Торговые отношения развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на примере отдельно взятых стран рассмотреть основные аспекты торговли развивающихся стран и выявить прогнозы развития их внешнеторговой деятельности.
Задачи – изучить различия и характерные черты развивающихся стран и какую политику она могут выбрать в зависимости от этих черт, а также рассмотреть внешнеторговую деятельность некоторых стран и, наконец, выявить ожидаемое развитие стран «третьего мира».
Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
1.1.ГРУППЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
1.2.РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
1.3 ВЫБОР ПОЛИТИКИ РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ
2. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
2.1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ АЛЖИРА
2.2. ТОВАРООБМЕН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ НА ПРИМЕРЕ БРАЗИЛИИ И ВЕНЕСУЭЛЫ
2.3.СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЧАДА
3. ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
3.1. ПРОГНОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ДО 2030 ГОДА
3.2.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

торговые отношения развивающихся стран1.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)

     Наименее  развитые страны связаны с мировым  хозяйством экспортом традиционной продукции, в основном тропического земледелия и руд, но постоянно падающие цены сокращают возможности финансирования их роста. В то же время объемы внешней торговли НРС Африки, ориентированной преимущественно на ЕС, сократились в 1970-1998 гг. почти наполовину под давлением конкуренции однотипного экспорта из других развивающихся стран. Попытки компенсировать падение цен наращиванием вывоза ведут к «разрушающему росту», усилению моноспециализации и еще больше зависимости от конъюнктуры мирового рынка. Отчасти из-за этого в 80-е гг. здесь произошло падение дохода на душу населения.

     Низкая  интегрированность в мировое  хозяйство как следствие неразвитости внутренних экономических структур приводит к примитивизации хозяйства  стран этой подгруппы, росту натуральных  форм обмена, препятствует формированию рыночных механизмов. Так, в результате длительного спада состояние НРС Африки определяется как «маргинализация», т.е. большинство из них остается в стороне от мирового экономического развития. Вместе с тем пример нескольких стран региона (Лесото, Зимбабве, Камерун), сумевших привлечь иностранные частные инвестиции, свидетельствует о возможности развить производство в трудоемких отраслях и увеличить на этой основе, например, экспорт готовой одежд и тканей.

     Опыт  развивающихся стран свидетельствует, что темпы и динамика дифференциации нарастают. Одновременно глобализация усиливает конкуренцию в мировом хозяйстве, и находит свои ниши «опоздавшим» развивающимся странам становится все труднее.

 

1.3 ВЫБОР ПОЛИТИКИ РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ

 

     Что следует делать, например, Гане в сфере экспорта и импорта, если она решительно настроена выйти из состояния стагнации, снижающей жизненный уровень ее граждан? Помимо общего реформирования экономики в сфере торговой политики перед Ганой стоит следующий выбор:

     1. Политика свободной торговли на основе сравнительных преимуществ страны. Для Ганы это означает продолжение экспорта какао, кофе и других первичных продуктов при низких налогах на экспорт и импорт.

     2. Политика  обложения налогом традиционного экспорта, что даст средства для развития других секторов экономики. Страна может ввести такие налоги в одностороннем порядке, а может сделать это как часть политики, предписанной международным картелем стран, экспортирующих те же товары. Для Ганы это означает налог на экспорт какао и кофе.

     3. Политика ограничения импорта и импортных налогов для защиты и субсидирования новых отраслей, обслуживающих внутренний рынок. Для Ганы это может означать, что ее граждане будут вынуждены покупать более дорогую отечественную сталь, телевизоры и авиауслуги.

     4. Политика  поддержки экспортных направлений, в основном – товаров промышленного производства. Средства на любые государственные субсидии новым экспортным отраслям могут быть получены от налогов на иностранную торговлю или от сфер, не связанных с торговлей. Например, Гана может субсидировать производство одежды или электрооборудования.

     В настоящее время считают, что  мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

     1) Отсутствие дискриминации в торговле.

     Ни  одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

     2) Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

     Торговыми барьерами называют факторы, снижающие  возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные  квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

     3) Стабильность и предсказуемость  условий торговли.

