Тенденции развития пенсионной системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:22, реферат

Краткое описание

Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Современное состояние пенсионной системы России 3
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России 3
1.2.Результаты и проблемы пенсионной реформы 10
2. Тенденции развития пенсионной системы в России 14
2.1. Направления совершенствования пенсионного законодательства 14
2.2. Перспективы реформирования пенсионного законодательства 21
Заключение. 27
Список литературы. 28

Вложенные файлы: 1 файл

экономика реферат.docx

— 51.23 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Современное состояние  пенсионной системы России 3

1.1. Общая характеристика пенсионной системы России 3

1.2.Результаты и проблемы пенсионной реформы 10

2. Тенденции развития  пенсионной системы в России 14

2.1. Направления совершенствования пенсионного законодательства 14

2.2. Перспективы реформирования пенсионного законодательства 21

Заключение. 27

Список литературы. 28

 

ВВЕДЕНИЕ

  С  января 2002 года началась реформа  системы социального обеспечения.  Многочисленные дискуссии учёных, представителей законодательной  и исполнительной ветвей власти  завершены. Национальный совет  при Президенте России по пенсионной  реформе во главе с премьер-министром  Михаилом Касьяновым одобрил  основные её положения, а парламент  принял соответствующие законы.

  Касающаяся  одной из наименее социально  защищённых групп – престарелых  граждан, тем или иным образом  влияющая на жизнь каждого  члена общества, пенсионная реформа  должна проводиться государством  с особой тщательностью, ибо  цена неудачи очень высока. «От  эффективности системы пенсионного  обеспечения зависит моральное  состояние всего общества» - это  слова Президента Владимира Владимировича  Путина.

  При  всей важности морального аспекта  стоит отметить, что и экономическое  состояние общества зависит от  эффективности функционирования  системы пенсионного обеспечения.  Вопросы пенсионной реформы затрагивают  финансы предприятий и организаций,  доходы населения, бюджетную сферу,  инвестиционные процессы. В настоящее  время реформирование пенсионной  системы может и должно стать  неотъемлемым звеном реформы  всей экономики и финансов  России.

  Регулирование  государством пенсионного обеспечения  защищает пенсионера от катаклизмов  нашей экономики в неустойчивое  время, привлекает другие формы  пенсионного обеспечения через  имеющиеся ресурсы предприятий  и самих граждан и, самое  главное, строит очень чёткую  систему взаимоотношений между  гражданином, субъектом Федерации  и государством в целом.

 

1. Современное состояние пенсионной системы России

1.1. Общая  характеристика пенсионной системы  России

 

Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн.. Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти  для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё  это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.

С 1990 г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть  социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как по существу, так и по форме.

Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт обособленного страхового пенсионного  фонда, в орбите её действия находятся  главным образом наёмные работники  и некоторые другие категории  занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется за счёт бюджета  страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных  служащих (кадровые военные и некоторые  другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная  пенсионная система слагается, таким  образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть – «возвышается»  над всеми, она для тех, кто  служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.

Иногда  эти две подсистемы переплетаются  – к страховой пенсии производится бюджетная доплата.

Обновление  пенсионного законодательства началось в конце 1990 г., когда в России, находившейся в то время ещё в лоне СССР, был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наёмных работников.

Что побудило тогда Россию приступить к формированию своей пенсионной системы, с собственной  независимой финансовой базой, обособленной от государственного бюджета, - с российским пенсионном страховым фондом? Причин было несколько. Отмечу две главные, не потерявшие до сих пор значения, а, наоборот, ставшие ещё более  актуальными.

Первая  причина состояла в объективной  потребности пересмотреть укоренившуюся  в обществе идеологию самой природы  обязательного пенсионного страхования  трудящихся, возродить и, главное, реализовать  на практике истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже  в то время постепенно, хотя и  медленно, складывалась многоукладная  система экономических отношений, менялось представление властных структур о целях общественного производства и распределении богатства, создаваемого трудом народа, в частности наметилась тенденция к паритетному смягчению  военного противостояния двух мировых  политических систем и использованию  высвобождаемых ресурсов, в прошлом  пожираемых гонкой вооружений, в интересах  населения страны.

В недалёком  прошлом в течение десятилетий  нашим соотечественникам навязывался  постулат в том, что государственное  социальное страхование (а пенсионное – часть его) осуществляется якобы  за счёт государства. Внедрённая в сознание людей, эта идея использовалась при  формировании управленческих решенй и  получила даже законодательное выражение. Определяя в централизованном порядке  крайне низкую оплату труда практически  для всех работников, изымая львиную  долю того, что создавалось их трудом, государство вместе с тем декларировало  полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших завоеваний. Средства социального страхования практически слились с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых взносов финансировались в основном за счёт государственной дотации. Всё это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создаёт богатства общества.

