Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:36, курсовая работа
Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия ООО «Кора-ТК». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
рассмотреть организационно- экономическую характеристику ООО «Кора-ТК»
провести анализ товарных запасов и их оборачиваемости в ООО «Кора-ТК»
провести анализ факторов, влияющих на товарные запасы и их оборачиваемость в ООО «Кора-ТК».
Товарные запасы
Введение
Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства страны. Функции торговли весьма многогранны, обширны и дифференцированы. Торговля призвана решать исключительно важные задачи, информационные содержательные и методологические особенности которых проявляются на фоне общего механизма расширенного воспроизводства. Это механизм включает стадии производства материальных благ, распределения, обмена и их потребления. Все три стадии взаимосвязаны и взаимообусловлены и образуют сложную динамическую систему, находящуюся в состоянии непрерывных количественных изменений, многообразных структурных и функциональных преобразований.
Стадия производства материальных благ является исходной, решающей. Однако материальные блага, несмотря на все их многообразие и обилие, не могут быть использованы по своему прямому назначению, если не будут доведены до потребителя.
Движения материальных благ, товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления называется товарным обращением. Оно определяет содержательные особенности торговли как обособленной экономической системы. Торговля, таким образом, замыкает начальную и конечную стадии общего воспроизводственного процесса, главным результатом которого, является валовой (совокупный) общественный продукт.
Торговля распространяет
свои функции не на всю величину
совокупного общественного
Запасы в торговле образуются на всех стадиях движения товаров от производства к потребителю. В процессе движения товаров торговые предприятия занимают особое место, выступая заключительным звеном, опосредующим отношения между производителями и потребителями продукции.
До момента
продажи любой товар относится
к категории товарного запаса.
Существование товарных запасов
как категории обусловлено
С ростом объема реализации, как правило, увеличивается абсолютная сумма товарных запасов. Недостаточный размер товарных запасов ведет к перебоям в торговле, негативные последствия: экономические – в виде потери товарооборота и социальные – в форме неудовлетворенного спроса на товары. Излишние запасы приводят к замораживанию оборотных средств, росту товарных потерь.
В связи с новизной и актуальностью поставленных вопросов тема анализа товарных запасов взята для исследования в рамках данной работы.
Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия ООО «Кора-ТК». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
В качестве объекта исследования в работе выступает розничная торговая организация супермаркет ООО «Кора-ТК»
В качестве предмета исследования в работе выступает механизм формирования товарных запасов и их экономическая эффективность.
В качестве методов исследования в работе выбраны методы экономического и регрессионного анализа.
Периодом исследования в работе выступают 2005 и 2006 годы.
Для осуществления непрерывного процесса обращения средств в организации необходимы определенные товарные запасы.
Товарный запас- это совокупность производственной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для дальнейшего использования в производственном процессе [14, с.23].
Товарные запасы - это часть производственного обеспечения, представляющая собой совокупность производственной массы в процессе ее движения [16, с. 156].
Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, а попросту говоря, "запасным" считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.
Необходимость формирования товарных запасов для предприятия, в основном, продиктована тем, что процесс обращения не должен прерываться в период между двумя завозами товаров.
Сроки исполнения товаром роли товарного запаса могут растянуться от нескольких часов до нескольких месяцев, и даже лет. Естественно, что сверхнормативные товарные запасы, "зависшие" на складах предприятия ведут к потерям и убыткам, мешая высвобождению оборотных средств и занимая полезную торговую и складскую площадь. В тоже время недостаточность товарных запасов, вызывающая постоянные "перебои" с теми или иными видами товаров, может отрицательно повлиять на отношение потребителей. В этой связи маркетолог должен обладать навыками расчета оптимального размера товарных запасов, анализа их объема и уровня, а также динамики и оценки поведения товарных запасов в условиях изменения рыночной среды (например, в условиях сезонности). Это позволит соблюдать правильный ритм поставок, выбирать самые экономичные пути движения товара и сроки его хранения, своевременно выявлять товары, пользующиеся пониженным спросом, организовывать распродажи, и тем, самым избегать неоправданных потерь.
В зависимости от назначения товарные запасы классифицируются следующим образом [16,с. 158]:
Товарные запасы в организации выполняют важнейшую функцию обеспечения непрерывности расширенного производства и обращения, в процессе которого происходит их систематическое образование и расходование [17,с. 276].
С экономической точки зрения существование товарных запасов является очень важным элементом торгового процесса любой организации. Величина товарных запасов до момента их последующего использования в торговом процессе является статичной. Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в кругооборот в организации, перестают быть запасами. Но поскольку запасы замещаются другими партиями товаров, то есть регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьируется в зависимости от конкретных обстоятельств и условий деятельности организации.
Товарные запасы на предприятиях классифицируются следующим образом [20, с. 297]:
Рассмотрим основные классификационные признаки запасов товаров в розничной торговле.
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий, что обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и торговым предприятием; звенностью товародвижения, возможностями для хранения товаров и др.
Любой товар
относится к категории
Товарные запасы в днях оборота определяют как отношение абсолютной величины запасов на определенную дату (на 1 января, 1 февраля, 1 марта и т. д.) к среднедневному товарообороту соответствующего периода.
Управление товарными запасами основывается на их нормировании и планировании, которое проводится по следующим этапам:
Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение оборачиваемости товаров при постоянном объеме товарооборота приводит к уменьшению товарных запасов, а замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.
Общая сумма товарных запасов определяется по формуле (1.1):
ТЗ = ТТЗ + Зпод + З стр, (1.1)
где ТЗ - торговые запасы,
ТТЗ - текущие запасы,
Зпод – подготовительные запасы,
З стр – страховые запасы
Текущие товарные запасы - основная часть запасов организации. Эта категория запасов обеспечивает бесперебойность производственного процесса между очередными поставками. Текущие товарные запасы определяются по формуле (2):
, (1.2)
где tj – период времени в днях между очередными поставками
qj – объем j –й поставки в натуральных единицах
j – номер партии поставок
Запасы страховые- предназначены для обеспечения материалами в случае различных непредвиденных обстоятельств, таких как: отклонения в периодичности и величине партий поставок по договору, в случаях возможных задержек материалов в пути при доставке их поставщиками, в случае непредвиденного возрастания спроса на продукцию. Страховой запас является своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно. Запас страховой рекомендуют принимать в размере от 50 % до 100% от текущего запаса в зависимости от условий необходимости поддержания бесперебойного процесса [3, с.167].