Страховой рынок РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного регулирования страхового рынка является одной из самых актуальных в теории и практике современного отечественного страхования. Важность ее исследования связана с тем, эта система до сих пор окончательно не сформировалась: изменяется состояние самого страхового рынка, идет постоянное совершенствование нормативной базы страхования, претерпевает изменения деятельность государственных регулирующих органов. Неустойчивость системы государственного регулирования страхового рынка вызвана не только внутренними факторами страхового рынка, но и является прямым следствием макроэкономических процессов, проблем экономики в целом, а также ходом развития международных интеграционных тенденций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА
1.1 Понятие и сущность страхового рынка
1.2 Регулирование страхового рынка в Республике Казахстан
1.3 Государственное регулирование страхового рынка в зарубежных странах
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОГО РЫНКА
2.1 Развитие и повышение эффективности страхового надзора
2.2 Совершенствование регулирования и надзора за страховой деятельностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ реферат по страховому рынку.docx

— 52.44 Кб (Скачать файл)

За относительно короткий период времени в Казахстане была проведена существенная работа по созданию условий для развития страховой  индустрии:

1. Совершенствовалась действующая  законодательная база, регулирующая  развитие страхового рынка.

2. Национальным банком  РК были разработаны и внедрены  требования и нормативы к страховым  и (перестраховочным) организациям.

3. Обеспечена финансовая  устойчивость и платежеспособность  страховых организаций.

4. Обеспечена доступность  страховых услуг, прозрачность  и законность страховых операций.

Позитивными моментами последних  лет развития казахстанского страхового рынка явились:

- введение законодательного  запрета на совмещение операций  по страхованию жизни со страхованием  иным, чем страхование жизни в  одной страховой организации.  С позиции платежеспособности  страховой организации это существенный  момент, так как первое предусматривает  долгосрочные инвестиции страховых  резервов, второе краткосрочные;

- установление жестких  требований к уставному капиталу  страховых организаций в Республике  Казахстан; 

- соблюдение соответствия  определенным квалификационным  требованиям руководителя исполнительного  органа страховщика и его главного  бухгалтера;

- строгие требования к  финансовой устойчивости и добросовестности  акционеров учредителей страховых  организаций.

Страховой рынок Казахстана можно назвать одним из наиболее динамично развивающихся во всем СНГ. Этому способствовала Программа  развития страхового рынка республики.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Каждый вид обязательного страхования  является отдельным классом страхования. Содержание каждого класса в обязательной форме страхования и дополнительные требования по условиям его проведения устанавливаются законодательным  актом, регулирующим данный класс страхования

Виды, условия и порядок  проведения обязательного страхования  определяются законами Республики Казахстан.

Инициатором обязательного  страхования в Казахстане выступает  государство, которое в форме  закона обязывает юридических и  физических лиц заключать договор  страхования.

Обязательному социальному  страхованию подлежат работники , за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории РК.

Плательщик (работодатель или  самостоятельно занятое лицо, осуществляющее исчисление и уплату социальных отчислений ) имеет право на возврат ошибочно уплаченных сумм социальных отчислений. Он обязан своевременно и в полном объеме уплачивать социальные отчисления и представлять в налоговые органы расчеты по начисленным и перечисленным социальным отчислениям.

Обязательное социальное страхование подразделяется на следующие  виды:

1)  на случай утраты трудоспособности;

2)  на случай потери кормильца;

3) на случай потери  работы.

Государство гарантирует  гражданам право на получение  социальных выплат при наступлении  случаев риска по видам обязательного  социального страхования на условиях, установленных Законом.

Для работодателя объектом социальных отчислений являются его  расходы , выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги.

Для индивидуальных предпринимателей, не применяющих специальные налоговые  режимы, частных нотариусов и адвокатов  объектом исчисления социальных отчислений являются их доходы. При этом ежемесячный  доход принимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем 10-ти кратного размера  минимальной заработной платы.

Механизм обязательного  страхования, как показывает опыт стран  с рыночной экономикой, широко используется государством в целях обеспечения  социальной стабильности и ускорения  развития экономики.

