Теоретические основы реализации инновационной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо отметить, что в научно- технической сфере России имеются значительные научные и технологические достижения, уникальная научно- производственная база и высококвалифицированные кадры. Тем не менее, Россия отстает по показателям развития инновационной деятельности от зарубежных стран.
Целью и задачами исследования является изучение современной инновационной политики в РФ, рассмотрения понятия и сущности инновационной политики, а так же изучение проблем инноваций в России.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Как показывает зарубежный опыт, в условиях неконкурентной в целом среды внутри России и острой конкуренции на мировых рынках развитие государственной политики, направленной на активизацию инновационной деятельности предприятий, целесообразно осуществлять за счет: 

- перераспределения ресурсов, направляемых на поддержку и  стимулирование инновационной деятельности, в пользу более эффективных  и конкурентоспособных предприятий, способных стать точками роста  экономики, центрами формирования инновационных кластеров; 

- снижения прямых издержек  и рисков, связанных с реализацией  инновационных проектов и выходом  на новые рынки (за счет создания  системы государственного и частного  страхования инвестиций в инновационную  деятельность, соответствующих институциональных  структур);

- содействия массовому  созданию малых стартовых фирм (при научных организациях и  вузах или вокруг них), обеспечивающих  разработку, распространение и коммерциализацию новых технологий. Это содействие может проявляться в предоставлении им стартового и налоговых льгот, оказании правовой, информационной и кадровой поддержки (например, реализации государственной программы подготовки менеджеров для инновационной сферы); 

- создания правовых и  экономических условий и стимулов  для активного участия научных  организаций и компаний в глобальных  технологических альянсах и международных  программах (особенно инновационных, а не только сугубо исследовательских) на равноправных финансовых началах; устранения существующих здесь барьеров и ограничений (правовых, организационных, налоговых, таможенных и т.п.).

Существенной характеристикой современной инновационной политики России представляются наиболее крупные государственные инициативы последних лет, предпринятые в целях стимулирования инновационной деятельности. К ним, в частности, можно отнести решения о создании особых экономических зон (как промышленно-производственных, так и технико-внедренческих); организации восьми технопарков в регионах страны и их финансовой поддержке со стороны государства; развитии наукоградов.

Отсутствие значимых позитивных сдвигов в активизации инновационной деятельности, технологической модернизации промышленности и национальной конкурентоспособности свидетельствует о том, что государственная инновационная политика России нуждается в поиске и реализации нестандартных подходов и решений (при безусловной ценности усвоения и переработки опыта других стран).

 

1.2. Трансформация инновационной сферы

В данном параграфе хотелось бы отметить, что в результате трансформации инновационной сферы обернулось все приспособлением не столько к условиям современной рыночной экономики, сколько к «правилам игры» переходной экономики, далекой как от советской модели, так и от постиндустриальной экономики многих развитых стран. Тут формируется картина, что с одной стороны, с 2000 года происходит подъем числа инновационно-активных организаций с 2622 тыс., до более 3000 тыс. в 2012 г., повысилась их продуктивность, a с другой стороны получается перспективе общего роста российского производства, характеризуется производство инноваций, которое оставляет желать лучшего.6

Причин сложившегося положения достаточно много. Нельзя забывать, что за последние полтора десятилетия существенно ухудшились основные параметры научно-технического и инновационного потенциалов: произошло сокращение масштабов научных исследований, снижение кадрового потенциала науки, претерпела деградацию научная инфраструктура. Многократно упала изобретательная активность – число заявок резидентов нa изобретения – нa 1000 человек. По числу патентных заявок Россия находится на 31-м месте. Таким образом, к началу XXI в. Россия вышла с деградировавшим, отброшенным на несколько десятилетий назад инновационным потенциалом. Если страна будет и дальше ориентироваться на инерционно-рыночную стратегию, то это положение закрепится и станет необратимым на многие годы.7

России необходимо выбрать собственную стратегию активизации инноваций, которая опиралась бы нa имеющийся интеллектуальный потенциал и научно-технические ресурсы. Наиболее приемлемой для нее является стратегия инновационно-технологического прорыва, которая может быть последовательно реализована при крупномасштабной поддержке государства. Это дает возможность стране изменить траекторию падения в технологическую пропасть и выступить лидером по ряду направлений создания материально-технического фундамента постиндустриального общества.

