Торговые отношения развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на примере отдельно взятых стран рассмотреть основные аспекты торговли развивающихся стран и выявить прогнозы развития их внешнеторговой деятельности.
Задачи – изучить различия и характерные черты развивающихся стран и какую политику она могут выбрать в зависимости от этих черт, а также рассмотреть внешнеторговую деятельность некоторых стран и, наконец, выявить ожидаемое развитие стран «третьего мира».
Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
1.1.ГРУППЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
1.2.РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
1.3 ВЫБОР ПОЛИТИКИ РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ
2. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
2.1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ АЛЖИРА
2.2. ТОВАРООБМЕН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ НА ПРИМЕРЕ БРАЗИЛИИ И ВЕНЕСУЭЛЫ
2.3.СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЧАДА
3. ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
3.1. ПРОГНОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ДО 2030 ГОДА
3.2.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

торговые отношения развивающихся стран1.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)

     Эта тенденция также находит своё отражение в структуре Бразильского экспорта. На сегодняшний день 60% стоимостного объёма бразильского экспорта приходится на продукцию обрабатывающей промышленности, в основном, это промышленное оборудование и транспорт. В 2006 г. Бразилия экспортировала промышленного оборудования на сумму 10,9 млрд. долл., по сравнению с предыдущим годом прирост экспорта данной продукции составил 27%. Экспорт транспортных средств составил 12,3 млрд. долл., увеличившись в сравнении с 2005 г. на 29%. Сначала эту группу товаров большей частью представляли грузовики, мотоциклы и детали к этим транспортным средствам (в 2006 г. их экспорт общей сложности примерно равнялся 5 млрд. долл.). Начиная с 2000 г., в Бразилии с немецким автомобильным концерном «Mercedes-Benz» и шведским «Volvo» были созданы совместные предприятия по выпуску легковых автомобилей и запчастей к ним. В экспорте транспорта необходимо отметить авиастроение, которое успешно развивается в Бразилии. Вся авиационная и космическая техника на настоящее времени занимает около 3% экспорта. В 2006 г. экспорт легковых автомобилей совместного производства в соседние с Бразилией страны составил 4,5 млрд. долл.

     Вывоз минерального сырья давно уже  не представляет большей значимости. Несмотря на огромные запасы полезных ископаемых, экспорт руды и металлов Бразилии с середины 1980-х гг. и до настоящего времени колеблется в пределах 8 – 11%. В целом, товарная структура экспорта Бразилии довольно разнообразна, – десять наиболее ведущих в ней товаров занимают не боле 36% всего стоимостного объёма экспорта.

     40% бразильской структуры импорта  занимают промышленное оборудование, продукция химической продукции  (за исключением топлива) и  транспорт. Действительно, промышленный  потенциал Бразилии хотя и  возрос существенно, но он всё ещё недостаточен, чтобы полностью обеспечить потребности национальной экономики и внутреннего рынка страны. С ростом потребительских расходов в Бразилии значительно возрос ввоз в страну электротехники, электронного и оптического оборудования. В течение 2000 – 2006 г. темпы роста импорта к предыдущему году всех упомянутых выше видов продукции были стабильны и колебались в зависимости от года и группы товара от 110% до 120%.

     Растущая  экономика Бразилии требует серьёзных  источников энергии. К примеру, с 2004 г. потребление нефти в стране возросло с 1990 тыс. баррелей в день до 2250 в текущем году. Производство нефти в Бразилии в 2004 г. составляло около 1540 тыс. баррелей в день. Учитывая, что природным газом Бразилия также не обеспечена, стране необходим импорт энергоносителей. В 2006 г. импорт нефти и топлива стоил Бразилии в среднем в 25 млрд. долл., при этом в стоимостном объёме импорт увеличился на 25% по сравнению с 2005 г., а в физическом – лишь на 1%. Это говорит о том, что данное увеличение есть следствие резкого повышения цен на нефть в мире. В действительности до начала 70-х годов Бразилия всецело зависела от импорта энергоносителей. После этого, в стране начались работы по разведке и освоению шельфовых нефтяных месторождений, и уже в 80-х годах экспорт нефти и других энергоресурсов в Бразилию начал сокращаться. Тем не менее, до 2007 года Бразилия по-прежнему оставалась импортёром энергоносителей, в том числе и сырой нефти. После открытия в 2007 г. месторождения, способного увеличит нефтяные резервы Бразилии более чем на 50%, прогнозируется, что к 2008 г. Бразилия не только не будет нуждаться в импорте нефти, но и начнёт её экспорт в южноамериканские страны и в США.

