Управление вертикальными конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка рекомендаций по управлению вертикальными конфликтами в ОАО «МРСК Волги».
Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи:
изучить научную литературу по проблеме исследования;
уточнить понятие «конфликт», его значение;
проанализировать управление вертикальными конфликтами в организации;
разработать организационно- кадровую характеристику ОАО «МРСК Волги»;

Вложенные файлы: 1 файл

Богданов Управление вертикальными конфликтами.docx

— 139.97 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Анализ управления вертикальными конфликтами в

ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго»

 

В процессе работы довольно часто приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Каждый сотрудник периодически является участником или свидетелем конфликта. Но каждый работник ведет себя по-разному в одинаковой ситуации. На это влияет как личные качества работника, так и его отношение к сложившейся ситуации.

Используя метод наблюдения за работниками  ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» мы пришли к выводу, что наиболее часто встречающийся вертикальный конфликт в данной организации является конфликт между генеральным директором и начальником технического отдела.

Существует  множество подходов к диагностике выявления уровня конфликтности между члена трудового коллектива в организации посредством опросников и анкет, из которого мы выбрали тест «Конфликтный ли вы человек» (вопросы теста представлены в Приложении Б).

Данный  тест мы предложили заполнить генеральному директору и начальнику технического отдела, получив и обработав результаты тестирования, были получены следующие данные. Результаты приведены в таблице 4.

Таблица 4 – Уровень конфликтности сотрудников ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго»

Должность сотрудника

Количество набранных

баллов (максимальное

значение – 44 балла)

Генеральный директор

32

Начальник технического отдела

38


 

По данным таблицы видно, что уровень конфликтности  у генерального директора ниже (32 балла), чем у начальника технического отдела (38 баллов).

По данным можно также сделать вывод, что  и генеральный директор, и начальник  технического отдела тактичные люди, к конфликтам относятся отрицательно, стараются их избежать, умеют находить компромисс.

На следующем  этапе исследования причин возникновения  вертикальных конфликтов межу субъектам конфликта: генеральным директором и начальником технического отдела было предложено им заполнить тест межличностных отношений Т.Лири, который даёт возможность определить преобладающий тип отношения личности к окружающим (вопросы теста представлены в Приложении В).

В результате подсчёта баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику, получены следующие данные.

По специальной  формуле были определены показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Было  выявлено, что при взаимодействии с окружающими начальник технического отдела чаще всего прибегает к следующей манере поведения, относящаяся к «V. Подчиняемый» по тесту Т.Лири, который характеризуется такими качествами как: покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

В свою очередь  результаты по тесту Т.Лири генерального директора свидетельствуют о том, что чаще всего он прибегает при взаимодействии с подчиненными к авторитарному стилю(«I. Авторитарный» по Т.Лири), что характеризуется диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

На следующем  этапе исследования мы провели интервью с начальником технического отдела на предмет выявления причин его конфликтов с генеральным директором. К наиболее острым противоречиям между ним и генеральным директором он обозначил следующие:

  • несовершенство организационной структуры управления: информация, которая поступает от генерального директора до начальников структурных подразделений поступает несвоевременно, из-за этого часто возникают недоразумения, не соблюдаются сроки исполнений приказов и распоряжений;
  • нечеткое распределение прав и обязанностей, часто приходится выполнять несвойственные задачи, что негативно сказывается на своих прямых обязанностях, ухудшается качество выполнения работ, не соблюдаются сроки исполнения;
  • неудовлетворительная организация труда: рабочие места не оборудованы в соответствии с требованиями по технике безопасности;
  • дефицит в обеспечении необходимыми средствами и оборудованием, наблюдается острая  нехватка технического оборудования для выполнения должностных обязанностей, что является поводом для конфликта с генеральным директором;
  • нарушение режима труда и отдыха, часто приходится задерживаться на работе, чтобы выполнить все задания, причем сверхурочная работа не оплачивается;
  • отсутствие гласности и прозрачности в начислении заработной платы, много конфликтов возникают на почве несправедливого премирования одних и депримирования других работников без объективных на то причин;
  • некорректность заданий, что затрудняет их выполнение: производственные задачи не понятны в формулировках, выполнение их производится в авральном порядке.

В большинстве  случаев конфликтные ситуации, возникающие  между генеральным директором и начальником технического отдела, вызваны неверными действиями руководителя. Таким образом,   он не предотвращает конфликт, а провоцирует его.

