Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:32, курсовая работа
Необходимо отметить, что в научно- технической сфере России имеются значительные научные и технологические достижения, уникальная научно- производственная база и высококвалифицированные кадры. Тем не менее, Россия отстает по показателям развития инновационной деятельности от зарубежных стран.
Целью и задачами исследования является изучение современной инновационной политики в РФ, рассмотрения понятия и сущности инновационной политики, а так же изучение проблем инноваций в России.
Однако, если посмотреть на то, как распределяются средства, то картина будет не такая радужная. Как уточнил Каналош, 70 процентов инвестиций приходятся на электронную торговлю. Это означает, что другие отрасли - недофинансированы. К тому же 49 процентов инвестиций делается на поздних стадиях проектов. Так что при кажущейся достаточности средств в реальности нехватка инвестиций все-таки ощущается.
Другой, возможно, даже более важный вопрос - инфраструктура для развития инноваций. В России пока созданы отдельные составляющие, так называемой экосистемы инноваций, но они не связаны друг с другом, работают в отрыве от промышленности, сферы образования и науки. Как результат, несмотря на положительный опыт создания целого ряда инструментов, столь ожидаемого прорыва в области инновационного развития экономики пока не происходит. В частности, в России пока не удалось заметно повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, создать конкурентную среду, которая бы стимулировала использование инноваций, повысить уровень коммерциализации научных разработок. Все это только предстоит сделать.
Создание эффективных институтов по развитию инноваций - уникальный процесс для каждой отдельной страны, и у этого процесса множество этапов, требующих разных подходов. Россия в этом плане не исключение. Она, конечно, имеет свои особенности, и это нужно учитывать. Но есть общие "правила игры", которые работают для всего мира. Если им следовать, все получится. А заключаются они в том, что нужно сформировать полноценную инновационную систему, в рамках которой происходило бы создание инновационных продуктов, начиная со стадии появления идей до реального их воплощения в конкретных разработках.
Эллисон Рид, директор по стратегии и коммуникациям Совета по стратегическим технологиям Великобритании напоминает, что созданием инновационных технологий дело не заканчивается. "Нужно, чтобы разработки были востребованы рынком", - говорит она. Но как обеспечить связь между разработчиками инноваций и компании, которые были бы заинтересованы в покупке этих решений? Проблема в том, что в России создатели инноваций не готовы самостоятельно продвигать свои продукты конечным потребителям. Большинство смутно представляют себе, где именно может пригодиться их разработка, не имеют навыка коммерциализации инноваций, базы для создания образцов продукции и налаженных связей с потребителями. Рынок к встречному движению тоже не стремится. Компании, особенно крупные, с которыми создатели инноваций работать особенно заинтересованы, в свою очередь ищут заказчиков среди проверенных временем поставщиков, игнорируя новичков, которым, возможно, тоже есть, что предложить.12
Государство пытается решать эту проблему. Недавно в России появился реестр инновационной продукции. Как поясняют в минэкономразвития, в этот перечень попадают разработки, которые прошли "сертификацию" институтов развития. Для рынка, прежде всего крупных госкомпаний, это сигнал о том, что эти продукты действительно являются инновационными и соответствуют мировым стандартам. Так что их вполне можно покупать.
Однако, для полноценного продвижения новых разработок на рынок нужны посредники, умеющие связывать технологии изобретателей с нуждами потребителей. Это могут быть как организации внутри страны, так и крупные международные компании, которые в силу специфики своей работы имеют развитую сеть по всему миру и могут служить "мостиками" между поставщиками и потребителями инноваций.
Отметим так же, что правительство России утвердило государственную программу "Экономическое развитие и инновационная экономика". Она включает в себя девять направлений, в числе которых "Стимулирование инноваций" и "Кадры для инновационной экономики". Документ нацелен на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса, а также на обеспечение роста эффективности государственного управления.
