Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:06, статья
В условиях быстрого развития сферы услуг и увеличения ее удельного веса в экономике обострилась проблема статистической оценки деятельности в этой области. Количественно описать сферу услуг как сектор экономики, отдельные входящие в него сегменты, а также определить ее место и роль в национальном хозяйстве позволяет подход, основанный на расчете интегрального показателя – коэффициента макроэкономической трансформации сферы услуг.
Сфера услуг: показатели значимости в экономике страны
Статья опубликована в журнале
«Российское
Рубрика:
Аннотация:
В условиях быстрого
развития сферы услуг и увеличения ее
удельного веса в экономике обострилась
проблема статистической оценки деятельности
в этой области. Количественно описать
сферу услуг как сектор экономики, отдельные
входящие в него сегменты, а также определить
ее место и роль в национальном хозяйстве
позволяет подход, основанный на расчете
интегрального показателя – коэффициента
макроэкономической трансформации сферы
услуг.
Ключевые слова: интегральнаяоц
Воронина Н.А.
канд. экон.
наук, доцент кафедры экономики и управления
Поволжского государственного университета
сервиса, г. Тольятти
Мировая практика свидетельствует, что значимость сферы услуг в экономике страны обычно оценивают двумя важнейшими показателями:
1) удельным весом занятых в этой сфере от общей численности работающих; 2) долей в ВВП.
Каждый из этих показателей отражает отдельные стороны воспроизводственного процесса: результат производственной деятельности и трудовой потенциал сферы услуг. Представляется, что объединение показателей доли услуг в ВВП и доли занятых в сфере услуг позволяет получить обобщающий показатель, характеризующий значимость сферы услуг в экономике страны. При определении этого обобщающего показателя возникает проблема применения соответствующей формы средней. В соответствии с теорией средних, если усредняемые величины являются коэффициентами структуры или динамики, то для расчета средней применяется только средняя геометрическая.
Применение формулы средней арифметической простой является недостаточно корректным, так как при вычислениях необходимо будет суммировать доли (коэффициенты), что является нарушением условий применения средних величин. Следовательно, обобщающий коэффициент значимости сферы услуг в экономике страны должен определяться из двух частных показателей по формуле:
(1),
где:
– K1 – обобщающий коэффициент значимости сферы услуг в экономике;
– dу
– доля услуг в валовом внутреннем
– dз – доля занятых в сфере услуг в общей численности работающих.
Обобщающий коэффициент
Материально-техническую базу подразделений экономики обычно оценивают стоимостью, структурой и эффективностью использования основных фондов. Доля основных фондов сферы услуг в общей их стоимости по экономике в целом как структурная характеристика отражает материально-техническую базу сферы услуг.
Если кроме доли занятых и доли услуг в ВВП учесть и этот фактор, то можно получить обобщающий коэффициент производственного потенциала сферы услуг. Поскольку он также является результатом усреднения теперь уже трех показателей, то его расчет должен осуществляться по средней геометрической:
(2),
где:
– K2 – обобщающий коэффициент производственного потенциала сферы услуг;
– dоф – доля основных фондов сферы услуг в общей стоимости основных фондов страны.
Если в одних и тех же отраслях сферы услуг (разных регионов, стран) объем и структура основных фондов существенно отличаются, то это указывает на разный уровень материально-технической базы изучаемой отрасли или вида деятельности по оказанию услуг, на отставание или опережение отдельных регионов по уровню развития отдельных отраслей и видов деятельности по оказанию услуг.
Таким образом, обобщающий
показатель производственного потенциала
Принято считать, что чем выше уровень развития страны и благосостояния людей, тем большую часть произведенных услуг в состоянии оплатить население и, следовательно, тем выше степень развития рыночных отношений. Исходя из этого, соотношение между рыночными и нерыночными услугами можно оценить долей платных услуг населению в общем объеме их производства.
Обобщающий коэффициент степени развития рыночных отношений в сфере услуг
Используя предложенный подход, обобщающий коэффициент степени развития рыночных отношений в сфере услуг можно получить из четырех частных показателей:
– доли производства услуг в ВВП;
– доли занятых в сфере услуг;
– доли основных фондов;
– доли платных услуг в объеме их производства.
Для этого расчета предлагается следующая формула:
(3),
где:
– Kр.о. – обобщающий коэффициент степени развития рыночных отношений в сфере услуг;
– dпл.у – доля платных услуг в их производстве.
Учитывая, что главное назначение сферы услуг – создание условий для повышения уровня и качества жизни, в интегральной оценке сферы услуг должен присутствовать показатель, отражающий уровень жизни. Одной из важнейших характеристик уровня жизни населения является структура потребления, то есть доля расходов на покупку продовольственных, непродовольственных товаров и оплату услуг.
Известно, что в развитых странах уровень жизни населения тем выше, чем меньше в составе расходов доля затрат на покупку продовольственных товаров и больше на оплату услуг и приобретение непродовольственных товаров. Так, на покупку продовольственных товаров население затрачивает около 10%, а на оплату услуг – около 40%. Учет структуры потребления (доли расходов на оплату услуг) в интегральном показателе значимости сферы услуг позволит охарактеризовать ее с точки зрения обеспечения условий жизнедеятельности людей, уровня и качества жизни.