Конфликтные ситуации, возникающие в ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», воздействуют на эффективность и качество выполнения сотрудниками своих обязанностей. Для снижения количества деструктивных вертикальных конфликтов в организации,  необходимо разработать рекомендации по управлению вертикальными конфликтами.

 

 

2.3 Рекомендации по управлению вертикальными конфликтами

в ОАО «МРСК  Волги»

 

В предыдущем параграфе мы проанализировали уровень  конфликтности в ОАО «МРСК  Волги» - «Оренбургэнерго», выявили  причины их возникновения и пришли к выводу, что наиболее часто встречающийся конфликт на предприятии является конфликт между генеральным директором и начальником технического отдела. Генеральный директор часто сам выступает в роли инициатора конфликта.

Генеральный директор использует неэффективные методы управления вертикальными конфликтами, что приводит к усилению конфликта. Ему необходимо использовать такие методы управления конфликтами, которые приведут к быстрому разрешению конфликтов без негативных последствий.

В целях  совершенствования управления вертикальными  конфликтами в ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» можно предложить проведение следующих мероприятий:

  1. С целью оптимизации существующего документооборота в организации вменить в обязанности начальника отдела кадров проработать вопрос и предоставить проект на рассмотрение генеральному директору в срок до сентября 2012 года о внедрении на предприятие электронного документооборота, что будет способствовать наиболее быстрому доведению информации, поступающего от генерального директора до исполнителей: начальников структурных подразделений, в том числе до начальника технического отдела. В результате внедрения электронного документооборота  информация будет доводиться своевременно, будут соблюдены сроки исполнения производственных заданий.
  2. Издать приказ о пересмотре должностных инструкций руководителей структурных подразделений с целью пересмотра их должностных обязанностей. Вменить в обязанности начальника отдела кадров пересмотреть должностные инструкции руководителей структурных подразделений в срок до ноября текущего года, в которых четко прописать их права и обязанности. Контроль за исполнением данного приказа оставить за генеральным директором.
  3. Провести проверку внутри организации на предмет соответствия рабочих мест требованиям охраны труда и техники безопасности. За организации, координацию и результаты проверки назначить ответственного инженера по ОТи ТБ. Результаты проверки и рекомендации по устранению, выявленных нарушений предоставить инженеру по ОТ и ТБ генеральному директору не позднее октября 2012 года.
  4. Начальникам всех структурных подразделений подготовить список необходимых средств труда, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей работников и осуществление функций отдела и примерную смету на их приобретение в срок до августа 2012 года и предоставить их начальнику отдела материально – технического снабжения. Начальнику отдела материально – технического снабжения подготовить смету и перечень необходимых средств труда (оборудования), обсудить с главным бухгалтером финансовую возможность их приобретения в текущем году и предоставить смету и перечень средств труда на утверждение генеральному директору.
  5. Начальнику отдела кадров пересмотреть действующее Положение «Об оплате труда», пересмотреть вопросы начисления премий и бонусов работникам за эффективное выполнениями ими своих трудовых обязанностей, совместно с генеральным директором обсудить вопрос о гласности и прозрачности системы начисления заработной платы с внесением изменений в действующее Положение «Об оплате труда».

Таким образом, для совершенствования  управления вертикальными конфликтами в ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», можно предложить следующие рекомендации:

  1. Рассмотреть вопрос о внедрении на предприятие электронного документооборота.
  2. Пересмотреть должностные инструкции начальников структурных подразделений на предмет их должностных обязанностей.
  3. Провести проверку в организации на соответствие рабочих мест работников требованиям охраны труда и техники безопасности.
  4. Разработать смету на приобретение средств труда для работников организации.
  5. Внести коррективы в действующее Положение «Об оплате труда».

Проведение данных мероприятий  повысит эффективность управления вертикальными конфликтами в ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго». 

Заключение

 

 

Управление  конфликтами – это процесс  целенаправленного воздействия  руководителя на персонал организации  для нейтрализации причин конфликта  и достижения оптимального социально-психологического климата в коллективе.

Управление  вертикальными конфликтами  направлено на предотвращение конфликтной ситуации или конструктивном ее завершении между руководителями и подчиненными.  Некомпетентное использование методов управления вертикальными конфликтами может привести к усилению конфликта, а из этого следует  ухудшение атмосферы в коллективе и снижение эффективности выполняемой работы. 

