Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Современное состояние
пенсионной системы России 3
1.1. Общая
характеристика пенсионной системы России 3
1.2.Результаты
и проблемы пенсионной реформы 10
2. Тенденции развития
пенсионной системы в России 14
2.1. Направления
совершенствования пенсионного законодательства 14
2.2. Перспективы
реформирования пенсионного законодательства 21
Заключение. 27
Список литературы. 28
ВВЕДЕНИЕ
С
января 2002 года началась реформа
системы социального обеспечения.
Многочисленные дискуссии учёных,
представителей законодательной
и исполнительной ветвей власти
завершены. Национальный совет
при Президенте России по пенсионной
реформе во главе с премьер-министром
Михаилом Касьяновым одобрил
основные её положения, а парламент
принял соответствующие законы.
Касающаяся
одной из наименее социально
защищённых групп – престарелых
граждан, тем или иным образом
влияющая на жизнь каждого
члена общества, пенсионная реформа
должна проводиться государством
с особой тщательностью, ибо
цена неудачи очень высока. «От
эффективности системы пенсионного
обеспечения зависит моральное
состояние всего общества» - это
слова Президента Владимира Владимировича
Путина.
При
всей важности морального аспекта
стоит отметить, что и экономическое
состояние общества зависит от
эффективности функционирования
системы пенсионного обеспечения.
Вопросы пенсионной реформы затрагивают
финансы предприятий и организаций,
доходы населения, бюджетную сферу,
инвестиционные процессы. В настоящее
время реформирование пенсионной
системы может и должно стать
неотъемлемым звеном реформы
всей экономики и финансов
России.
Регулирование
государством пенсионного обеспечения
защищает пенсионера от катаклизмов
нашей экономики в неустойчивое
время, привлекает другие формы
пенсионного обеспечения через
имеющиеся ресурсы предприятий
и самих граждан и, самое
главное, строит очень чёткую
систему взаимоотношений между
гражданином, субъектом Федерации
и государством в целом.
1. Современное состояние
пенсионной системы России
1.1. Общая
характеристика пенсионной системы
России
Пенсионеров
в Российской Федерации почти 39 млн..
Большинство из них (примерно 95%) получают
«страховую» пенсию. Пенсия почти
для всех из них является основным,
а зачастую и единственным источником
средств к существованию. Всё
это предопределяет повышенную значимость
пенсионной системы.
С 1990 г. законодательство
о пенсионном обеспечении в России
полностью обновилось. Эта часть
социального законодательства претерпела
кардинальные изменения, как по существу,
так и по форме.
Новая пенсионная
система состоит из двух подсистем:
страховой и бюджетной. Они подразделяются
в зависимости от тех источников,
за счёт которых выплачиваются пенсии.
Первая из них финансируется за счёт
обособленного страхового пенсионного
фонда, в орбите её действия находятся
главным образом наёмные работники
и некоторые другие категории
занятого населения, охваченные обязательным
пенсионным страхованием, и их семьи.
Вторая финансируется за счёт бюджета
страны, ею охватываются в основном
отдельные категории государственных
служащих (кадровые военные и некоторые
другие), их семьи, а также те граждане,
которые по каким-либо причинам не заработали
пенсию своим трудом, службой. Бюджетная
пенсионная система слагается, таким
образом, как бы из двух неравнозначных
частей: одна часть – «возвышается»
над всеми, она для тех, кто
служит власти, другая часть подсистемы,
наоборот, для тех, кто вообще не
трудился.
Иногда
эти две подсистемы переплетаются
– к страховой пенсии производится
бюджетная доплата.
Обновление
пенсионного законодательства началось
в конце 1990 г., когда в России, находившейся
в то время ещё в лоне СССР,
был принят Закон «О государственных
пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась
подлинная система пенсионного обеспечения
на основе обязательного пенсионного
страхования наёмных работников.
Что побудило
тогда Россию приступить к формированию
своей пенсионной системы, с собственной
независимой финансовой базой, обособленной
от государственного бюджета, - с российским
пенсионном страховым фондом? Причин
было несколько. Отмечу две главные,
не потерявшие до сих пор значения,
а, наоборот, ставшие ещё более
актуальными.
Первая
причина состояла в объективной
потребности пересмотреть укоренившуюся
в обществе идеологию самой природы
обязательного пенсионного страхования
трудящихся, возродить и, главное, реализовать
на практике истинную его сущность.
При этом учитывалось, что уже
в то время постепенно, хотя и
медленно, складывалась многоукладная
система экономических отношений,
менялось представление властных структур
о целях общественного производства
и распределении богатства, создаваемого
трудом народа, в частности наметилась
тенденция к паритетному смягчению
военного противостояния двух мировых
политических систем и использованию
высвобождаемых ресурсов, в прошлом
пожираемых гонкой вооружений, в интересах
населения страны.
В недалёком
прошлом в течение десятилетий
нашим соотечественникам навязывался
постулат в том, что государственное
социальное страхование (а пенсионное
– часть его) осуществляется якобы
за счёт государства. Внедрённая в сознание
людей, эта идея использовалась при
формировании управленческих решенй и
получила даже законодательное выражение.
Определяя в централизованном порядке
крайне низкую оплату труда практически
для всех работников, изымая львиную
долю того, что создавалось их трудом,
государство вместе с тем декларировало
полное освобождение трудящихся от уплаты
страховых взносов из их заработка,
выдавая это за одно из величайших
завоеваний. Средства социального страхования
практически слились с налоговыми платежами
и аккумулировались в государственном
бюджете вместе с иными бюджетными доходами.