Коэффициент
Таким образом, сохраняя признанные в мире подходы к оценке вклада сферы услуг, а также необходимость учета ее потенциала, степени развития рыночных отношений и повышения уровня жизни населения, роли сферы услуг в обеспечении условий жизнедеятельности, можно рассчитать интегральный показатель – коэффициент макроэкономической трансформации сферы услуг.
Для его
определения необходимо
– долю основных фондов сферы услуг в общей стоимости основных фондов страны. Это связано с тем, что доля основных фондов наряду с долей занятых в сфере услуг отражают соответственно ее материальные и трудовые ресурсы;
– долю платных услуг населению в производстве услуг. Важность этого показателя заключается в том, что он отражает, кроме степени развитости рыночных отношений, одну из важнейших пропорций – соотношение между рыночными и нерыночными услугами, то есть в нем учитывается часть услуг, производство которых финансируется за счет средств бюджетов всех уровней;
– долю
платных услуг населению в
(4),
где:
– kинт. – интегральный коэффициент макроэкономической трансформации сферы услуг;
– dстр.– доля платных услуг в составе розничного товарооборота и платных услуг (структура потребления).
Учет инфляции
Использование предлагаемого метода оценки сферы услуг в динамике требует учета и исключения влияния инфляции. Для каждого года расчеты структурных показателей могут выполняться в фактически действующих ценах, так как анализируемые показатели являются сопоставимыми. Оценка вклада сферы услуг в динамике требует пересчета исходных абсолютных показателей в сопоставимые цены.
Известно, что в качестве измерителей инфляции в статистической практике используют индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен.
Очевидно, что пересчет макроэкономических показателей ВВП и валовой добавленной стоимости по выпуску услуг должен осуществляться их делением на индекс-дефлятор ВВП. А переоценка розничного товарооборота и стоимости платных услуг в сопоставимые цены – делением на индекс потребительских цен.
Таким образом, предложенные частные и обобщающие показатели дают достаточно полную и всестороннюю характеристику сфере услуг. На их основе разработан интегральный показатель, характеризующий состояние, потенциал сферы услуг, оценку ее значимости в развитии национального хозяйства страны. Достоинством предлагаемого метода является то, что все расчеты базируются на данных официальной статистики.
Применение
в аналитических целях
Поделиться в соц. сетях
Важнейшие теоретические и практические аспекты изучения региональной экономики — закономерности и особенности саморегулирования и государственного регулирования экономических процессов в региональном разрезе, в том числе формирования рыночной среды, инвестиционного климата и региональных товарных рынков, а также вопросы разработки и реализации комплексных программ социально-экономического развития — находятся на траектории экономической реформы. Вызванная к жизни потребностями общественной практики, развитием современных производственных сил и экономических отношений региональная экономика, в свою очередь, призвана активно воздействовать на это развитие [3].
Территория — важнейшая
составная часть национального
хозяйства, образованная сочетанием первичных
звеньев общественного
Одним из основных направлений изучения региональной экономики является рынок потребительских услуг, который играет существенную роль в экономическом развитии региона.
Сегодня любой квартал в крупном городе трудно себе представить без кафе «фаст-фуд», супермаркета и салона красоты. В последнее время этот стандартный набор дополнили другие предприятия сервиса: повсюду открываются «итальянские» химчистки, прачечные, ремонтные мастерские и пункты проката. В последние два года рынок услуг ежегодно прирастал на 30%, обороты у отдельных участников сферы сервиса увеличивались на 400–500%.
Понятие «услуга» многозначно, поэтому дадим определение услуги согласно толковому словарю С.И. Ожегова, в котором «услуга» имеет два значения:
1) действие, приносящее пользу другому;
2) хозяйственные удобства,
предоставляемые кому-нибудь[7]
Услуга в качестве основополагающего сущностного признака содержит в диалектике своего бытия единый процесс производства и персонального субъективного потребления. Специфический процесс «соединения» производителя услуг с индивидуально конкретным потребителем, целеполагающее доведение до потребителя самого труда и его результатов носит название «сервис» или «обслуживание». Процесс обслуживания обычно индивидуален, имеет творческий характер и дифференцирован во времени, сроках или месту.
На сегодняшний день сфера сервиса — одна из важнейших социально-значимых отраслей городского хозяйства, развивающаяся устойчивыми темпами и предоставляющая населению города около 600 различных видов услуг. Особенно важным представляется определение места сферы услуг в развитии территориального комплекса хозяйства.
Сфера услуг является составной частью народнохозяйственного комплекса, участвует в общей системе экономических отношений. Как отмечает Э.М. Агабабьян, цель экономической деятельности — увеличение общественного богатства в любой форме его проявления. Здесь сфера услуг выступает в виде полезного эффекта труда или как трудовая основа, так и возможность ее стоимостной оценки. Услуги стали играть вполне самодостаточную роль в экономике — сложилась сфера услуг и рынок услуг. Их место в развитии хозяйства региона определяется следующими функциями:
1) участия в формировании
той части национального
2) влияния на формирование баланса денежных доходов и расходов населения, на рост производительности труда в ведущих отраслях материального мультипликативного эффекта производства, а значит, на темпы развития промышленности, сельского хозяйства, на сокращение территориальных и социальных различий в уровне жизни, использование свободного времени, обеспечение фактического равенства мужчин и женщин[1].
Информация о работе Сфера услуг: показатели значимости в экономике страны