Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:00, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.
Введение 2
1. Сущность конкуренции, ее виды 4
2. Механизм функционирования совершенной конкуренции 8
3. Механизм функционирования несовершенной конкуренции 14
3.1 Чистая монополия 14
3.2 Олигополия 16
3.3 Монополистическая конкуренция 17
4. Проблема создания конкурентной среды в РФ 19
Заключение. 26
Библиографический список 28
представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие
предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров
является обязательным условием возникновения и существования монополии.
Природе
монополий присуще стремление
использовать свою рыночную
в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только
уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий
с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их негативные
воздействия на рынки. В случае обратной ситуации, когда не продавец, а
покупатель занимает монопольное положение и ему противостоит множество
продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики рынка
повторяют черты монопольного типа.
В ряду
рынков с монопольной
называемые естественные монополии. В связи со значительной экономией от
масштаба производства и технологической нецелесообразностью развития
конкуренции на рынке может существовать только один хозяйствующий субъект,
удовлетворяющий спрос клиентуры и получающий прибыль. Рассредоточить
производство на несколько предприятий нецелесообразно, так как это приведет
к неоправданному росту затрат. Рынкам естественной монополии присущи все
основные характеристики рынка монопольного типа. Однако способы воздействия
государства на эти рынки (прежде всего установление цен и тарифов) будут
отличными от тех, которые целесообразны по отношению к прочим монопольным
предприятиям.
3.2 Олигополия
При такой организации рынка на нем представлено небольшое число
сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно
различающейся продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке
противостоит значительное количество покупателей.
На монопольных рынках любые виды соперничества отсутствуют. Если же
потенциальный конкурент преодолевает барьеры входа на рынок, то монопольное
предприятие утрачивает абсолютную рыночную власть, структура рынка меняется
и монополия исчезает.
Отличительная черта олигополии — большое разнообразие в поведении
продавцов: от острого соперничества до сговора. Предприятие, действующее на
олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение
между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене
продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является
следствием принятого им решения.
Несмотря на обладание некоторой рыночной властью, олигопольное
предприятие не может устанавливать цену так же просто, как монопольное.
Поведение участников олигополького рынка можно сравнить с игрой, где за
каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход
игры в конечном счете не известен.
Поскольку
реакция конкурирующих
друга может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели
олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных
характеристик: продукция этого рынка может быть однородной
(стандартизованной) и относительно дифференцированной, возможность входа на
рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной.
3.3 Монополистическая конкуренция
Название и модель данного типа рынка возникли после выхода в 1927 г.
одноименной книги Э. Чемберлина. Однако со временем сам автор,
рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных
типа рынка, пришел к выводу, что все типы рынков, находящиеся между
совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и
потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической
конкуренции. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая
монополия — писал он в 1957 г.,— такова классификация, которая
представляется мне по природе дела исчерпывающей».
Основной чертой рынка монополистической конкуренции является
дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной
конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке
незначительную долю, однако они обладают некоторой рыночной властью
благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего
товарного рынка.
Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как
множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а
отличает неоднородность, дифференцированность продукции. Эта неоднородность
столь же сильна, что и однородность при совершенной конкуренции. Продукция
характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна,
эргономики, качеством упаковки. Все это многообразие различается в итоге
товарными знаками.
В отличие от олигополистического рынка, предприятия на рынке
монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на
рынке сравнимы по размеру. Их поведение на рынке ближе к поведению
совершенно конкурентных предприятий, чем к поведению оли-гопольного типа.
Персонифицированность продукции дает право предприятиям на таких рынках
использовать определенную степень рыночной власти при назначении цен.
Существует и другая модель монополистической конкуренции, когда на
рынке присутствуют одно-два предприятия, занимающих доминирующее положение,
и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий-
аутсайдеров. В этом случае для системы отношений «доминирующее предприятие
— аутсайдеры» будет характерна модель, приближающаяся к монопольному рынку,
а для конкуренции аутсайдеров между собой — модель совершенной конкуренции
либо первый вид монополистической конкуренции.
Последнее
в значительной степени
степени ее стандартизованное или, напротив, возможности индивидуализации
(сравните: уголь и целлюлоза или кондитерские изделия).
