Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:39, реферат
Долгое время люди производили материальные блага не в качестве товаров, а в качестве продуктов, которые предназначались для потребления непосредственно. Следовательно, товар есть не вечное, а историческое явление.
Товар — это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.
Каждый товар обладает двумя свойствами:
1) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность, или потребительной стоимостью;
2) способностью обмениваться на другие товары, или меновой стоимостью.
Следовательно, конкретный труд есть труд, который создает потребительную стоимость. Но человеческий труд — не единственный источник потребительной стоимости. Богатство как совокупность потребительных стоимостей получается в результате соединения человеческого труда с природными ресурсами. Если иметь в виду потребительную стоимость, то природа тоже производит. Конкретный труд — главный источник потребительной стоимости.
Однако конкретный труд не может быть одновременно и источником стоимости товара. Ведь стоимость товара является тем общим, что уравнивает между собой различные товары. Между тем конкретные работы качественно разнородны.
При всем многообразии конкретных работ в них имеется нечто общее — это затрата человеческой рабочей силы в физиологическом смысле. Наличие этого общего содержания труда позволяет людям переходить от одних конкретных форм труда к другим. Если, например, сокращается спрос на рабочую силу прядильщиков и ткачей, но увеличивается спрос на рабочую силу забойщиков и сталеваров, то части рабочих приходится перейти из текстильной промышленности в угольную и металлургическую. Это общее содержание труда находит выражение в абстрактном труде.
Абстрактный труд — это затрата человеческой рабочей силы вообще, содержащаяся во всех товарах и делающая их однородными и соизмеримыми, это специфическая историческая форма выражения общественного труда.
Абстрактный труд создает стоимость. Она характеризует общественную связь товаропроизводителей. Когда товаропроизводители обмениваются товарами, то они фактически абстрагируются (отвлекаются) от разнообразия конкретных работ. И товары приравниваются друг к другу как сгустки однородного, абстрактного труда.
Конкретный
труд существует при любых формах
хозяйства. Но раздвоение труда на конкретный
и абстрактный есть специфическое явление
товарного производства [7].
Представители
новой экономической концепции
– теории предельной полезности –
в качестве исходного явления
при определении стоимости
Суть
маржиналистской революции
Возникновение теории предельной полезности привело к революционным изменениям в теории стоимости. Главные идеи маржинализма состоят в следующем. Первое - неприемлемо определение стоимости затратами труда (или труда, земли и капитала). Второе - стоимость (ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага. Третье - стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая индивидуальные оценки полезности благ конкретными потребителями. Четвертое - введено понятие предельной величины, и на основе этого разграничены совокупная и предельная полезность благ. Пятое - стоимость труда и капитала, а следовательно, и издержки производства определяются как производные от стоимости (предельной полезности) потребительских товаров.
Представители теории предельной полезности исходили из того, что анализ экономических процессов следует начинать с изучения потребностей людей, с поиска критерия полезности благ. Под «полезным эффектом благ» понимается удовлетворение, которое получают люди от их потребления, т.е. полезность благ определяется их способностью удовлетворять какие-либо потребности человека.
Теория
предельной полезности рассматривает
не полезность потребительских благ
вообще, а ту конкретную полезность,
которую эти блага способны принести
данному индивиду. Например, если потребитель
А приобретает товар X, то он делает это
для удовлетворения каких-то своих нужд,
т.е. товар X имеет определенную полезность
для А. Когда потребитель покупает последовательно
единицы товара X (например книги), то каждая
новая покупка будет увеличивать полезность,
получаемую А от товара X. Сумма полезностей
всех приобретенных единиц товара Х (положим,
5 книг) называется «общей или совокупной
полезностью» товара X (в нашем случае
-5 книг). Если А приобретает еще одну единицу
товара X (6-ю книгу), то общая полезность
возрастет на величину, которую называют
«предельной полезностью». Иными словами,
предельная полезность - это полезность,
равная приращению общей полезности при
увеличении потребления товара на одну
дополнительную единицу [5].
Стоимость, а точнее ценность, относится к числу фундаментальных проблем экономической науки. Это объясняется глубиной и кругом рассматриваемых вопросов. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена. Таким образом, теория стоимости – это фундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономического организма.
Первый весомый вклад в разработку теории стоимости внесла экономическая школа, получившая название «английская классическая политэкономия». Ее представителями являются У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Дальнейшее развитие их взгляды получили в трудах К. Маркса. Стоимость признавалась классической школой как единственная исходная категория экономического анализа, от которой, как на схеме генеалогического древа, вырастают другие категории. Английская классическая политэкономия выдвинула теорию трудовой стоимости, которая определяет стоимость материальных благ и источник доходов затратами труда в процессе производства.