     Уже в середине 80-х гг. с увеличением  запасов энергоресурсов Бразилии их импорт замещается преимущественно импортом потребительских товаров и услуг. И хотя в настоящее в связи с ростом внутреннего рынка Бразилии происходит дальнейшее увеличение объёмов импортируемой в страну продукции (табл. 3), снижение объёмов импорта проводится не только в ТЭК. С середины 1990-х гг. в своей внешнеторговой деятельности Бразилия взяла курс на импортозамещение продукции ряда отраслей обрабатывающей промышленности, особенно это применимо к авиа- и машиностроению, а также в области высоких технологий. 

     Таблица 5 

     Бразильские показатели Международных  торговых индексов по товарам и услугам  за 1995, 2000, 2003 – 2006 гг.

Показатель     1995 2000 2003 2004 2005 2006
Экспорт (в ценах 2000 г.), млрд. долл.     46,5 64,3 83,9 96,7 106,5 111,4
Прирост к пред. году, %     - - - 15,3 10,1 4,6
Экспортная  квота, %     8 10 12,4 13,5 14,4 14,6
Импорт (в ценах 2000 г.), млрд. долл.     66,5 75,7 66,5 76,2 83,3 98,3
Прирост к пред. году, %     - - - 14,6 9,3 12,9
Импортная квота, %     11,4 11,7 9,8 10,6 11,3 12,9
Внешнеторговый  оборот, млрд. долл.     113 140 150,4 172,9 189,8 209,7
ВВП* (в ценах 2000 г.), млрд. долл.     582,9 644,5 677,9 716,5 737,3 764,6

 
 

     По  показателям торговых индексов видно, что ситуация для Бразилии во внешней  торговле существенно улучшилась после  того, как стране удалось оправиться после последствий азиатского и латиноамериканского экономических кризисов. Заметно, что в 2004 г. цена товаров и услуг, экспортируемых Бразилией на внешние рынки начинает снова возрастать (темпы роста стоимостного индекса экспортных товаров и услуг увеличиваются); одновременно с этим происходит уменьшение объёмов их поставок (темпы роста физического объёма экспорта снижаются). По импорту наблюдается диаметрально противоположная ситуация. Благодаря этому, с 2004 г. условия торговли Бразилии на мировом рынке начинают улучшаться. Эту положительную тенденцию во внешней торговле подтверждает тот факт, что цены на экспортные товары и услуги Бразилии возрастают быстрее цен на импортные.

     Ещё одной важной особенностью внешнеторговой политики республики является последовательная диверсификация не только структуры её экспорта, но и торговых связей. Так, данный процесс получил развитие в 1960 – 1980 гг., когда Бразилия существенно расширяла свои внешнеэкономические связи – доля США сократилась, доля Западной Европы возросла, а экспорт Бразилии в страны Латинской Америки за этот период увеличился более чем в два раза. Во второй половине 1970-х начал увеличиваться товарооборот со странами Восточной Европы, азиатскими и африканскими государствами. В рамках этого подхода с 1960 гг. внешняя политика Бразилии была также нацелена на ослабление односторонней зависимости от американской экономики, с 1970 по 1980 гг. доля США во внешнеторговом обороте Бразилии снизилась с 30% до 19%. Но тяжёлое положение бразильской экономики в 1980-х гг. подтолкнуло правительство страны к усилению привилегий в отношении импорта из США и экспорту в эту страну ряда своих товаров по заниженным ценам в обмен на финансовую помощь Соединённых Штатов Бразилии.

