Транспорт и связь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

По мере технической оснащенности транспорта открываются новые возможности решения социальных задач в обществе. Транспорт облегчает производственную деятельность человека, все больше вытесняя физический труд из сферы производства и обращения продукции. Благодаря транспорту растут культурные связи между народами, расширяется обмен культурными ценностями, увеличиваются туристические поездки, более интенсивным становится обмен специалистами в области техники, науки, культуры, искусства, спорта.

Содержание

Введение 3
1. Транспорт 4
2. Связь 16
Заключение 21
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

Транспорт и связь.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

 

Транспорт — одна из базовых  отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь  всех ее элементов. Велико влияние транспортных издержек на себестоимость и цены товаров. Транспорт выступает в  качестве важнейшего условия освоения природных ресурсов, материальной основы для экономической интеграции промышленного и сельскохозяйственного производства. Одновременно транспорту принадлежит огромная роль в расширении экономических связей на межгосударственном уровне.

По мере технической  оснащенности транспорта открываются  новые возможности решения социальных задач в обществе. Транспорт облегчает  производственную деятельность человека, все больше вытесняя физический труд из сферы производства и обращения  продукции. Благодаря транспорту растут культурные связи между народами, расширяется обмен культурными ценностями, увеличиваются туристические поездки, более интенсивным становится обмен специалистами в области техники, науки, культуры, искусства, спорта.

Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения.

Развитие систем связи  и информатизации стало одним  из важнейших приоритетов научно-технической  и экономической политики Республики Беларусь. В условиях формирования рыночной экономики возросла потребность в высококачественных, на уровне мировых стандартов, услугах связи. За период 1991—2011 гг. доля отрасли «Связь» в структуре валового внутреннего продукта страны увеличилась с 1,0 до 2,0 %.

 

1. Транспорт

 

Транспортный комплекс Республики Беларусь — совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.

Разработку приоритетных направлений развития транспорта и государственное регулирование деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Оно организует разработку научно обоснованных концепций и программ развития в республике промышленного, железнодорожного, автомобильного транспорта, морского, торгового и речного флота и дорожного хозяйства, обеспечивает взаимодействие различных видов транспорта, развитие международного сотрудничества в области транспорта. Управление предприятиями железнодорожного транспорта проводит Белорусская железная дорога, предприятиями гражданской авиации — Государственный комитет по авиации Республики Беларусь, городским транспортом — местная исполнительная власть.

Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются  такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте — 8,4 %, в основных фондах страны — 15,4, структуре инвестиций в основной капитал — 11,5 %. В транспортном комплексе трудится 6,1 % занятых в экономике (2011 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6 % производимой электроэнергии, 66 % бензина, 52 % дизельного топлива.

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного транспортного обслуживания населения. Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна, фирмы и т.п.). Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных  путей сообщения. Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный, гужевой.

К транспортному комплексу  предъявляются следующие требования:

  • наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров;
  • повышение экономичности перевозочных процессов;
  • сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров;
  • обеспечение интенсивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий или других неблагоприятных факторов;
  • повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров, обеспечение полной сохранности перевозимых грузов, безопасности движения.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем  перевозок (отправлений) грузов, объем  перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки  грузов — объем грузов в тоннах, перевезенных на транспортных средствах страны; по всем видам объем перевезенных грузов отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — момент прибытия). Перевозки пассажиров - количество пассажиров, отправленных всеми видами сообщения. Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние его перевозки в километрах; измеряется в тонно-километрах (т км). Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые были перевезены пассажиры; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км).

Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.

До 1990-х годов перевозки грузов и размер грузооборота увеличивались, что обусловливалось наращиванием объемов производства практически во всех секторах экономики. Разрушение единой транспортной системы бывшего СССР, значительный спад производства в начале 1990-х годов, снижение реальных доходов населения, а также другие негативные процессы в экономической, политической и социальной сферах привели к сокращению спроса на услуги всех видов транспорта. В итоге количество перевезенных грузов за 1991—2003 гг. уменьшилось в 2,9 раза, а объем грузооборота — в 1,3 раза. Одновременно происходили глубокие изменения в структуре перевозки грузов: резко уменьшилась доля автомобильного транспорта, несколько возросла доля железнодорожного и существенно увеличилась доля трубопроводного транспорта, который работает наиболее стабильно.

Сокращение объемов перевозок грузов связано также с изменениями в направлении экспортно-импортных операций со странами СНГ и Балтии. Существенно уменьшились объемы ввоза (импорта) нефти и нефтепродуктов, дизельного топлива, топочного мазута, угля, проката черных металлов, пиломатериалов и деловой древесины, многих видов сырья. Развитие рыночных отношений в свою очередь определяло спрос и уменьшение экспорта белорусской продукции в республики бывшего СССР: автомобильного бензина, топочного мазута, минеральных удобрений, грузовых автомобилей, тракторов, стекла строительного, мясомолочных продуктов, картофеля, другой сельхозпродукции.

Создание дополнительного числа  пограничных переходов, таможенных структур, формирование каждым государством СНГ собственной тарифной политики повлекло за собой существенное увеличение расходов на перевозку грузов, замедление процессов транспортировки, усложнило реализацию продукции, нарушило торгово-экономические связи. В результате доля транспортной составляющей в цене товара резко повысилась, что в определенной мере повлияло на снижение объемов производства и перевозок.