Спрос на товары предприятия на рынке монополистической конкуренции
такого вида не является абсолютно эластичным, поскольку приверженные марке
покупатели будут приобретать товар, даже если его цена несколько выше, чем
у аналогов. Таким образом, весьма существенным детерминантом рыночной
власти в условиях монополистической конкуренции служит не ценовая политика
других продавцов, а степень приверженности покупателей конкретной марке
товара. Индикатором рыночной власти служит ценовая эластичность спроса на
товар предприятия. При прочих равных условиях эластичность спроса тем ниже
(соответственно, рыночная власть продавца выше), чем больше уверенность
покупателей в уникальности и значимости потребительских свойств товара.
Следовательно, на рынках монополистической конкуренции именно
уникальность комбинации потребительских свойств в глазах покупателей —
основной фактор конкурентоспособности товара. Ценовая конкуренция отходит
на второй план, уступая первое место неценовой конкуренции, использующей
такие инструменты, как рекламные кампании, конкуренция сервиса, гарантийное
и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента (что особенно
актуально для предприятий торговли, общественного питания, массовых услуги
др.), местоположение и т.д.
4. Проблема создания конкурентной среды в РФ
Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований
происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства,
отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием
централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах
производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались
существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных
монопольных структур, характерных для экономики советского периода,
ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию. централизацию
и концентрацию производства.
Подлинно частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие
от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, развивался
преимущественно за счет создания новых малых предприятий в торговле и
услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же
время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось.
Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного поведения
этих предприятий на рынке только усугубились новым, уже частнохозяйственным
монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в
частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем
налаживания контактов с органами власти.
На поведение
предприятий и их
экономический кризис не позволяющий проявить в полной мере конкурентные
преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений'
спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости
государственной политики. В этих условиях поведение значительной части
предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым
повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада
производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.
В условиях жестко ограниченного спроса и кризиса сбыта даже
доминирующие на рынке предприятия стали применять новые методы поддержания
собственной конкурентоспособности, такие как:
. организация лоббирования
собственных экономических
получения от органов власти разного рола законодательно оформленных
льгот, квот на ограниченные ресурсы и пр.;
. участие в процедуре лицензирования в целях недопущения и оттеснения
конкурирующих субъектов с рынка;
. негласные разделы рынков между крупными доминирующими предприятиями по
территориальному принципу либо закрепление раздела рынка правовыми
актами;
. организация таможенного
протекционизма для защиты
недопущения на рынок иностранных конкурентов.
Макроэкономические изменения неоднозначно влияют на ход процессов
демонополизации и развития конкуренции в разных отраслях и регионах страны.
Наряду с развитием конкуренции на отдельных товарных рынках происходят с
участием частных предпринимательских структур и коммерческих банков
процессы экономической концентрации уже в новых рыночных условиях. Наконец,
сформировавшийся в условиях дефицита недостаточно диверсифицированный
потребительский спрос, преобладание антиконкурентного сознания у
предпринимателей, несовершенство информационного обеспечения и неполнота
первичной экономической информации создают дополнительные трудности для
развития конкуренции и деятельности субъектов рынка.
Наличие реальных условий и для развития конкуренции на отдельных
товарных рынках не всегда реализовывалось в силу слабого финансово-
экономического положения многих предприятий, «выживающих» примитивными
способами. Высокая инфляция и финансовая нестабильность как еще одна
составляющая глубокого кризиса российской экономики препятствовали
демонополизации, подъему производства и развитию конкуренции. Они создавали
дополнительные входные барьеры на рынки для новых предприятий, особенно в
части изыскания первоначальных инвестиций для развития производства и
освоения новой продукции.
Все еще скромный процент предпринимателей прибегает к активной
конкурентной борьбе за увеличение доли на рынке, расширение производства и
сбыта своей продукции. В то же время предприятия-доминанты не всегда бывают
в состоянии воспользоваться своими преимуществами из-за низкой
платежеспособности
монопольного эффекта от необоснованного удорожания продукции теряют
потребители и сокращается производство.
В России до настоящего времени не сформирован полноценный рынок
факторов производства, что характеризуется неурегулированностью прав
собственности на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и