Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования - процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Трансформационная экономика.docx

— 103.37 Кб (Скачать файл)

В Беларуси наблюдается поступательный рост реальных денежных доходов населения, в стране заметно сократилась доля малообеспеченных людей. Согласно докладу ООН 2011 года о развитии человека по индексу многомерной бедности (ИМБ), который рассчитан в отношении 108 государств, Беларусь с нулевым показателем ИМБ вместе со Словакией и Словенией возглавляет мировой рейтинг.

Беларусь является одним из мировых лидеров по уровню финансирования сферы образования: на эти цели из бюджета ежегодно выделяется около 6% ВВП. Количество студентов в расчете на 10 тыс. человек населения в Беларуси составляет 467 человек. По данному показателю Беларусь опережает ряд западноевропейских стран и вслед за Россией занимает второе место среди стран СНГ.

Одним из приоритетов социально-экономической политики Беларуси является также здравоохранение. По данным отчета ВОЗ "Мировая статистика здравоохранения 2012" Беларусь занимает 5-е место в мире по количеству врачей – 53,6 на 1000 населения.

Младенческая смертность в Беларуси снижена до уровня 4 случаев на 1000 рождений (сравнима с уровнем «старых» членов ЕС и на 0,3% меньше, чем в Швейцарии). Данный показатель не только лучший среди стран СНГ, но и демонстрирует наибольшую динамику снижения. Наша страна досрочно достигла четвертой Цели развития тысячелетия ООН – «сокращение смертности среди детей в возрасте до 5 лет на две трети по сравнению с 1990 годом».

Беларусь уверенно опережает все страны СНГ по индексу экологических достижений и по показателю доли внедренных возобновляемых источников энергии в общем энергетическом балансе страны.

Беларусь занимает 52-е место в мире по Индексу развития информационно-коммуникационных технологий. Абсолютное значение индекса за последние 3 года выросло с 3,93 до 5,01, что позволило Беларуси войти в категорию десяти наиболее динамичных стран.

Согласно последним данным ООН Беларусь превосходит все страны СНГ и такие развитые государства как Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Швейцария, Франция, Япония по уровню представленности женщин в Парламенте и занимает 22 место в мировом рейтинге.

В регионе СНГ Беларусь удерживает стабильно лидирующие позиции в области химии и нефтехимии, сельскохозяйственном и автомобильном машиностроении, агропромышленном комплексе, легкой промышленности, по отдельным направлениям развития информационно-коммуникационных технологий. Беларусь поставила пред собой амбициозную задачу – стать активным участником международного рынка информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, в сфере разработки программного обеспечения. По экспорту ИТ-услуг на душу населения Беларусь опережает все страны СНГ, догоняя по этому показателю Индию. Имеются значительные наработки в сфере высоких технологий: в частности, в производстве оптических и лазерных приборов, автоматизированных систем управления.

Торговые отношения Беларусь поддерживает более чем со 180 государствами мира.

Даже в сложной для народного хозяйства страны ситуации, вызванной, прежде всего, ростом цен на импортируемые энергоносители и валютным дисбалансом, в 2011 году в Беларуси не произошло спада производства.

За последние 17 лет рост экономического и научно-технического потенциала страны обусловил устойчивое увеличение объемов товарооборота. В 1995 году объем внешней торговли товарами Беларуси составил 10,3 млрд. долларов, в 2000 году – 16,0 млрд. долларов, а в 2011 году оборот достиг 86,4 млрд. долларов.

Доля России во внешнеторговом обороте Беларуси составляет около 45%. Вторым по объему внешнеторгового оборота партнером Беларуси является Европейский союз. По итогам 2011 года на долю России пришлось 34% экспорта, а на долю ЕС – 39%. На долю остальных стран СНГ приходится 14%.

По информации Национального статистического комитета, за январь-март 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года валовой внутренний продукт Беларуси вырос на 3 %, а объемы промышленного производства – на 8,3%.

По состоянию на 1 апреля 2012 года объем внешней торговли товарами составил 129%, в том числе экспорт товаров и услуг вырос на 53,3% по сравнению с соответствующим периодом 2011 года.

В отчете ООН по успехам стран в деле телекоммуникационной инфраструктуры по сравнению с 2008 годом страна переместилась с 84-го на 48-е место (36 позиций). [4, c.55]

Официально провозглашенная политической властью цель реформирования народного хозяйства Беларуси — это построение социально ориентированной рыночной экономики. В ее основу положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, системы мощной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; формирование конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ею роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности государства путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.