Так,
У. Петти принадлежит
Стоимость, по А. Смиту, определяется затраченным трудом, причем труд является всеобщим мерилом стоимости. А. Смит отмечал равнозначность всех видов так называемого «производительного труда» и подчеркивал, что стоимость определяется затраченным трудом не одного конкретного человека, а средним для данного уровня развития производства. Рассматривая проблему ценообразования, А. Смит выдвинул два положения. Цена товара, по А. Смиту, во-первых, определяется затраченным на него трудом; во-вторых, складывается из затрат труда, прибыли, процента на капитал, земельной ренты, т.е. определяется издержками производства.
Д. Рикардо считал труд единственным конечным основанием цен. По его теории, меновая стоимость товаров (т.е. отношение количеств товаров в обмене) была прямо пропорциональна количеству труда, затраченного на их производство, и обратно пропорциональна производительности труда. В качестве измерителя затрат труда Рикардо определил рабочее время. Уточнением позиции А. Смита является положение, что в стоимости товаров следует учитывать не только труд, затрачиваемый непосредственно на их производство, но и труд овеществленный, затраченный на изготовление капитальных товаров (орудий производства).
После
работ А. Смита и Д. Рикардо
в экономической науке
Согласно
их взглядам, создание стоимости, во-первых,
связывалось не с функционированием
одного какого-либо фактора производства
(например с трудом), а с несколькими
факторами. Поскольку основных факторов
производства насчитывалось три: труд,
капитал (точнее, вещественные элементы
капитала) и земля, - то в большинстве теорий
факторов производства создание стоимости
приписывалось всем этим трем факторам.
Во-вторых, стоимость рассматривалась
как слагаемое из доходов. Доходы, в свою
очередь, рассматривались как порождение
соответствующих факторов производства.
В-третьих, в качестве основных доходов
в большинстве случаев принимались: заработная
плата, предпринимательский доход, процент
и рента [6].
6.
Индивидуальное общественно необходимое
рабочее время
Рабочее время, затрачиваемое на производство товара на отдельном предприятии, называется индивидуальным рабочим временем.
Если бы величина стоимости, по которой продается товар на рынке, определялась индивидуальным рабочим временем, то одинаковые товары имели бы различные стоимости и должны были бы по-разному продаваться на рынке. Но это невозможно. На рынке все товары определенного вида, например обувь, ситец, молоко, обезличиваются. Они выступают в качестве единой массы и продаются по единой, общественной стоимости, независимо от фактически заключенного в данном товаре индивидуального рабочего времени.
Правда, под влиянием спроса и предложения цены могут быть различными на однородные товары, но не их общественная стоимость. Величина стоимости товара определяется не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимым рабочим временем, т. е. рабочим временем, которое в среднем затрачивается на производство единицы товара во всем обществе.
Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Под общественно нормальными условиями производства следует понимать типичные, господствующие в данное время в обществе условия.
Общественно
необходимое рабочее время
Но поскольку удельный вес их продукции во всей товарной массе очень мал, а удельный вес продукции крупных предприятий велик, то общественно необходимое рабочее время тяготеет к рабочему времени, затрачиваемому на прозводство единицы товара на крупных предприятиях.
Но в таком случае судьба мелких предприятий оказывается незавидной. Рынок не считается с их индивидуальными затратами рабочего времени. Он приравнивает 1,5—2 часа их индивидуального труда к 1 часу общественно необходимого рабочего времени. В результате этого мелкие товаропроизводители не могут конкурировать с крупными капиталистическими предприятиями и разоряются.
Таким
образом, экономический закон, по которому
величина стоимости товаров определяется
общественно необходимыми затратами труда,
дает объяснение важного экономического
явления — вытеснения мелкого производства
крупным в ходе конкурентной борьбы [2].
7.
Факторы, влияющие на величину
стоимости товара. Индивидуальная и общественная
стоимость
Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о величине стоимости товара. Так как стоимость представляет собой овеществленный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на производство товара. Количество труда измеряется рабочим временем — часами, днями и т. п. Поэтому величина стоимости товара определяется количеством рабочего времени, которого стоило его производство.
Однако такое определение величины стоимости является слишком общим и недостаточным. Дело в том, что количество труда или рабочего времени, фактически затраченного на производство какого-либо товара, слишком неодинаково на различных предприятиях. Причин для этого существует много. Важнейшей из них является неодинаковый уровень производительности труда. Например, весьма различное время тратится на производство 1 т зерна в разных хозяйствах [8].
Различают индивидуальную и общественную стоимость товара.
Индивидуальная стоимость товара определяется затратами индивидуального рабочего времени на отдельных предприятиях. Величина индивидуальной стоимости одних и тех же товаров у различных предприятий различна. У лучших предприятий — она ниже, у худших — выше.
Общественная стоимость определяется затратами общественно необходимого рабочего времени.
Индивидуальная и общественная стоимость не совпадают по величине. Это определяется следующими причинами: