Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении сущности человеческого капитала, как фактора развития экономики и общества.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание категории «человеческий капитал»;
определить виды инвестиций в человеческий капитал и способы измерения отдачи вложений в человеческий капитал;
проанализировать влияние инвестиций в человеческий капитал на экономическое развитие стран.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………..
1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ……………………………….
2. ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ …………………………………………………...
3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ..…………………………………………………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .…………………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………
Э.Долан определил человеческий капитал как «капитал в виде умственных способностей, полученных через формальные обучение или образование, либо через практический опыт».
В России значительный вклад в развитие и популяризацию теории человеческого капитала внесли А.Добрынин, С.Дятлов, Р.Капелюшников, М.Критский, С.Курганский, В.Кононов, Ю.Г.Быченко и др.
С.Дятлов, А. Добрынин определяют человеческий капитал как «совокупность всех атрибутивных качеств и свойств, производительных способностей и сил, функциональных ролей и форм, рассматриваемых с позиций системной целостности и адекватных современному состоянию общества эпохи научно-технической и социально-информационной революции, включенных в систему рыночных отношений в качестве ведущего фактора общественного производства» [5].
М. Критский трактует человеческий капитал «как всеобщую форму экономической жизнедеятельности – итог исторического движения человеческого общества к современному состоянию» [6].
С.Ю.Рощин, Т.О.Разумова человеческий капитал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, как способность человека к трудовой деятельности, его знания [7]. По их мнению, человеческий капитал складывается из природных способностей отдельного человека. Они считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Известный ученый экономист
В.М.Гальперин дает другое определение человеческому капиталу: «его величина есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда».
В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт» [8].
Итак, под человеческим капиталом в экономике понимается имеющийся у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода.
Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:
1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;
2)
что этот запас целесообразно
использовать в той или иной
сфере общественной
3)
что использование данного
4)
что увеличение доходов
5)
что человеческие способности,
дарования, знания и т.д.
6)
и что мотивация является
Классификация человеческого капитала осуществляется по разным критериям. Практически все исследователи признают реальность и решающую роль интеллектуального капитала. Западные исследователи обычно выделяют виды человеческого капитала по видам инвестиций в человеческий капитал. Т.Шульц указывает, что способности человека развиваются посредством определенных видов деятельности, которые имеют атрибуты инвестиций. К таким видам инвестиционной деятельности он относит школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья, растущий запас информации относительно экономики. Все эти виды деятельности нацелены на формирование конкретных групп человеческих способностей, которые могут получать капитальную оценку и применяться как человеческий капитал.
И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры [9]. По его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:
ЧК = Кз + Кк + Ко,
где ЧК – человеческий капитал;
Ко – капитал образования;
Кз – капитал здоровья;
Кк – капитал культуры.
Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капитал здоровья является национальным достоянием.
М.М. Критский выделяет три основных вида человеческого капитала: «производственный, потребительский и интеллектуальный капитал».
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают: потребительский и производительный человеческий капитал.
Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способов их удовлетворения. Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:
По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.
Таким
образом, структуру видов человеческого
капитала можно представить следующим
образом (Рисунок 1):
Рисунок 1. Структура видов человеческого капитала
2. ИНВЕСТИРОВАНИЕ
В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНВЕСТИЦИЙ
Инвестированию в человеческий капитал присущи специфические особенности, так как оно связано с процессом вложений в живую личность человека, в развитие его способностей и навыков, в поддержание адекватного уровня трудоспособности индивида. Данный вид инвестирования характеризуется так же тем, что вложения в человеческий капитал одновременно осуществляются государством, самим человеком, его семьей, предприятиями. Инвестиции в человеческий капитал представляют собой расходы как самого человека, так и предприятия и государства для формирования, поддержания, воспроизводства и повышения этого вида капитала. Подобные затраты объективно необходимы, так как при их отсутствии не может быть сформирован качественный человеческий капитал, отвечающий требованиям хозяйственной жизни.
«Инвестиции в человеческий капитал, – пишут К. Макконелл и С.Брю, – это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и, тем самым, производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы или издержки осуществляются с тем расчётом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем» [10].
По мнению одного из основоположников теории, Г.Беккера, инвестиции в человеческий капитал предполагают затраты на:
1) получение образования;
2) поддержание здоровья, медицинские услуги;
3) мобильность, поиск работы;
4) воспитание детей;
5) поиск информации о ценах, доходах, заработной плате.
Другой специалист в области человеческого капитала, Дж.Кендрик классифицировал эти инвестиции на вещественные и невещественные. К вещественным он относил затраты, связанные с физическим формированием и развитием человека. К невещественным – расходы на общее образование, специальную подготовку, расходы на медицинские услуги, перемещение рабочей силы. Дж.Кендрик подчёркивал особенность невещественных инвестиций. Он отмечал, что несмотря на их «неосязаемый характер эти затраты, умножая знания и опыт людей, способствуют повышению производительности инвестиций и капитала, воплощённых в людях» [11].
К. Макконнелл и С. Брю рассматривают три вида инвестиций в человеческий капитал:
1) расходы на образование, в том числе общее и специальное, переподготовку на предприятии;
2)
расходы на здравоохранение,
3)
расходы на мобильность
В целом же, инвестиции в человеческий капитал подразделяются на:
1)
вложения в образование и
2)
вложения в поддержание
3) вложения, связанные с поиском информации и трудоустройством, территориальным перемещением рабочей силы.
Школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья, увеличение объёма информации об экономике, отмечает Т.Шульц, являются инвестиционной деятельностью, развивающей человеческий капитал.
Среди названных видов инвестирования практически все сторонники концепции человеческого капитала выделяют инвестиции в образование и повышение квалификации работников. Это и оправданно. Человеческий капитал как созидательный и производительный ресурс формируется в процессе получения различных видов образования. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.
Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал