Суть реализации национальных проектов и их влияние на благосостояние населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью изучения являются приоритетные национальные проекты, как они влияют на благосостояние населения страны, порядка и форм их реализации.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
1. определить суть понятия «национальный проект»;
2. рассмотреть практику реализации социальных проектов;
3. рассмотреть основные социальные проекты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ 6
1.1 Определение сущности понятия «национальный проект» 6
1.2 Национальные проекты: от идеи к практики ее реализации 9
1.3 Задачи контроля за соблюдением законов в ходе реализации национальных проектов 11
ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, КАК ПОЛИТИКА РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 14
2.1 Национальный проект «Здоровье» 14
2.2 Национальный проект «Образования» 19
2.3 Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» 22
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА
БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ 29
3.1 Итоги реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» 29
3.2 Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование 34
3.3 Итоги реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 160.96 Кб (Скачать файл)

10) В регионы России закуплено и поставлено более 14 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования за счет средств федерального бюджета, 16,25 тыс. комплектов – за счет средств регионов. В сельские школы страны за два года поставлено более 3,1 тыс. автобусов за счет средств федерального бюджета, более 3,7 тыс. автобусов – за счет средств субъектов РФ.

11) Дополнительные выплаты за классное руководство.

12) В рамках национального проекта были созданы два крупнейший университета в Сибирском и Южном федеральных округах и заложены основы для двух бизнес-школ мирового уровня – Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге и Московской школы управления «Сколково».

13) В 2007 году федеральные университеты уже осуществили первый набор студентов на первый курс. На свое развитие они получили в 2006 году 1 млрд руб., в 2007-м – 7 млрд.

14) Еще одно новое масштабное направление по модернизации региональных систем образования также появилось в национальном проекте в 2007 году. Федеральный бюджет в 2007 году выделил 21 региону – победителю конкурсного отбора субъектов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, 4,05 млрд руб. На заседании межведомственной рабочей группы сообщили, что, по предварительным прогнозам, большинство регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, освоят средства федеральной поддержки своевременно [21].

В настоящее время в России ведется активная работа по созданию новой модели образования, получившей название «Российское образование – 2020». Как сообщает пресс-служба Министерства образования и науки РФ, проект современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики и общества, предложен для анализа и доработки экспертным группам всех уровней и разослан в регионы для обсуждения на традиционных августовских педагогических советах.

В разработанной модели «Российское образование – 2020» заложены четыре принципиальных направления развития: доступность качественного образования для любого жителя страны и его непрерывность, то есть обеспечение возможности учиться, повышать свою квалификацию и перепрофилироваться в любом возрасте, ориентация системы образования на инновационное развитие экономики, ее открытость для общества, включающая в себя учет интересов потребителей образовательных услуг, и возможность внешней, общественной оценки уровня учреждений и их образовательных программ.

Согласно проекту, изменения затронут все уровни российской образовательной системы, включая дошкольное образование, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование.

После доработки направления действий и мероприятий современной модели образования будут отражены в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Приоритетные национальные проекты будут преобразованы в долгосрочные государственные программы и дополнены новыми направлениями, сообщил заместитель Председателя Правительства РФ Александр Жуков [20].

С 2009 года в России реализовывается новый четырехлетний цикл развития и модернизации системы образования. Об этом заявил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на заседании коллегии Минобрнауки, прошедшем 2 сентября и посвященном основным положениям государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годы».

Было отмечено, что реализация новой модели образования станет продолжением приоритетного национального проекта «Образование», интеграцией его основных направлений с другими существующими государственными программами, направленными на развитие образования. При этом предусмотренные системные изменения затронут все уровни образовательной системы, включая сферы, ранее не входившие в нацпроект.

Так, в ее рамках предполагается обновить организационно-экономические механизмы в системе образования, сделать дошкольное образование более гибким и многообразным, сориентировать общее образование на индивидуальный подход к учащимся, расширить сферу дополнительного образования.

