахстанского страхового рынка явились:
- введение законодательного
запрета на совмещение
- установление жестких
требований к уставному
- соблюдение соответствия
определенным квалификационным
требованиям руководителя
- строгие требования к
финансовой устойчивости и
Страховой рынок Казахстана можно назвать одним из наиболее динамично развивающихся во всем СНГ. Этому способствовала Программа развития страхового рынка республики.
Обязательным является страхование,
осуществляемое в силу закона. Каждый
вид обязательного страхования
является отдельным классом страхования.
Содержание каждого класса в обязательной
форме страхования и
Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются законами Республики Казахстан.
Инициатором обязательного страхования в Казахстане выступает государство, которое в форме закона обязывает юридических и физических лиц заключать договор страхования.
Обязательному социальному страхованию подлежат работники , за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории РК.
Плательщик (работодатель или самостоятельно занятое лицо, осуществляющее исчисление и уплату социальных отчислений ) имеет право на возврат ошибочно уплаченных сумм социальных отчислений. Он обязан своевременно и в полном объеме уплачивать социальные отчисления и представлять в налоговые органы расчеты по начисленным и перечисленным социальным отчислениям.
Обязательное социальное страхование подразделяется на следующие виды:
1) на случай утраты трудоспособности;
2) на случай потери кормильца;
3) на случай потери работы.
Государство гарантирует гражданам право на получение социальных выплат при наступлении случаев риска по видам обязательного социального страхования на условиях, установленных Законом.
Для работодателя объектом социальных отчислений являются его расходы , выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги.
Для индивидуальных предпринимателей,
не применяющих специальные
Механизм обязательного страхования, как показывает опыт стран с рыночной экономикой, широко используется государством в целях обеспечения социальной стабильности и ускорения развития экономики.
Данный опыт получил свое
применение и в Казахстане, где
существенно расширилась сфера
использования обязательного
Обязательное страхование
гражданско-правовой ответственности
владельцев транспортных средств. Объектом
обязательного страхования
Обязательное страхование
гражданско-правовой ответственности
перевозчика перед пассажирами.
Объектом обязательного страхования
гражданско-правовой ответственности
перевозчика перед пассажирами
является имущественный интерес
перевозчика, связанный с его
обязанностью, установленной ГК РК,
возместить ущерб, причиненной жизни,
здоровью и (или) имуществу пассажиров
при их перевозке посредством
осуществления страховых
Обязательное страхование
гражданско-правовой ответственности
аудиторов и аудиторских
Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности частных нотариусов. Объектом обязательного страхования гражданско- правовой ответственности частных нотариусов являются имущественные интересы частного нотариуса, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный третьим лицам в результате совершения им нотариальных действий. Для осуществления нотариальных действий частный нотариус обязан заключить договор обязательного страхования ответственности частного нотариуса.
Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента. Объектом страхования по данному закону является имущественный интерес туроператора и турагента, связанный с их обязанностью, установленной гражданским законодательством РК, возместить вред, причиненный имущественным интересам и (или) иным интересам туриста при осуществлении деятельности по реализации туристического продукта посредством осуществления страховых выплат.
Обязательное страхование
гражданско-правовой ответственности
владельцев объектов, деятельность которых
связана с опасностью причинения
вреда третьим лицам». Объектом данного
вида страхования является имущественный
интерес владельца объекта, связанный
с его обязанностью возместить вред,
причиненный жизни, здоровью и (или)
имуществу третьих лиц в
1.3 Государственное
регулирование страхового
Страховой рынок как часть
финансово-кредитной системы
Формы и методы государственного
регулирования страхования
Центральное место в системе
регулирования страхового рынка
любой страны занимают органы страхового
надзора, которые имеют статус государственных
органов исполнительной власти, функционально
обособлены и сочетают функции регулирования
и контроля страхового рынка. В разных
странах органы страхового надзора
могут подчиняться или
Правовые основы регулирования
страхования закладываются, как
правило, в федеральных законах
о страховании и/или об организации
страхового надзора. Во Франции все
правовое регулирование страхования
сосредоточено в страховом
Законом регламентируются правовой
статус органа надзора, его основные
задачи, функции и права, структура
центральных органов и
Органы страхового надзора — главный, но далеко не единственный субъект государственного регулирования страхового рынка. В регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы (налоговые, антимонопольные, Центральный банк).
Государственное регулирование
начинается на этапе допуска страховых
компаний на рынок. Средством регулирования
выступают здесь процедуры
Регистрация страховых организаций
принципиально отличается от обычной
процедуры регистрации
Лицензирование деятельности страховых компаний — это процедура получения ими государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам (классам).
В большинстве развитых стран (в странах ЕС, США, Японии и др., исключение составляют лишь молодые страховые рынки стран Балтии и СНГ) установлены требования к видовой специализации: "life" (страхование жизни) и "non life" (иные виды страхования). Запрещается создание композитных страховых компаний, т.е. занимающихся одновременно и страхованием жизни, и другими видами страхования (в странах ЕС в порядке исключения иногда разрешается продолжать деятельность ранее созданным композитным компаниям). Кроме того, в некоторых странах есть требования по специализации компаний, занимающихся медицинским страхованием, страхованием банковских рисков и др. В развитых странах специализация страховщиков складывалась десятилетиями и явилась результатом естественных рыночных процессов и только затем была узаконена в государственных нормативных актах.
При обращении за лицензией страховщики подают в органы страхового надзора комплект документов, которые проверяются на соответствие требованиям законодательства, а также с точки зрения их экономического содержания, соответствия представленных страховщиком расчетов и планов принятым нормам финансовой устойчивости. В большинстве стран проверяются:
- учредительные документы
компании и документы,
- справки банков или
иные документы,
- «входной» баланс (для вновь созданных страховщиков) или текущую финансовую отчетность, включая расчет соответствия активов и обязательств (для действующих);
- план развития страховых
операций на ближайшую