Перевозки пассажиров и пассажирооборот также сократились, но в гораздо меньших масштабах, причем это имело место на первом этапе (1991—1995 гг.). При этом в абсолютном и относительном измерениях возросла роль метрополитена, на втором этапе (1996—2003 гг.) — троллейбуса и трамвая. Для значительной части населения из-за низких доходов и высоких пассажирских тарифов стали труднодоступными услуги таксомоторного транспорта, воздушного, междугородного и пригородного автобусного. Возросла роль железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров в пригородном и междугородном сообщении (2003-2011 гг.).

При анализе перевозки грузов и  пассажиров весьма важна оценка состояния  материально-технической базы транспорта. Основными натуральными измерителями, позволяющими оценить степень развития транспортной инфраструктуры, служат показатели наличного подвижного состава  и обеспеченности территории страны путями сообщения (эксплуатационная длина путей сообщения, плотность путей сообщения).

Качественными характеристиками основных фондов в отраслях транспортного  комплекса являются такие параметры, как уровень внедрения прогрессивного грузового подвижного состава, контейнеров  и технологий на транспорте общего пользования; степень внедрения прогрессивного пассажирского подвижного состава на транспорте общего пользования; потребление (топлива, автобензина, электроэнергии и т.д.) организациями транспорта общего пользования и ведомственным автотранспортом; технологические показатели отдельных видов путей сообщения; уровень аварийности на автотранспорте.

За период 1990—2011 гг. заметно уменьшился грузовой подвижной состав по основным его видам (исключение составило количество грузовых автомобилей, находящихся в собственности граждан). Так, парк грузовых автомобилей общего пользования сократился в 4 раза, также значительно сократился парк железнодорожных вагонов и количество речных грузовых судов.

В группе пассажирского подвижного состава заметно снизилось количество автобусов общего пользования (на 36,5 %), троллейбусов (на 4,4 %), трамвайных вагонов (на 26,5 %), таксомоторов общего пользования (в 2,4 раза). При этом в несколько раз возросло количество легковых автомобилей в личной собственности (в 2,8 раза), служебных легковых автомобилей (в 1,6 раза), количество вагонов метрополитена (в 1,8 раза).

Развитие и совершенствование  транспортной инфраструктуры наиболее интенсивно протекало в автомобильной  сети, где длина и плотность  дорог с твердым покрытием  возросли за 1991—2011 гг. в 1,5 раза, увеличилась протяженность метрополитенных путей (в 1,5 раза), троллейбусных путей (на 9,6 %), сети магистральных трубопроводов (за 1995—2011 гг. рост на 21,1 %). Вместе с тем сократилась эксплуатационная длина железнодорожных и внутренних водных путей.

Материально-техническая база транспортного  комплекса требует к себе особого  внимания, так как от ее состояния  зависит надежность и безопасность перевозки грузов и пассажиров. В  этой связи необходимо отметить позитивную тенденцию к росту доли транспорта в структуре инвестиций в основной капитал среди других отраслей экономики: в 1990 г. она составляла 5,9 % , а в 2011 г. — 11,5 % . Основными источниками финансирования капитальных вложений были привлеченные средства и в меньшей степени средства предприятий и организаций.

Однако снижение общей  инвестиционной активности и эффективности  использования инвестиций по основным видам транспорта (железнодорожному и автомобильному) обусловливает  увеличение износа основных фондов. По состоянию на начало 2011 г. износ основных фондов в целом по транспорту Беларуси составил 47 % , в железнодорожном — 59,6, автомобильном — 57,2 % . Уменьшение объема ввода в действие новых производственных мощностей также ускоряет старение основных фондов, о чем свидетельствует сокращение коэффициентов выбытия и обновления основных фондов за 1996—2011 гг. Поэтому одним из главных направлений развития транспортного комплекса является активизация инвестиционной деятельности, переоснащение парка подвижного состава транспортными средствами, соответствующими мировым требованиям по безопасности, надежности, комфортабельности, ресурсосбережению и другим эксплуатационным характеристикам.

Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. Он отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков разнообразных грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния. Железнодорожный транспорт имеет и другие достоинства: это транспорт, бесперебойно работающий круглый год, в любых природных условиях, не зависящий от капризов погоды; он имеет потенциально высокую скорость движения (хотя сегодня средняя скорость по железным дорогам невелика — грузового поезда около 40 км/ч). Все это делает железнодорожный транспорт привлекательным для пассажиров и хозяйствующих субъектов.

В Республике Беларусь грузооборот  железнодорожного транспорта в 2011 г. составил 38,4 млрд т/км (83 % всех выполняемых в республике грузовых перевозок без учета трубопроводного транспорта), пассажирооборот — 13,3 млрд пассажиро-км (почти 47,2 % пассажирских перевозок). Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси — 5,5 тыс. км, в том числе двухпутных — 1,6 тыс. км (28,5 %), из которых более половины (0,9 тыс. км) электрифицированы. Кроме того, около 4 тыс. км приходится на подъездные железнодорожные пути промышленных предприятий и организаций.

Железнодорожный транспорт  используется для пассажирских и  грузовых перевозок прежде всего  на большие расстояния, для самых  массовых перевозок на средние расстояния. В районах крупного промышленного производства по железным дорогам осуществляются местные перевозки на небольшие расстояния. С 1992 г. отмечается рост перевозок (прежде всего пассажирских) на небольшие и средние расстояния. В итоге возросла доля железнодорожного транспорта в пассажирообороте транспорта общего пользования.

Информация о работе Транспорт и связь