Чтобы задавать правильный вектор в развитии инноваций, нужно, чтобы сами государственные институты стали восприимчивы к инновационной среде, а это прежде всего государственные решения и партнерство.- Госпрограмма развития инноваций, это план действий вместе с финансами и соответствующими проектами, которые пойдут за этими финансами, рассчитанный на период до 2020 года.
Ключевым вопросом в реализации любой инвестиционной деятельности является привлечение ресурсов (финансовых, технологических, человеческих). При реализации инновационных проектов решение этой задачи становится еще более сложным, учитывая, что любые инновации (как правило) являются трудозатратными, обладают высокими рисками и сложностью оценки экономических результатов, полученных в ходе их воплощения в жизнь.
Отсутствие финансирования в полном объеме увеличивает время реализации конкурентоспособных проектов, снижая качество инноваций. Решение данной проблемы для госпредприятий полностью зависит от запланированного бюджета РФ. Финансирование инновационных проектов частных предприятий в основном зависит от возможности получить заемные средства, что в условиях кризиса и с учетом особенностей отечественного рынка кредитных продуктов заставляет предпринимателей обращаться к иностранным кредитным организациям. Мировая практика показывает, что инновационный процесс и внутреннее производство инновационных технологий оказываются более эффективными при максимальном вовлечении бизнеса. A для этого одной из приоритетных задач государства становится обеспечение равных возможностей для вхождения нa рынок инновационных технологий как крупным предприятиям, так и небольшим частным компаниям. Тaк, Правительством города Москва в последние годы реализуется ряд мер пo поддержке и развитию малых и средних инновационных предприятий. Например, введена система государственных гарантий для привлечения кредитов, объем которых в настоящее время составляет от 50% до 70%. Данные действия позволяют организации привлекать банковские инвестиции практически бeз залога и получать кредит не под 25% годовых, a пoд 10%13.
Кроме того, в России был введен ряд налоговых нововведений, которые в теории должны были способствовать развитию инновационных исследований и разработок в частном секторе. Но в связи с отсутствием комплексности и согласованности российской налоговой системы, предпринятые меры в настоящий момент малоэффективны. Ситуация осложняется тeм, что были отменены налоговые льготы по уплате имущественного и земельного налогов для государственных научных организаций, a этo, напротив - способствует ослаблению материально-технической базы данных организаций.
Но отсутствие согласованности, увы, относится и к законодательной базе РФ: так, был принят Закон, который разрешает создание хозяйственных обществ на базе бюджетных учреждений науки и образования, с целью получения дохода от создаваемых идей, что способствует активному развитию инновационных технологий (как показывает практика иностранных государств). В соответствии с этим бюджетные научные и образовательные учреждения получают возможность самостоятельно распоряжаться дивидендами и доходами от участия в хозяйственных обществах и направлять их нa указанные в законе цели. Нo это противоречит действующему законодательству, например, ГК РФ содержит прямой запрет бюджетному учреждению на распоряжение имуществом, закрепленным за этим учреждением собственником или приобретенным зa счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Кроме того, эффективной реализации закона препятствует отсутствие экономических преференций и налоговых льгот (как уже было отмечено ранее) у создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ.
Как уже было сказано выше, наиболее привлекательными для частных инвесторов оказываются инвестиции в «малозатратные» технологии (например, информационные технологии). Из них наиболее перспективными считаются прикладные программные средства, интеллектуальные системы поддержки работы сложных комплексов и комплексной автоматизации предприятий, системы для единой телекоммуникационной сети, включающей Интернет, телевидение, радио, мультимедийные системы. Широкое применение и развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает большие возможности для развития национальной экономики, увеличения занятости населения, как в самом секторе ИКТ, так и в областях, в которых они применяются.