Расходы на выплату пенсий ввиду низких
страховых взносов финансировались в
основном за счёт государственной дотации.
Всё это приводило к искажению реальной
стоимости рабочей силы, создавало иллюзию,
что пенсионеров содержит государство,
а не те, кто трудится и создаёт богатства
общества.
Первая
основополагающая идея российского
пенсионного Закона 1990г. состояла
в том, чтобы в стране укоренилась
подлинная система обязательного
пенсионного страхования. Суть
такой системы, представляющей
одно из выдающихся изобретений
человечества в эпоху появления
наёмных работников и развития
общества, проста, она практически
воплощена во всех развитых
странах и вполне приемлема
в период становления и развтия
многоукладных экономических отношений
на основе различых форм собственности.
Её принципиальное содержание
определяется следующими основными
критериями, хотя конкретное их
проявление в разных странах
может несколько различаться.
- Экономический критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Вполне очевидно, что стоимость рабочей силы не может определяться и в развитых странах давно уже не определяется ценой «живого» труда непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия.
- Социальный критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, заключается в солидарности всех застрахованных и работодателей, работающих в различных регионах, в разных отраслях и организациях и, главное, в солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных людей.
- Реализуются эти сущностные критерии через систему соответствующих страховых платежей, которые в обязательном порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы собственности) и наёмными работниками, независимо от их желания. Другими словами, эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи с чем в отдельных странах, в том числе и в России, подобная система называется государственной.
Обычно страховые взносы уплачиваются
примерно в равных долях (в процентах
к заработку) или в несколько
большем объёме работодателем. Однако
надо иметь в виду, что, в конечном
счете, страхование осуществляется
за счёт самих работников, поскольку
доходы работодателя образуются в основном
в результате труда застрахованных.
В связи с этим распределение
платежей между работниками и
работодателями не имеет существенного
значения.
- Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондом обязательного пенсионного страхования (в России – это Пенсионный фонд РФ). Его средства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем государства.
- Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчёта стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т. д.) определяются законом.
- Уровень страхового пенсионного обеспечения, в конечном счете, определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного наёмного работника и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей.
Уровень пенсионного обеспечения
– один из существенных показателей,
характеризующих пенсионную систему
и её состояние в каждый
период времени. Необходимо различать
относительный и абсолютный уровень
пенсионного обеспечения, которые
неразрывно связаны между собой.
Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к
его среднемесячному заработку, из которого
она исчислена. Иногда этот показатель
именуют коэффициентом замещения. Обычно
он рассчитывается по стране в целом и
по отдельным регионам. Для этого средняя
пенсия делится на средний заработок,
из которого она исчислена (соответственно
в стране или в регионе). Относительный
показатель характеризует уровень жизни
(достаток, потребление) пенсионеров –
бывших наёмных работников, живущих на
пенсию, по сравнению с уровнем жизни наёмных
работников, продолжающих трудиться и
живущих на заработок. Чем выше соотношение,
тем меньше разрыв в уровне жизни указанных
двух групп граждан, составляющих в развитых
странах большинство населения.
Как это
ни парадоксально на первый взгляд,
но в странах, где высокая реальная
оплата труда, относительный уровень
пенсионного обеспечения обычно
сравнительно невысок и, наоборот, в
тех странах, где низкая оплата труда,
он повыше. Объясняется это просто:
при уровне пенсионного обеспечения
в первых странах, допустим, в 40-45%, человек,
живущий на пенсию, вполне может
за счёт такой пенсии удовлетворять
свои обычные потребности (в пище,
одежде, оплате соответствующих услуг
и т. д.), поскольку работающий член
общества затрачивает на эти цели
не более той же части своего заработка.
Что касается других стран, то в них
на удовлетворение обычных потребностей
человека расходуется значительно
большая часть заработка, следовательно,
относительный уровень пенсионного
обеспечения должен быть существенно
выше. В противном случае пенсионер оказывается
за чертой бедности или на её грани.
Абсолютный уровень пенсионного обеспечения – это потребительская
стоимость пенсии – от минимальной до
максимальной. Другими словами, данный
показатель определяет, в каком объёме
пенсионер может приобретать необходимые
ему потребительские товары, и, в частности,
услуги, достаточны ли они для того, чтобы
обеспечить ему достойный уровень и качество
жизни.
В российском
пенсионном Законе 1990 г. Отражены все
перечисленные выше критерии – принципы,
на которых должна основываться обязательная
страховая пенсионная система. На их
основе, кстати, во всех развитых странах
успешно функционируют и развиваются
общенациональные страховые системы.
Эти критерии являются не изобретением
разработчиков закона и законодателей,
его принявших, а практической реализацией
общепризнанных в мире идей обязательного
пенсионного страхования.
Вторая
причина, побудившая Россию приступить
к формированию новой пенсионной
системы, состояла в необходимости
повысить реальный уровень доходов
основной части пенсионеров, живущих,
как правило, на пенсию. При этом
учитывалось, что за последние годы
в СССР существенно снизился как
относительный, так и абсолютный
уровень пенсионного обеспечения,
особенно тех граждан, пенсия которых
превышала минимальный размер. Это
произошло в связи с ростом
номинальной оплаты труда и консервацией
в то же время максимального размера
пенсии (он не повышался более 30 лет).
В результате пенсия стала составлять
значительно меньшую часть заработка,
чем прежде. Кроме того, в прошлом
пенсии вообще не индексировались ни
с учётом роста цен на потребительские
товары, ни с учетом роста заработка.
Материальный достаток пенсионеров
в силу этого хотя и медленно,
но неуклонно снижался.