 Что касается профессионального  образования, то здесь планируется  расширить участие работодателей  на всех этапах образовательного  процесса, активно вовлекать студентов  и преподавателей в фундаментальные  и прикладные научные исследования (и в целом уделить повышенное  внимание интеграции образования  и науки), а также сформировать  систему непрерывного образования, чтобы каждый житель России  мог по своему желанию учиться  на протяжении всей жизни.

Цели и задачи госпрограммы полностью синхронизированы с целями и задачами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в соответствии с которой стратегическая цель государственной политики в образовании – это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [23].

 

3.3 Итоги реализации национального  проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

 

«Будет дом – сможем завести детей» – так рассуждает современная молодежь – и опыт показывает, что улучшение жилищных условий также улучшает демографическую ситуацию в стране. Создание комфортных условий жизни населения – одна из тех немногих задач, решив которую мы сможем решить и многие другие.

Доступность жилья, по сути, означает способность граждан приобрести жилье за счет собственных и заемных средств. Из чего понятно, что на доступность жилья влияют два основных фактора: стоимость жилья и стоимость ипотеки (заемных средств).

 

Расчет показывает, что уменьшение ставки по ипотеке на 1%, больше влияет на доступность жилья, чем уменьшение цены квадратного метра на 5%. Верно и обратное – увеличение ставок по ипотеке уменьшает доступность жилья, т.е. для покупки той же квартиры требуется более высокий доход [22].

Рекомендации по влиянию на рынок. Несмотря на рост прошлых лет, индустрия ипотечного кредитования требует пристального внимания и ограниченной целевой поддержки. Меры должны быть направлены:

 1) на формирования рынка ипотечных бумаг в России за счет дальнейшего развития законодательства, регулирующего механизм выпуска и обращения таких бумаг, максимально гарантирующего интересы инвесторов;

2) стимулирования инвестирования в российские ипотечные ценные бумаги высшей категории надежности, долгосрочных  средств пенсионных фондов, резервов страховых компаний и средств государственных фондов, включая инвестиционный фонд РФ;

3) дальнейшее развитие прозрачности индустрии ипотечного кредитования, включая открытую публикацию статистики по просроченным кредитам, досрочным платежам и проценту возврата средств при дефолте заемщика. В перспективе это повысит доверие  инвесторов к российским ипотечным облигациям и приведет к снижению стоимости рефинансирования.

Себестоимость строительства, бесспорно, является основным фактором, определяющим продажную цену жилья во всех регионах России, кроме Москвы.

 Для каждого конкретного  жилого здания структура цены  может сильно отличаться от  средних значений, однако, точечной  застройкой проблему доступности  жилья в России не решить, а  при строительстве новых районов  цена формируется по очень  схожим принципам. Приведенные ниже  данные основаны на реальном  примере массовой комплексной  застройки территории. При продажной цене в 47 050 руб. за кв.м., себестоимость, включая налоги, составила 39 550 руб. Стоимости приведены по состоянию на лето 2013 года.

Рисунок 4. Структура цен на жилье [20].

 

Ниже рассмотрены возможности по снижению цены жилья, отдельно по ее составляющим.

 Ситуация сложившаяся  в крупных городах очень показательна. Фактически все пригодные земли  под строительство в кратко- и  средне- срочной перспективе находятся  в частных руках. Абсолютное большинство  этих земель было получено  практически бесплатно. Подавляющее  большинство собственников совершенно  не готовы заниматься ее развитием, однако, возможности использования  их земли под строительство  были легализованы в процессе  массового утверждения генеральных  планов городов.

 Хорошие площадки рядом  с крупными городами не предлагаются  менее чем за 25 млн. руб. за гектар. На практике, средняя комфортная  для жителей плотность городской  застройки составляет 5 000 кв.м. жилья  на гектар, что дает стартовый  вклад земли в себестоимость  строительства в размере 5 000 руб. на кв.м. При многоэтажной застройке небольших кварталов такой вклад может быть снижен до 1 500 руб., однако, для индивидуальной застройки вклад земли повышается до 25 000 руб. на кв.м.!