Данный опыт получил свое применение и в Казахстане, где  существенно расширилась сфера  использования обязательного страхования  для решения задач по защите имущественных  интересов граждан, юридических  лиц и государства от природных, техногенных, финансовых и экономических  и иных рисков. В целях разрешения этих и других проблем обязательного  страхования       В Казахстане имеют место и другие виды страхования.

Обязательное страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев транспортных средств. Объектом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств является имущественный  интерес застрахованного лица, связанный  с его обязанностью, установленной  ГК РК, возместить вред, причиненный  жизни и здоровью и (или) имуществу  третьих лиц в результате эксплуатации транспортного средства как источника  повышенной опасности посредством  осуществления страховых выплат.

Обязательное страхование  гражданско-правовой ответственности  перевозчика перед пассажирами. Объектом обязательного страхования  гражданско-правовой ответственности  перевозчика перед пассажирами  является имущественный интерес  перевозчика, связанный с его  обязанностью, установленной ГК РК, возместить ущерб, причиненной жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров при их перевозке посредством  осуществления страховых выплат.

Обязательное страхование  гражданско-правовой ответственности  аудиторов и аудиторских организаций. Объектом обязательного страхования  гражданско-правовой ответственности  аудиторов и аудиторских организаций  является имущественный интерес  аудитора и аудиторской организации, связанный с их обязанностью , установленной гражданским законодательством РК, возместить вред, причиненный аудируемым субъектам при проведении аудита.

Обязательное страхование  гражданско-правовой ответственности  частных нотариусов. Объектом обязательного  страхования гражданско- правовой ответственности частных нотариусов являются имущественные интересы частного нотариуса, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный третьим лицам в результате совершения им нотариальных действий. Для осуществления нотариальных действий частный нотариус обязан заключить договор обязательного страхования ответственности частного нотариуса.

Обязательное страхование  гражданско-правовой ответственности  туроператора и турагента. Объектом страхования по данному закону является имущественный интерес туроператора и турагента, связанный с их обязанностью, установленной гражданским законодательством РК, возместить вред, причиненный имущественным интересам и (или) иным интересам туриста при осуществлении деятельности по реализации туристического продукта посредством осуществления страховых выплат.

Обязательное страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев объектов, деятельность которых  связана с опасностью причинения вреда третьим лицам». Объектом данного  вида страхования является имущественный  интерес владельца объекта, связанный  с его обязанностью возместить вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в результате аварии на объекте посредством осуществления  страховых выплат.

1.3 Государственное  регулирование страхового рынка  в зарубежных странах

Страховой рынок как часть  финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования  во всех странах мира. Государственное  регулирование имеет целью развитие страхового рынка на основе баланса  экономических интересов страховщиков, их клиентов (страхователей) и государства. Государство регулирует страховой  рынок в комплексе, как единую систему.

Формы и методы государственного регулирования страхования делятся  на две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные), причем преобладающими для современной  страховой системы являются административные методы. Система административного  регулирования базируется на нормах страхового законодательства, ее центральное  звено — орган страхового надзора. Экономические регуляторы — это  меры косвенного воздействия государства  на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной  системы страны (налогообложение, политику Центрального банка и т.п.). К сожалению, узкие рамки одной статьи не позволяют  полностью рассмотреть всю систему, поэтому остановимся подробно на административном регулировании.

Центральное место в системе  регулирования страхового рынка  любой страны занимают органы страхового надзора, которые имеют статус государственных  органов исполнительной власти, функционально  обособлены и сочетают функции регулирования  и контроля страхового рынка. В разных странах органы страхового надзора  могут подчиняться или включаться в структуру самых различных  ведомств, однако при этом они обладают достаточной степенью самостоятельности  в принятии решений. Во многих странах  Европы органы страхового надзора институционально обособлены и полностью независимы, в том числе во Франции (комиссия страхового контроля), Германии (федеральное  ведомство по надзору за страховой  деятельностью) и Швеции (страховой  инспекторат). В США во всех штатах действуют отделы по надзору за страховыми операциями. В Великобритании эти функции возложены на департамент торговли и промышленности, входящий в его состав страховой отдел ведет практическую регулирующую деятельность. В Канаде регулирование страхового рынка производится структурами, подведомственными министерству финансов.