     На  начало 1990-х гг. доля США в бразильском товарообороте вернулась к уровню 1970-х гг. По мере экономического преодоления экономического спада и укрепления позиций Бразилии на мировой арене во внешней торговле страна продолжила выбранный ранее курс. На сегодняшний день США, конечно же, продолжают оставаться лидирующим торговым партнёром Бразилии как по экспорту, так и в импорте. Однако на сегодняшний день географическая структура торговых связей крайне диверсифицирована, во-первых, потому что доля ведущих торговых партнёров составляют не более 50%, а во-вторых, так как в этой структуре представлены все регионы мира.

     С середины 1990-х гг. значительно усилились  внешнеэкономические связи Бразилии со странами Азии, главным образом  с КНР. Страна и ввозит оттуда потребительские  товары и экспортирует в Китай руды металлов и прочее минеральное сырьё. Также Бразилия является поставщиком железа и стали, которые преимущественно экспортируются в США. Кроме того, в эту страну Бразилия ввозит грузовой автотранспорт и оборудование, применяемое в тяжёлой промышленности. Из США Бразилия завозит к себе легковые автомобили, электронное и оптическое оборудование. Страны ЕС традиционно являются для Бразилии основными покупателями её с/х продукции и, наряду с США, авиатехники. Для Бразилии же они – поставщики оборудования, используемого в машиностроении, лёгкой и химической промышленности. Исходя из географической структуры импорта (рис. 2.2) можно сказать, что страны Африки являются для Бразилии важнейшими поставщиками энергоносителей. В 2006 г. в страну из Нигерии и Алжира было импортировано сырой нефти и первичных нефтепродуктов на сумму примерно 7 млрд. долл.

     С 1995 г. по 2005г. Бразилия практически в  три раза увеличила свой товарооборот со странами Латинской Америки и  Карибского бассейна. Главным партнёром страны внутри региона является Аргентина. Между двумя этими странами существует давняя внутриотраслевая торговля в области с/х и лёгкой промышленности. Помимо этого, Аргентина остаётся для Бразилии крупным рынком сбыта промышленного оборудования. Аргентина же экспортирует в Бразилию природный газ и продукцию машиностроения. Из-за масштабного кризиса в экономике Аргентины в 2001 – 2002 гг., товарообмен Бразилии с этой южноамериканской страной резко сократился. Так в 2002 г. по сравнению с предыдущим годом объём бразильского экспорта в Аргентину снизился на 2,6 млрд. Затем после того, как кризис и его последствия были устранены, товарооборот с Аргентиной вновь возвратился на прежний уровень в 8%– 9%.

     Венесуэла - полноправный участник мирового торгового  процесса. Страна является очень важным поставщиком природных ресурсов на мировой рынок.

     В начале 1990-х годов Венесуэла занимала восьмое место среди ведущих  производителей и такое же среди  стран – экспортеров сырой  нефти. В 1993 г. добыча составила 127.8 млн. тонн нефти, т.е. значительно меньше, чем в 1973 г. (176 млн. тонн); после 1973 г. правительство приняло решение о сокращении добычи с целью сохранения ресурсов. Около трех четвертей добытой в стране сырой нефти приходится на нефтеносный район Маракайбо. Другие крупные месторождения, дающие около пятой части нефтедобычи, расположены в восточных штатах Монагас и Ансоатеги. До 1976 г. господствующее положение в нефтяной промышленности занимали иностранные корпорации. На долю трех самых крупных из них – «Креол» («Экссон»), «Ройял датч шелл» и «Галф ойл корпорейшн» – приходилось около 80% всей сырой и очищенной нефти. В 1976 г. иностранные нефтяные компании были национализированы. С тех пор ведущей в этой отрасли является государственный холдинг «Петролеос де Венесуэла» (филиалом которой стала «Нефтяная корпорация Венесуэлы» ВНК). В 1994 г. разведанные ресурсы сырой нефти в Венесуэле оценивались в 8.6 млрд. тонн. Однако значительная часть этой нефти принадлежит к тяжелым сортам и представляет трудности для переработки. В 1983 г. «Петролеос де Венесуэла» приобрела 50% акций крупного нефтеочистительного и нефтехимического комплекса, принадлежащего немецкой компании; предприятия этого комплекса могут перерабатывать 6 млн. тонн тяжелой нефти в год. Венесуэла располагает также огромными ресурсами тяжелой нефти в виде 65-километровой полосы битуминозных песков, тянущейся вдоль северного борта долины реки Ориноко на расстояние 625 км. В конце 1970-х годов «Петролеос де Венесуэла» начала разрабатывать проекты освоения этих ресурсов. Хотя непосредственно на предприятиях нефтяной промышленности занято (по данным на 1992) менее 2% экономически активного населения, производство и очистка нефти дают около 21% национального дохода, 70% поступлений в бюджет и 90% доходов от экспорта.