  Первая  основополагающая идея российского  пенсионного Закона 1990г. состояла  в том, чтобы в стране укоренилась  подлинная система обязательного  пенсионного страхования. Суть  такой системы, представляющей  одно из выдающихся изобретений  человечества в эпоху появления  наёмных работников и развития  общества, проста, она практически  воплощена во всех развитых  странах и вполне приемлема  в период становления и развтия  многоукладных экономических отношений  на основе различых форм собственности.  Её принципиальное содержание  определяется следующими основными  критериями, хотя конкретное их  проявление в разных странах  может несколько различаться.

  1. Экономический критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Вполне очевидно, что стоимость рабочей силы не может определяться и в развитых странах давно уже не определяется ценой «живого» труда непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия.
  2. Социальный критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, заключается в солидарности всех застрахованных и работодателей, работающих в различных регионах, в разных отраслях и организациях и, главное, в солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных людей.
  3. Реализуются эти сущностные критерии через систему соответствующих страховых платежей, которые в обязательном порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы собственности) и наёмными работниками, независимо от их желания. Другими словами, эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи с чем в отдельных странах, в том числе и в России, подобная система называется государственной.

Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах  к заработку) или в несколько  большем объёме работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в конечном счете, страхование осуществляется за счёт самих работников, поскольку  доходы работодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи с этим распределение  платежей между работниками и  работодателями не имеет существенного  значения.

  1. Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондом обязательного пенсионного страхования (в России – это Пенсионный фонд РФ). Его средства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем государства.
  2. Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчёта стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т. д.) определяются законом.
  3. Уровень страхового пенсионного обеспечения, в конечном счете, определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного наёмного работника и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей.

         Уровень пенсионного обеспечения  – один из существенных показателей,                характеризующих пенсионную систему  и её состояние в каждый  период времени. Необходимо различать  относительный и абсолютный уровень  пенсионного обеспечения, которые  неразрывно связаны между собой.

Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку, из которого она исчислена. Иногда этот показатель именуют коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по стране в целом и по отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или в регионе). Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров – бывших наёмных работников, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни наёмных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработок. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп граждан, составляющих в развитых странах большинство населения.

Как это  ни парадоксально на первый взгляд, но в странах, где высокая реальная оплата труда, относительный уровень  пенсионного обеспечения обычно сравнительно невысок и, наоборот, в  тех странах, где низкая оплата труда, он повыше. Объясняется это просто: при уровне пенсионного обеспечения  в первых странах, допустим, в 40-45%, человек, живущий на пенсию, вполне может  за счёт такой пенсии удовлетворять  свои обычные потребности (в пище, одежде, оплате соответствующих услуг  и т. д.), поскольку работающий член общества затрачивает на эти цели не более той же части своего заработка. Что касается других стран, то в них  на удовлетворение обычных потребностей человека расходуется значительно  большая часть заработка, следовательно, относительный уровень пенсионного обеспечения должен быть существенно выше. В противном случае пенсионер оказывается за чертой бедности или на её грани.

Абсолютный уровень пенсионного обеспечения – это потребительская стоимость пенсии – от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель определяет, в каком объёме пенсионер может приобретать необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.

В российском пенсионном Законе 1990 г. Отражены все  перечисленные выше критерии – принципы, на которых должна основываться обязательная страховая пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых странах  успешно функционируют и развиваются  общенациональные страховые системы. Эти критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей, его принявших, а практической реализацией  общепризнанных в мире идей обязательного  пенсионного страхования.

Вторая  причина, побудившая Россию приступить к формированию новой пенсионной системы, состояла в необходимости  повысить реальный уровень доходов  основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. При этом учитывалось, что за последние годы в СССР существенно снизился как  относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, особенно тех граждан, пенсия которых  превышала минимальный размер. Это  произошло в связи с ростом номинальной оплаты труда и консервацией в то же время максимального размера  пенсии (он не повышался более 30 лет). В результате пенсия стала составлять значительно меньшую часть заработка, чем прежде. Кроме того, в прошлом  пенсии вообще не индексировались ни с учётом роста цен на потребительские  товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достаток пенсионеров  в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.

Информация о работе Тенденции развития пенсионной системы в России