     Иностранные компании, инвесторы и правительства  должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

     4) Стимулирование соревновательности  в международной торговле.

     Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

     5) Льготы в международной торговле  для менее развитых государств.

     Этот  принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

     Такая торговая политика применима ко всем странам, определяемым и как «развитые» и как «развивающиеся». Развивающиеся  страны отличаются тем, что перед  ними стоят проблемы, которые в  развитых странах хотя и присутствуют, но не имеют такой остроты. Эти проблемы можно разделить на три категории:

     В развивающихся странах иная обеспеченность факторами производства. Они располагают  меньшим материальным капталом и  меньшей квалификацией работников. Некоторые из них также контролируют большую часть нефтяных ресурсов, в других имеются прекрасные условия для выращивания тропических культур.

     В развивающихся странах рынок  капитала работает менее эффективно. Определяющая характеристика стран  с низким уровнем дохода состоит  в наличии больших барьеров для предоставления кредитов в производственной сфере. В результате многообещающим проектам приходится выплачивать более высокую плату за пользование капиталом (процентную ставку), чем в менее перспективных сферах. Причина в том, что права собственности четко не определены, и это, в свою очередь, сдерживает приток инвестиций.

     Аналогичным образом, в развивающихся странах  менее эффективно работает рынок  труда. Разрыв в заработных платах в  развивающихся и стагнирующих секторах экономики здесь значительнее, чем в странах с высоким уровнем дохода. Высокий разрыв в заработных платах косвенно свидетельствует о том, что труд не может перемещаться в сферу своего наиболее эффективного применения.

     Эти характерные особенности ставят перед правительствами развивающихся стран особые задачи. Им приходится решать, какую отрасль защищать, субсидировать и кому предоставлять дешевые кредиты, если правительство не может быстро устранить барьеры на рынках капитала и труда. Кроме того, надо определить, насколько реальны попытки изменить сравнительные преимущества страны, чтобы экспортные отрасли могли использовать растущую обеспеченность квалифицированным трудом и физическим капиталом.

     Таким образом, перед развивающимися странами стоит задача определения политики по отношению к импорту промышленных товаров, а также по отношению к промышленному экспорту.

     Одна  из возможных стратегий для развивающихся  стран – импортозамещающая индустриализация (ISI). Она может обеспечить повышения  уровня квалификации труда, улучшить условия  торговли и позволит сэкономить на торговой информации (поскольку спрос может быть выражен объемом промышленного импорта, достигнутого с помощью протекционизма). Детальное изучение политики ISI и связанных с ней аспектов, однако, позволяет серьезно возражать против такой политики.

     Традиционные  страхи по поводу зависимости от экспорта первичных товаров кроются в  том, что мировые цены на эти цены неблагоприятны для их производителя. Существующие данные показывают, что  относительные цены на первичные  товары имеют тенденцию к снижению, что соответствует общепринятым взглядам, но снижение было постепенным с 1900 г. Два фактора, понижающие относительный цены первичных товаров, объясняются законом Энгеля и появлением материалов, замещающих первичные. Можно назвать два фактора, повышающих цены на первичные товары: ограниченность природных ресурсов и то, что рост производительности в сфере производства первичных товаров значительно медленнее, чем в остальных секторах экономики.

     Создание  международного картеля может привести выгоду развивающимся странам. Наиболее удачный пример деятельности картеля – повышение цен на нефть странами ОПЕК  в 1973-1974 и 1979-1980 гг. Успешная деятельность международных картелей, даже ОПЕК, непродолжительна. Существуют четыре силы, приводящие картель к распаду: рост эластичности спроса на товар, рост эластичности конкурентного предложения, снижении доли картеля на мировом рынке и нарушение принятых картелем правил его мелкими членами. В силу условий предложения маловероятно, что другие картели стран, экспортирующих первичные товары, приблизятся к успеху, достигнутому ОПЕК.