В первой главе исследования были рассмотрены вопросы управления вертикальными конфликтами, изучение методов управления вертикальными конфликтами и стратегий выхода из конфликта.

Управление вертикальными конфликтом требует от руководителей высокой компетентности в отдельных разделах психологии, которая обеспечивает решение задач организации рационального взаимодействия людей в условиях психологической напряженности.

Проведенный анализ деятельности по управлению вертикальными конфликтами ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», показал, что в процессе деятельности часто возникают разногласия между руководящим персоналом и подчиненными, которые перерастают в вертикальные конфликты.

Для анализа  деятельности по управлению вертикальными конфликтами было проведено исследование методами анкетирования, интервьюирование.

В результате проведенного анализа было выявлено, что на предприятии чаще всего  возникают конфликты между генеральным директором и начальником технического отделаю. В большинстве случаев, руководитель сам провоцирует конфликтные ситуации. Были выявлены причины возникновения вертикальных конфликтов и предложены рекомендации по управлению вертикальными конфликтами в ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго». 

Библиографический список

 

 

  1.  Анцупов А. Я. Социально-психологическая оценка персонала : учеб. пособие для студ. вузов / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. – М . : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 303 с.
  2. Анцупов А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 526 с.        
  3. Анцупов А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. Г. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М . : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 591 с.
  4. Вафин А. Конфликт? Да поможет воображение! / А. Вафин // Управление персоналом. – 2010. – №18. – С. 22 – 25.
  5. Веснин, В.Р. Менеджмент : учебник для вузов  / В.Р. Веснин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М . : Проспект, 2009. – 504 с.
  6. Виханский О. С. Менеджмент : учебник / О.С. Виханский,                    А. И. Наумов. – М . : Экономистъ, 2009. – 670 с.
  7. Винникова Н. От управления конфликтом к его профессиональному разрешению / Н. Винникова // Генеральный директор. – 2008. – №8. – С. 40 – 45.
  8. Герчикова И. Н. Менеджмент : учебник для вузов / И. Н. Герчикова. – 4-е изд. перераб. и доп. – М . : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 528 с.
  9. Глухова А. Еще раз про конфликт / А. Глухова // СОЦИС. – 2009. – №8. – С. 149 – 152.
  10. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента : учеб. пособие для вузов /        Н. И. Кабушкин. – 10-е изд., перераб. и доп. М . : Новое знание, 2009. – 336 с.
  11. Конфликтология : учебник /  А. Я. Кибанов  [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М . : ИНФРА-М, 2009. – 302 с.
  12. Ратникова В. П.  Конфликтология : учебник для вузов / проф.         В. П. Ратникова, В. Ф. Голубева, Г. С. Лукашова. – М . : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 512 с.
  13. Решетникова К. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами / К. Решетникова // СОЦИС. –2008. – №1. – С. 52-61.
  14. Решетникова К. Теоретико-методологические основы типологии позиционных конфликтов / К.  Решетникова // СОЦИС. –2009. – №7. – С. 70 – 76.
  15. Рогачева М. Переговоры как метод решения конфликтов в организации / М. Рогачева // Управление персоналом. – 2009. – №11 – 12. – С. 70 – 71.
  16. Свергун О.   Препарируем конфликт / О. Свергун // Справочник по управлению персоналом. – 2008. – №12. – С. 22 – 27.
  17. Соломанидина Т. Как разрешить внутренний конфликт на предприятии / Т. Соломанидина  // Генеральный директор. – 2008. – №11. С. 82 – 85.
  18. Управление персоналом : энциклопедический словарь / под ред.     А. Я. Кибанова. – М . : ИНФРА, 2009. – 453 с.
  19. Управление персоналом : энциклопедия / под ред. А. Я. Кибанова. – М . : Инфра-М, 2009. – 554 с.
  20. Фатеева Е. Конфликт в организации / Е. Фатеева // Управление человеческим потенциалом. – 2009. – №4. – С. 316 – 318.
  21. Шило И. Конфликт как предмет социологии организаций /              И. Шило // СОЦИС. – 2009. – №10. – С. 27 – 30.
  22. Руководитель глазами подчиненных [Электронный ресурс] : корпоративная культура // Карьерист : [web-сайт]. 23. 07. 2008.                            < http://www.careerist.ru/Руководитель_глазами_подчиненных/article998/2 > (24.10.2011).

Информация о работе Управление вертикальными конфликтами