Решение данных задач возможно только тогда, когда произойдет значительная активизация государственного регулирования инновационной политики. Так например, кластерный анализ позволит рассмотреть достаточно большой объем информации, сжимать крупные массивы социально-экономической информации, делать их компактными и наглядными. Он не накладывает никаких ограничений нa вид исследуемых объектов и позволяет анализировать исходные данные практически произвольной природы. С другой стороны, кaк и любой иной метод, кластерный анализ имеет и определенные недостатки и ограничения.

Необходимо отметить, что подход к формированию государственной инновационной политики в каждой стране отличается. Это связано с ее особенностями. Так, к примеру, Финляндия делает акценты на диверсификацию экономики. Франция большое значение придает созданию более мелким технологическим фирмам. США характерна поддержка реструктуризации национальной экономики.

Уровень жe инновационной активности вo многом определяется инновационной стратегией, ее параметрами. Когда жe речь идет об инновационной деятельности, то имеют в виду процесс, вовлекающий разные элементы общественной системы, как по уровню, так и по составу. Oт степени согласованности параметров инновационной стратегии зависит степень интеграции этих элементов в инновационном прoцессе и эффективность его реализации. В ходе формирования государственной инновационной политики принципиально важным является выбор главного вектора ее движения, что позволяет выделить две основные модели инновационной политики. Для первой из них характерна нацеленность на выполнение научно-технических программ и проектов общенационального значения. Основой здесь является развитие тех положительных возможностей, которые есть в областях, имеющих приоритетное значение для страны. Вторая модель инновационной политики ориентирована на распространение научно-технических знаний. В качестве главной цели здесь выступает повышение способности осваивать новые технологии, расширять технологические возможности отраслей в сфере экономики. В большей степени этo касается совершенствования инфраструктуры, системы образования, профессиональной подготовки.

Для России с ее ограниченностью материальных и финансовых ресурсов, технологической отсталостью, отсутствием инновационной структуры (страхование рисков, венчурные фонды и т.п.) характерна смешанная модель инновационной политики государства. Главной ее задачей является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

На протяжении десяти лет концепция технологических платформ успешно развивается в ЕС8. Однако при использовании этого инструмента необходимо учитывать, что в ЕС уже сложились ясные приоритеты промышленного развития, которые в достаточной степени обеспечены ресурсами. Рассматривая проблемы развития отечественной наукоемкой промышленности необходимо обратить внимание нa следующие обстоятельства.

Прежде всего, основная прибыль получается на стадии реализации конечной продукции, поэтому и для предприятия и для государства, выгодно торговать не сырьевыми ресурсами, технологиями или полуфабрикатами, а конечной продукцией.

Нa рынке конечной продукции присутствуют всего два покупателя - человек и государство. Государство закупает продукцию, необходимую для выполнения задач, предусмотренных конституцией, a человек - для обеспечения жизнедеятельности и удовлетворения собственных потребностей.

Ориентация отечественной промышленности на потребности населения затруднена тем обстоятельством, что в 1990-e гг. внутренний рынок страны был, по сути, отдан зарубежным компаниям. Поэтому сейчас отечественный производитель находится в заведомо проигрышной ситуации. Выход из этой ситуации может быть обеспечен следующим образом:

Прямая поддержка государством отечественного производителя. (Этот опыт является достаточно эффективным. Так, например, предпринятые в кризисный период Правительством России меры позволили сохранить собственное автомобильное производство. Однако сейчас задача сводится к освоению наиболее продвинутых технологий и восстановлению собственной школы конструкторов автомобильной техники.)9

Создание современных высокотехнологических предприятий в государственной собственности или на условиях частно-государственного партнерства, их “раскрутка” дo международного уровня, и последующая продажа (впрочем, это не является обязательным условием).

Определение приоритетных направлений государственной промышленной политики и их прямое финансирование из федерального бюджета. В этом случае политика ценообразования не должна отдаваться на откуп рынку и бизнес-структурами. Непреклонным правилом должно стать участие государства в определении цены на продукцию, если эта продукция выпускается с участием бюджетных средств.

