Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:49, курс лекций
Вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия;
Обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их исполнением;
Выявляются резервы повышения эффективности производства;
Оцениваются финансовые результаты предприятия.
Понятие и содержание, роль и задачи ЭА;
Виды ЭА;
Предмет и объекты ЭА;
Принципы ЭА;
Этапы развития ЭА;
Связь ЭА с другими науками.
Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые условно можно объединить в 3 группы:
1. Показатели характеризующие прибыльность продукции. Это отношение прибыли от продаж или чистой прибыли к выручке от продукции.
2. Показатели рентабельности производства или инвестиционных проектов (окупаемость расходов) Они показывают сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля затраченного на производство и продажу продукции. Аналогично определяется окупаемость. Прибыль от проекта относится к сумме инвестиций в этот проект.
3. Показатели характеризующие доходность капитала и их составляющих. Формируются на основе расчета уровня рентабельности и в зависимости от изменения размена капитала или имущества по видам в целом.
В странах с развитыми рыночными отношениями ежегодно торговой палатой или правительственными органами публикуется информация о нормальных показателях рентабельности, по которой можно сопоставить рентабельность своего предприятия.
В отечественной практике основной базой для сравнения является информация о величине показателей рентабельности за предыдущие годы.
В экономической литературе рекомендуется множество показателей характеризующих рентабельность деятельности предприятия.
1. Рентабельность продаж (оборот) характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности, а находятся соотношениям прибыли от продаж (ЧП) и выручке и означает, сколько прибыли имеет продукция с рубля продаж.
2. Коэффициент рентабельности производства характерезует величину прибыли от продаж полученную на 1 рубль затраты на производство
3. Коэффициент рентабельности собственного капитала показывает, какая величина прибыли приходится на 1 рубль производства капитала.
4. Коэффициент рентабельности совокупного капитала характеризует эффективность производственно финансовой деятельности и показывает величину чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль заемного капитала.
Резервы увеличения рентабельности:
1. Увеличение цен на продукцию;
2. Увеличение объема производства;
3. Изменение структуры производимой продукции;
4. Снижение затрат на производство продукции.
5 вопрос.
По результатам анализа финансовых результатов могут быть приняты следующие управленческие решения:
1. Прибыль от продаж отражает эффект маркетинговой и производственной деятельности, ее отрицательная динамика требует выявления как внутренних так и внешних причин. Так если снижение прибыли вызвано уменьшением натурального объема продаж, то руководство предприятия обязано устранить все негативное влияние.
К основным причина снижения прибыли относятся:
А) Невыполнение плана производства (несвоевременная подача заявок, заключение договоров, недокомплектованность поставок сырья, неэффективное использование материальных, трудовых ресурсов, использование трудовых средств и т.п.)
Б) Падение спроса на продукцию (некачественная работа отдела маркетинга, появление на рынке конкурирующих организаций с аналогичной, но более дешевой продукцией.
С) Отрицательное влияние структуры продаж на прибыль, увеличение объема менее рентабельной продукции.
Для нейтрализации воздействия отдельного фактора необходимо проводить мероприятия направленные на увеличение объема продаж более рентабельной продукции.
Если снижение прибыли от продаж обусловлено изменениями средних цен от реализации, то финансовому менеджеру необходимо определять цены действующие на рынке, оценить возможность установления цен близких к рыночным т.е. провести комплекс мероприятий направленных на установление реальной цены.
В случае если снижение прибыли от продаж вызвано изменением себестоимости, то действия финансового менеджера должны быть направлены на снижение затрат от производства продукции.
В рамках управления качеством финансовых результатов следует обращать внимание на размер и структуру прочих доходов и расходов. Уплата штрафов, пени, неустоек во многих случаях является результатом недостаточного контроля за системой расчетов.
Существенно снижают прибыль непроизводственные расходы (потери от брака, рабочего времени).
Каждый вид указанных доходов и расходов снижает количество прибыли и является объектом анализа и управления.
6 вопрос.
Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный предельный анализ, методика которого базируется между тремя группами показателей. (SVP)модель.
Данный метод еще называют анализом безубыточности.
Основа этой методики составляет деление операционных затрат на постоянную и переменную частей издержек.
Использование данной методики показывает
А) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы операционных затрат, прибыли и уровня рентабельности;
Б) определить критический уровень объема продаж, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат и критической цены;
В) Установить зоны безубыточности предприятия;
Г) Исчислить постоянный объем продаж для получения заданной величины прибыли;
Д) более точно оценить производство отдельных видов продукции
Е) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений касающихся к изменению производственной мощности, ценовой политики, ассортимента продукции, вариантов, оборудования и техническое производство.