Правовые основы регулирования  страхования закладываются, как  правило, в федеральных законах  о страховании и/или об организации  страхового надзора. Во Франции все  правовое регулирование страхования  сосредоточено в страховом кодексе 1976 г., регламентирующем все стороны  организации страхового рынка и  его регулирования. США, напротив, вообще не имеют федеральных законов  о страховании и страховом  надзоре.

Законом регламентируются правовой статус органа надзора, его основные задачи, функции и права, структура  центральных органов и территориальных  подразделений. В пределах установленной компетенции органы страхового надзора обязаны осуществлять регулирование единого национального страхового рынка путем установления общих требований по регистрации и лицензированию, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, ведения методологических разработок в области страхования и т.п. В современных условиях, особенно в странах ЕС, органы страхового надзора отдают приоритет изучению финансовой устойчивости. Раньше большее внимание уделялось допуску страховщиков на рынок, такая практика сохранилась в странах с переходной экономикой и по сей день.

Органы страхового надзора  — главный, но далеко не единственный субъект государственного регулирования  страхового рынка. В регулировании  страхования в пределах своей  компетенции участвуют и другие государственные органы (налоговые, антимонопольные, Центральный банк).

Государственное регулирование  начинается на этапе допуска страховых  компаний на рынок. Средством регулирования  выступают здесь процедуры регистрации  и лицензирования страховщиков.

Регистрация страховых организаций  принципиально отличается от обычной  процедуры регистрации юридических  лиц. Она проходит в два этапа. Сначала страховая компания проходит регистрацию как предпринимательская  структура на территории данной страны (исключение составляют страны ЕС, которые  сейчас допускают работу страховщиков из других стран ЕС без юридической  регистрации каких-либо форм коммерческого  присутствия на территории данной страны). Затем она должна пройти регистрацию  и быть внесена в реестр в органах  страхового надзора, где параллельно  с регистрацией производится лицензирование.

Лицензирование деятельности страховых компаний — это процедура  получения ими государственного разрешения на проведение страхования  по определенным видам (классам).

В большинстве развитых стран (в странах ЕС, США, Японии и др., исключение составляют лишь молодые  страховые рынки стран Балтии и СНГ) установлены требования к  видовой специализации: "life" (страхование жизни) и "non life" (иные виды страхования). Запрещается создание композитных страховых компаний, т.е. занимающихся одновременно и страхованием жизни, и другими видами страхования (в странах ЕС в порядке исключения иногда разрешается продолжать деятельность ранее созданным композитным компаниям). Кроме того, в некоторых странах есть требования по специализации компаний, занимающихся медицинским страхованием, страхованием банковских рисков и др. В развитых странах специализация страховщиков складывалась десятилетиями и явилась результатом естественных рыночных процессов и только затем была узаконена в государственных нормативных актах.

При обращении за лицензией  страховщики подают в органы страхового надзора комплект документов, которые  проверяются на соответствие требованиям  законодательства, а также с точки  зрения их экономического содержания, соответствия представленных страховщиком расчетов и планов принятым нормам финансовой устойчивости. В большинстве  стран проверяются:

- учредительные документы  компании и документы, подтверждающие  ее государственную регистрацию;

- справки банков или  иные документы, подтверждающие  оплату уставного капитала (размер  уставного капитала особенно  важен для вновь создаваемых  компаний, так как они еще не  вели страховую деятельность  и, следовательно, не сформировали  резервы), а также наличие других  активов; 

- «входной» баланс (для  вновь созданных страховщиков) или  текущую финансовую отчетность, включая расчет соответствия  активов и обязательств (для действующих);

- план развития страховых  операций на ближайшую перспективу  (в разных странах на 1—3 года), отражающий предполагаемые объемы  поступлений по видам страхования,  а также (в некоторых странах)  планируемые активы в покрытие  обязательств по заключаемым  договорам;

Информация о работе Страховой рынок РК