 При этом, ни город  ни регион вообще не получает  дохода от таких сделок из-за  повальной тенденции в десятки  раз занижать официальную цену  продажи. Изменить данную ситуацию  можно только за счет законодательного  изменения системы выделения  земли под строительство, а также  разрывая договора аренды с  предпринимателями не выполнившими  обязательств по срокам строительства.

 Государство правильно  наметило приоритет обеспечения  земельных участков инженерной  инфраструктурой. Однако, фактически  данную задачу можно решить  без использования бюджетных  средств только за счет провидения  правильной политики, поскольку  оказание коммунальных услуг  является доходным и долгосрочным  бизнесом.

 Данное рассуждение  не распространяется на развитие  транспортной инфраструктуры, особенно  общественного транспорта, развитие  которой, за редким исключением, неизбежно  должно финансироваться  государством. Причем значение такого  развития трудно переоценить. Фактически  агломерация крупного города  состоит из зоны часовой транспортной  доступности, соответственно, новые  транспортные артерии значительно  расширяют границы города и  объем пригодной для застройки  земли [21].

 Обеспечение социальной  инфраструктурой (школами, детсадами  и т.д.), производится в соответствии  территориальным нормам, утверждаемым  субъектами РФ. Теоретически это  должно делаться государством, но  на практике местные власти  просто обязывают застройщиков  возводить «социалку» за свой  счет. Таким образом, чтобы подобные  расходы не закладывались в  цену продажи жилья, необходимо  разработать четкий механизм  компенсации застройщику подобных  затрат в определенные сроки.

Рекомендации по влиянию на рынок: Суммируя вышеизложенное можно сказать, что государству следует уделить особое внимание:

 1) наведению порядка при выделении земли и пресечения спекуляций получаемыми правами аренды;

2) строительству в первую очередь транспортной инфраструктуры, и особенно общественного транспорта;

3) выработки прозрачного механизма, гарантирующего создание социальной инфраструктуры, за счет государства.

 Дополнительно стоит  отметить несуразность существующего  налогового законодательства по  вопросу обложения НДС затрат  по договорам о долевом участии  в строительстве (даже для физических  лиц). Согласно действующими формулировкам  норм законов, покупка физическим  лицом жилого помещения не  облагается НДС, но если физическое  лицо заключит договор участия  в долевом строительстве, то данные  затраты будут облагаться НДС, т.е. жилье будет стоить на 18% дороже. Во избежание этого следует  внести дополнение в Налоговый  кодекс в части непризнания  реализацией товаров, работ и  услуг передачи объекта долевого  строительства участнику долевого  строительства.

Социальное жилье должно обеспечивать приемлемый уровень, но не более. Опыт западных стран  показывает, что в большинстве своем малоимущие граждане стремятся увеличить свои доход и уехать из «бесплатной квартиры». Таким образом, социальное жилье должно освобождаться по мере роста благосостояния жильцов.

 Запланированные государством  средства позволят создать достаточный  социальный жилой фонд к 2025 году  и удовлетворить огромную потребность  в таком жилье. Федеральному правительству  стоит уделить внимание не  только общероссийскому уровню  обеспеченности таким жилье, а  контролировать ситуацию вплоть  до уровня небольших поселений, поскольку многие бедные регионы  никогда в обозримой перспективе  не смогут решить этот вопрос  за счет собственных ресурсов [19].

 Рекомендации для данного  сегмента: Государственная политика  по вопросу социального жилья  должна четко разделять категории  такого жилья:

 1) жилье государственным служащим и бюджетникам, должно предоставляться во временное пользование на время работы и должно стать важной составляющей их мотивации к работе;

2) жилье для малоимущих должно обеспечивать приемлемый уровень жизни, сохраняя стимул улучшить благосостояние и переехать;

3) для накопления достаточного фонда социального жилья право приватизации жилья предоставленного в социальный найм должно быть рано или поздно отменено.

Информация о работе Суть реализации национальных проектов и их влияние на благосостояние населения