     Еще одна возможная стратегия развития развивающихся стран – развивать  экспорт промышленных товаров. Эта  стратегия начала получать распространение  с 1960 г., хотя и политика ISI остается чрезвычайно популярной среди развивающихся стран. Но политика экспорта промышленных товаров имеет свои опасности. Развивающиеся страны часто жалуются, что промышленные страны воздвигают высокие импортные барьеры на пути их экспортных товаров. Эти барьеры действительно выше тех, которые установлены для товаров из других развитых промышленных стран и существуют с 1960 г. Однако можно видеть, что ориентация на внешние рынки, поощряющая экспорт промышленных товаров – одно из наиболее перспективных направлений стратегии развивающихся стран.

     Изменение в международной торговой политике является одной из наиболее важных компонентов перехода от централизованного  планирования к рыночной экономике. Ключевой вопрос такого перехода –  темпы либерализации торговой политики. Страны Центральной и Восточной Европы и Прибалтики избрали путь быстрой либерализации и добились наилучших результатов, выраженных в переориентации экспорта на Западную Европу и другие развитые рыночные страны. После периода падения национального производства в первые несколько лет такого перехода они добились возобновления экономического роста. Республики бывшего Советского Союза предпочли постепенную либерализацию, и период падения производства в этих странах затянулся. Как и в целом во всех развивающихся странах, мы видим расширяющийся разрыв в жизненном уровне между двумя группами этих стран, причем успех стран, избравших открытую политику, направленную на внешние рынки.

 

2. ТОРГОВАЯ  ПОЛИТИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ  СТРАН

2.1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ АЛЖИРА

 

     В 1999 году Абдельазиз Бутефлика был  избран президентом Алжира с результатом  в 74 % голосов, согласно данным властей, как независимый кандидат, поддержанный вооружёнными силами. Политический авторитет  нового президента значительно способствовал улучшению международного имиджа Алжира. С приходом к власти Бутефлики активизировалась внешняя политика страны и внешняя торговля.

     Товарооборот  между Россией и Алжиром за 2005 года составил около 300 млн.долларов. В основном, это поставки по линии военно-технического сотрудничества, сельскохозяйственное и промышленное оборудование, черный металл, удобрения. За 2004 год в два раза вырос экспорт российских зерновых. В Россию Алжир поставляет минеральное сырье, фосфат кальция и финики.  
Алжир обладает огромными запасами нефти и газа. Поэтому, конечно, все направления его внешней политики «вытекают» из торговли данными ресурсами. Безусловно, нефть и газ приносят колоссальные доходы в период стабильности рынка, но в период какой-либо нестабильности в мире, так как цены на нефть и газ «привязаны» к мировой конъюнктуре, экономика Алжира приходит в упадок. Так, к примеру, в 1996 году, после нескольких лет падения мировых цен на нефть и газ, внешний долг Алжира достигал 73% ВВП. В последние годы цены на нефть и газ выросли в несколько раз, что очень благоприятно отразилось на экономике Алжира. По итогам 2007 года, внешний долг составил 37,4% от уровня ВВП.

     После завоевания независимости Алжир, не будучи формально связан с Европейским  экономическим сообществом, сумел сохранить во взаимоотношениях с ним ряд привилегий. Конечно, это связано с тем, что раньше Алжир являлся колонией Франции, но и с Италией и Испанией у Алжира происходит вполне выгодная торговля. Вместе с Марокко, Тунисом, Ливией и Мавританией Алжир развивает региональное экономическое и техническое сотрудничество в Магрибе. Также налажены «крепкие» и, самое главное, выгодные экономические отношения и с США.

     К примеру, в 2005 году в США было ввезено  товаров из Алжира на сумму 10,8 млрд.долларов, что для США составило 0,6% от ввозимых товаров, причём эта доля выросла в сравнении с 2000 годом в 3 раза. Это однозначно сказывается положительно для алжиро-американских отношений. В Европейский Союз в 2005 году было ввезено товаров на сумму 20 млрд.долларов, что примерно в два раза больше ввозимых товаров в США. А в свою очередь Европейский Союз ввёз в Алжир товаров на сумму 12,9 млрд.долларов. 
По показателям мировой торговли Алжир насчитывает на 2005 год 43,634 млрд.долларов, что в четыре раза превосходит значение на 1990 год, тогда мировая торговля Алжира оценивалась в 11,009 млрд.долларов.

Информация о работе Торговые отношения развивающихся стран