Проведение маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
1 Деление издержек на постоянную и переменную части по …………. к динамике объема производства;
2 Изменение переменных издержек пропорционально объему производства;
3 Отсутствие изменения
постоянных издержек в
4 Тождество производства
и реализации продукции в
5 Потребность исчисляется из использования показателя - маржа потребителя
Моржа покрытия( маржинальная прибыль) это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами приходящимися реал. Продукции с помощью этого показателя можно правильнее реализовать отдельные виды производства и отдельные виды предприятия по уровню рентабельности.
Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли которая является источником покрытия постоянных затрат и генерирования прибыли.
Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных затрат отражает финн. Результат от операционной деятельности.
Её величина зависит от следующих факторов:
1 На единицу продукции:
2 На i объем продукции:
3 На весь объем продукции:
, где
МП - суммы маржи покрытия
Рi - цена за единицу продукции
Вi - переменные затраты на единицу продукции, усеченная себестоимость
VРП - физический объем реализованной продукции
Цель анализа безубыточности состоит в том чтобы установить что производительность с финансовым результатом при изменении уровня производственной мощности предприятия.
По существу ……………….. к (.) безубыточности (к критической)(.) или (.)равновесия такого объема производства который обеспечит организации нулевой финансовый результат т.е. предприятие не имеет убытков, но и не имеет прибыли.
В системе учета для получения (.) безубыточности используют 3 метода:
1 Математический метод
2 Метод маржинального дохода
В состав входят прибыль и постоянные издержки. Предприятие так должно реализовывать свою продукцию, чтобы полученным маржинальным доходам покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получит маржинальный доход достаточный для покрытия постоянных издержек достигается (.)равновесия.
3) Графический метод
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении используется следующая формула:
,где
А - постоянные затраты
Днп - доля маржинального покрытия выручки
Днп =МП/В,
МП=В-Зпер.
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в математическом выражении:
Для определения зоны безубыточности методом по стоимостным показателям используется след формула:
Зона без-ты в мат.выражении для 1 вида продукции:
Критический уровень постоянных затрат
Для того чтобы определить за сколько месяцев окупятся постоянные затраты
Критический уровень переменных затрат на ед.
Критический уровень цены:
Анализ производства и реализация продукции.
1.Задача и информационное обеспечение анализа.
2.Анализ
выполнения плана и динамика
производства и реализация
3.Анализ
ассортимента и структура
4.Анализ
количество произведенной
5.Анализ ритмичности работы предприятия
6.Анализ
факторов и резервов
1 вопрос.
Объем производства и реализация продукции является взаимозависимыми показателями.
Предприятия должны производить только те товары и в таком объеме в котором оно может их реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции повышение ее качества влияет на величину издержек , прибыль и рентабельность производства.
Основные задачи анализа
1 Оценка степени выполнения плана и динамика производства и реализации продукции
2 Определение влияния
различных факторов на их
3 Выявление
4 Освоение выявленных резервов
Объектами анализа производства и реализации продукции являются:
- объем производства в целом и по ассортименту
- структуру производства
- качество производимой продукции
- рентабельность производства
Источники информации для анализа
1 Бизнес план предприятия
2 оперативные планы, графики
3 статистическая отчетность П-1 (отчет по продукции)
2 вопрос.
Обобщающие показатели объема производства получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служит валовая и товарная продукция.
Валовая продукция (ВП) - стоимость всей производственной продукции включая независимое производство (в сопоставимых ценах)
Товарная продукция (ТП) - стоимость всей произведенной продукции не включая НЗП.
Объем производства может выражаться в натуральных, трудовых и стоимостных показателях.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателя или по оплате (выручке).
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции за отчетный период и строят графики динамики.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставке продукции.
Важное значение имеет выполнение контрактов на поставку продукции для государственных предприятий. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную оплату по налогам и кредитам.
3 вопрос.
Ассортимент – совокупность производимых продуктов разных по свойствам .
Структура продукции – это соотношение отдельных видов в общем на выпуске.
При формирование ассортимента и структуры продукции предприятие должно учитывать спрос как на данную продукцию и наиболее эффективное использование для его изготовления.
Система формирования ассортимента включает в себя:
1.Определение текущих
и предстоящих потребностей
2.Оценка
3. Изучение цикла изделия и принятия своевременных мер по внедрению новых видов продукции и изучению устаревших видов продукции.
4. Оценка выполнения плана производится с помощью коэффициента, который рассчитывается путем деления общего выполнения продукции зачтенного в выполнении плана по ассортименту к общему плану выпуска (продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Информация о работе Сущность и содержание экономического анализа