     Располагая  огромными запасами нефти, Венесуэла, кроме того, является крупнейшим производителем железной руды (ее добыча в 1993 г. составила 16.8 млн. тонн). Основные залежи руды сосредоточены  в штате Боливар, расположенном  в центральной части страны при слиянии рек Ориноко и Карони. До 1975 г. американские компании владели многими крупными рудниками, которые позднее были национализированы. В середине 1970-х годов были открыты крупнейшие месторождения бокситов и каменного угля. Главные залежи бокситов находятся в горах на западе штата Боливар, к югу от города Ла-Урбана и на территории венесуэльской Гуаяны на востоке штата Боливар. Освоение этих месторождений должно сделать Венесуэлу одним из крупнейших производителей алюминия в мире; к концу 1980-х годов страна уже поставляла большую часть сырья, необходимого для растущей алюминиевой промышленности. Основные месторождения каменного угля, запасы которых оцениваются в миллиард тонн, расположены к северо-западу от Маракайбо. Из других полезных ископаемых следует отметить разработки золота и алмазов в районе венесуэльской Гуаяны.

     В начале 1990-х на долю аграрного сектора  приходилось лишь около 5% национального  дохода; такое соотношение создает  ошибочное впечатление высокоразвитой экономики. До того, как была открыта нефть, основные статьи венесуэльского экспорта составляли кофе, какао, скот, шкуры и прочее; однако к 1950 году, после того, как в течение многих лет сельскому хозяйству вообще не уделялось внимания, более трети пищевых продуктов приходилось импортировать. С начала 1950-х до середины 1970-х годов сельскохозяйственное производство значительно выросло. В интервале с 1961 г. по 1975 г. производство продуктов питания почти удвоилось, хотя доля сельскохозяйственных рабочих сократилась с одной трети до одной пятой общего количества занятых в хозяйстве Венесуэлы. Это позволило сократить импорт до 7% необходимого объема пищевых продуктов. Позднее рост сельскохозяйственного производства замедлился, составив 24% за 12 лет с 1975 по 1987 гг., тогда как численность населения продолжала быстро увеличиваться. В результате количество продуктов на душу населения упало на 14%, и в 1987 г. Венесуэла была вынуждена ввозить почти треть необходимого продовольствия.

     Наиболее  плодородные сельскохозяйственные земли Венесуэлы расположены вокруг озера Валенсия, в межгорных долинах Анд и на юге бассейна озера Маракайбо. Обширные области степей и саванн в центральной части страны долгое время использовались преимущественно для скотоводства, однако после постройки крупных оросительных сооружений здесь стали выращивать рис, кукурузу и другие культуры. Основными экспортными культурами Венесуэлы сегодня являются кофе и какао. Кукуруза, рис и бобы выращиваются исключительно для внутреннего потребления. В 2002 году объем сельскохозяйственной продукции (по отношению к ВВП) вырос на 5% по сравнению с 2001 годом. Хотя страна не имеет достаточно технических возможностей для производства конкурентоспособных на мировом рынке продуктов сельского хозяйства, Венесуэла обеспечивает большую часть внутреннего спроса населения на продукты питания.

Информация о работе Торговые отношения развивающихся стран