В своем нынешнем состоянии инновационные производства в современной России не могут, по мнению многих исследователей, выступать драйверами экономического роста, и пока не способны создать эффект, который бы отчетливо фиксировался на макро- и мезоуровне. Более того, нет оснований утверждать, что в России на данном этапе сложилась как таковая национальная инновационная система. Так был выдвинут тезис о весьма «условном» ее характере с учетом крайне высокой региональной концентрации инновационных производств. Подавляющая часть (более 60-70 %) инновационной продукции создается в 10-15 регионах, притом что половина субъектов РФ совокупно производит лишь около 5 % всей инновационной продукции. И за последние десять лет группа регионов-лидеров так и не пополнилась ни одним новым субъектом РФ.
Может показаться парадоксальным, но лучшие из инновационных регионов России не имеют явных социально-экономических преимуществ перед остальными «среднестатистическими» региональными экономиками. Развитие регионов-лидеров сопряжено с противоречивым и создающим дополнительные риски явлением — ростом вклада зарубежного высокотехнологичного сектора в конечную стоимость отечественной инновационной продукции.
Так жe в настоящее время есть опасения полагать, что проблема плохо наблюдаемого эффекта инновационной деятельности в российской экономике состоит в отсутствии не столько существенного результата инновационного роста, сколько четко прослеживаемого экономического поведения ключевых игроков, ориентированных на получение такого результата. В качестве примера отметим, чтo в 2007 году по отношению к имевшемуся нa тoт момент профициту бюджета только 0,02 % средств былo направлено на производство машин и оборудования. Таким образом, если бы государство в 100 раз увеличило инвестиции в этот сектор, то это составило бы всего лишь 2 % от профицита бюджета.
Данную проблему можно рассматривать и в ракурсе недостаточно выраженной, по мнению докладчика, заинтересованности корпораций в модернизации своей производственной базы, что выявляется при анализе отношения частных инвестиций в основной капитал отдельных видов наукоемких производств к чистой прибыли российских сырьевых корпораций (тенденция наблюдалась даже в докризисный период). Данный тренд рассмотрим на примере ОАО «Газпром»: тaк в 2007 году инвестиции компании в производство машин и оборудования составили только 6,51 % от ее прибыли.
Итак, по инвестициям в сферу исследований и разработок Россия входит в мировую десятку и в «пятерку» по Европе. Несмотря на высокие позиции в «рейтинге затрат», доля инновационных компаний действительно остается нa протяжении нескольких лет низкой. Проиллюстрированное докладчиком слабое влияние инновационной среды даже в ведущих регионах России нa социально-экономические показатели вo многом обусловлено, особенностями собираемых статистических данных, которые не позволяют увидеть значимость влияния инновационных процессов нa развитие региона в целом.
В заключение сделаем вывод o том, чтo разработка инновационной политики осуществляется, исходя из теории свободного рынка и минимизации участия государства в его функционировании, которое выражается, прежде всего, в отказе от активной промышленной политики. Эти подходы, как и широко распространенное мнение о необходимости ухода государства из экономики, на практике не нашли своего подтверждения ни в одной технологически развитой стране, включая США. Даже беглый анализ инновационной политики наиболее развитых стран показывает, что именно государство играет лидирующую роль в инновационном развитии конкретной страны.
При этом основная роль государства заключается в определении правил игры на бизнес-пространстве и строгого контроля их соблюдения. Более того, как показывает практика, в период экономических кризисов государство является единственной надеждой бизнеса на спасение.
До настоящего времени на государственном уровне не принят единый научно обоснованный методологический подход к переходу нa инновационный путь развития. Этo в свою очередь является следствием целого ряда причин.
Во-первых, чрезмерной увлеченностью уточнением терминологии - много сил и средств тратится на уточнение понятийного аппарата инновационной деятельности, хотя за рубежом эти проблемы уже успешно решены.
Во-вторых, упованием на решение имеющихся проблем посредством введения различных, не всегда обоснованных формальных показателей, при этом зачастую показатели копируются с аналогичных зарубежных систем, однако не оценивается их применимость к российским реалиям.
В-третьих, использование методологии индустриального общества для формирования политики, призванной обеспечить вхождение в число развитых стран, т. е. стран, уже развивающихся по законам постиндустриальной экономики.
Информация о работе Теоретические основы реализации инновационной политики