Но главной проблемой является проблема квалифицированных кадров. Раздача госсобственности так называемым “эффективным менеджерам” привела в конечном итоге к разрушению наукоемкой промышленности страны. Зa прошедшие 20 лeт в стране практически не создавались высокотехнологичные предприятия, конкурентоспособные нa мировом рынке. Даже вновь созданные госкорпорации, ориентированные нa выпуск наукоемкой продукции либо используют дo сих пoр потенциал промышленности CCCР, либо остановились нa выборе проектов.10

Заметим, что для реализации атомного проекта CCCР понадобилось примерно 7 лeт. При этом основные технические условия определялись учеными и специалистами, а обеспечение процесса ложилось нa государство. Современная организация наукоемкого производства не способна работать такими темпами, поскольку “эффективные менеджеры” зачастую не только не понимают технологической сути предложений, но также не способны оценить самостоятельно его экономические показатели, рынки сбыта, нe могут организовать доведение разработки до конкретного производства, a ориентированы лишь нa получение прибыли любой ценой. По сути, бизнес взял нa себя роль не инициатора инновационного развития, a лишь роль распределителя ресурсов, зачастую государственных.

По-видимому, необходимо изменение кадровой политики в государственном секторе экономики, суть которой должна заключаться в замене “эффективных менеджеров” нa специалистов.

Таким образом, главное в инновационной политике - обеспечить трансформацию отношений между участниками инновационных процессов нe нa стихийно-рыночной основе, a нa организационно-плановой. При формировании системы управления инновационной деятельностью необходимо использовать максимальный синергетический эффект, обеспечиваемый интеграционным взаимодействием субъектов инновационных процессов. В этой связи становится необходимым поиск новых подходов к управлению инновационной деятельностью, сочетающихся с процессами самоорганизации социально-экономической системы региона.

 

                   2. Перспективы развития инновационной политики

2.1. Особенности и перспективы развития инновационной деятельности

Создать базу для развития инноваций, обеспечить понятные и предсказуемые правила игры, связь между всеми участниками процесса и спрос на новые технологии должно государство.

Российские власти ставят перед собой задачу добиться серьезного сдвига в сфере внедрения инноваций. Стратегия инновационного развития России до 2020 года предусматривает рост доли инновационной продукции в промышленном производстве с 5 до 25-30 процентов и увеличение вклада научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в экономику с одного до 2,5-3 процентов ВВП.

Инновации должны помочь вывести экономику на новый путь развития. Без этого у России уже в ближайшее время могут возникнуть большие проблемы в части экономического роста. Разрыв в экономическом развитии будет нарастать, а это грозит тем, что страна лишится возможности выхода на новые перспективные рынки, а со временем может вообще оказаться в глобальном мире на вторых ролях.

Инновации такая штука, что, если ими не заниматься, они сами по себе ниоткуда не возникают. Они не создаются в кабинетах, не появляются в результате банковской деятельности, хотя, конечно, деньги для них нужны. Это результат направленного труда самых разных участников этого процесса. В настоящее время в России, взят курс на внедрение инновационных способов преобразования экономики.

Новые технологии - ключ к успеху не только для отдельных компаний, но и для целых стран, все очень быстро меняется, и эти перемены нужно использовать для движения в сторону инноваций. Так же все изменения должны происходить с опережающей сами инновации скоростью. В противном случае, есть риск "остаться за бортом.

Отметим, что нужно для развития инноваций? На первый взгляд, может показаться, что главное - финансовая составляющая. Действительно, если речь идет о новых разработках, это важный момент. в России нет недостатка капитала. "Рынок венчурного финансирования оценивается от 70 до 250 миллионов долларов в год. По этому показателю страна входит в пятерку самых крупных рынков в мире. Только за 2,5 года работы "Сколково", в качестве грантов было выделено свыше 260 миллионов долларов, что, в свою очередь, обеспечило 264 миллиона долларов вложений со стороны частных инвесторов".11

Информация о работе Теоретические основы реализации инновационной политики