В настоящее время Республика Беларусь находится на начальном этапе перехода к постиндустриальному обществу и трансформации хозяйства страны в социально ориентированную рыночную экономику. Формирование реальных рыночных отношений осложняется не только наследием централизованно управляемой экономики, но и сохранением в белорусском обществе коллективистских начал, отсутствием развитой частной земельной собственности, эффективной системы местного самоуправления, преобладанием вертикальных связей (государство – индивид) над горизонтальными (индивид — индивид).

Большой процент белорусского народа психологически ориентирован на первостепенную ценность государства и надеется на проявление заботы о своем благосостоянии с его стороны. Преодолеть эти убеждения в короткие сроки вряд ли представляется возможным. Поэтому требуется длительный период для создания полноценной рыночной экономики, результатом которой должны быть новая производственная и социально-экономическая структура общества, новая система мотивации и высокая эффективность производства как одна из основ роста всеобщего благосостояния.

Главной стратегической целью социально-экономических преобразований в Республике Беларусь является повышение жизненного уровня народа с постепенным его приближением к уровню высокоразвитых европейских государств на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития. В период до 2015 г. предусматривается заложить основы создания нового постиндустриального общества и сформировать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.

Участвуя в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Беларуси, России и Казахстана, наша страна практически становится «западными воротами» для зарубежного бизнеса: иностранный инвестор получает новую и масштабную возможность – работать на 170-миллионном рынке трех государств. На этом пространстве действуют равные условия для предприятий, обеспечивается свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В Беларуси проводятся обширные реформы, направленные на радикальную либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны.

Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,1% от ВВП, то есть практически каждый третий рубль является инвестиционным.

По индексу легкости ведения бизнеса из 183 стран, охваченных исследованием Всемирного банка «Doing Business-2011», Беларусь за два года поднялась почти на пятьдесят позиций и заняла 68-е место. Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов за последние пять лет и замыкает тройку наиболее активных реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса.

В настоящее время действуют 52 соглашения об избежании двойного налогообложения и 49 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Австрией, Великобританией, Германией, Италией, Китаем, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Чехией, Швецией, Швейцарией, Финляндией, Южной Кореей и др.

Топ-10 стран-доноров прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Республику Беларусь в 2012 году: Россия, Великобритания, Украина, Кипр, Италия, Германия, США, Литва, Нидерланды, Польша.

ПИИ на чистой основе за 2011 год составили порядка 4 млрд. долларов США.

Так же отметим, что резидентами Беларуси являются крупнейшие и наиболее авторитетные поставщики услуг ИТ-аутсорсинга в Восточной Европе и странах СНГ, в частности, EPAM Systems и IBA. [12, c.13]

3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ  ЭКОНОМИКЕ

         3.1 Методы государственного регулирования трансформационной    

         экономики

 

Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода (в частности, в Беларуси) обусловлена рядом причин. Во-первых, прежний сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие ее развала. Возникает необходимость в формировании новой системы государственного управления. Во-вторых, в нашей стране существует многовековая традиция сильной государственной власти. В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора, доставшийся в наследство от КАС. В-четвертых, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно: он нуждается в государственном регулировании. В-пятых, становление рыночной экономики требует длительного периода времени. В этих условиях государственное управление, особенно на начальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов. В-шестых, макроэкономические реформы, инициатором которых является само государство, не могут быть осуществлены без его активного участия. В-седьмых, государство, несмотря на недостатки КАС, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования и только оно способно обеспечить социальную защиту населения и др. 
         Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства государства, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, роли в экономике.

В переходной экономике роль государства принципиально отличается от его роли и в командной, и в рыночной экономике. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно сокращает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности невелики. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в КАС, с другой — оно должно быть более весомым, чем в развитой рыночной экономике.

Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, смена методов поддержки малого бизнеса, реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой экономике выполняют другие рыночные субъекты, например в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.

Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов. Механизм включает:

    • цели государственного регулирования (стратегические и текущие);
    • методы регулирования (административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые);
    • формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы- прогнозы);
    • субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);
    • объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.).

Государство в трансформационной экономике выполняет те функции, что и в любой другой экономической системе: осуществляет производство общественных благ, защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды); регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь), сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста. Вместе с тем одной из основных его функций становится целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Эта задача очень сложная и решается белорусским государством впервые. В странах с развитой рыночной экономикой ее реализация происходила путем эволюционного совершенствования складывающихся товарно-денежных отношений. В постсоциалистических государствах данный процесс идет параллельно с разрушением КАС. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудость государственных финансов создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики. [7, c.151]

Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные методы регулирования. На начальном этапе преобладают первые из них, что обусловлено следующими причинами: во-первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия; во-вторых, рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, в полной мере еще не создана; в-третьих, глубокий кризис, характерный для начального этапа переходного периода, может быть преодолен только при прямом воздействии государства.

Информация о работе Трансформационная экономика: понятие, основные черты и особенности в Республике Беларусь