Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:03, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по управлению вертикальными конфликтами в ОАО «МРСК Волги».
Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи:
изучить научную литературу по проблеме исследования;
уточнить понятие «конфликт», его значение;
проанализировать управление вертикальными конфликтами в организации;
разработать организационно- кадровую характеристику ОАО «МРСК Волги»;
2.2 Анализ управления вертикальными конфликтами в
ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго»
В процессе работы довольно часто приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Каждый сотрудник периодически является участником или свидетелем конфликта. Но каждый работник ведет себя по-разному в одинаковой ситуации. На это влияет как личные качества работника, так и его отношение к сложившейся ситуации.
Используя метод наблюдения за работниками ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» мы пришли к выводу, что наиболее часто встречающийся вертикальный конфликт в данной организации является конфликт между генеральным директором и начальником технического отдела.
Существует множество подходов к диагностике выявления уровня конфликтности между члена трудового коллектива в организации посредством опросников и анкет, из которого мы выбрали тест «Конфликтный ли вы человек» (вопросы теста представлены в Приложении Б).
Данный тест мы предложили заполнить генеральному директору и начальнику технического отдела, получив и обработав результаты тестирования, были получены следующие данные. Результаты приведены в таблице 4.
Таблица 4 – Уровень конфликтности сотрудников ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго»
Должность сотрудника |
Количество набранных баллов (максимальное значение – 44 балла) |
Генеральный директор |
32 |
Начальник технического отдела |
38 |
По данным таблицы видно, что уровень конфликтности у генерального директора ниже (32 балла), чем у начальника технического отдела (38 баллов).
По данным можно также сделать вывод, что и генеральный директор, и начальник технического отдела тактичные люди, к конфликтам относятся отрицательно, стараются их избежать, умеют находить компромисс.
На следующем этапе исследования причин возникновения вертикальных конфликтов межу субъектам конфликта: генеральным директором и начальником технического отдела было предложено им заполнить тест межличностных отношений Т.Лири, который даёт возможность определить преобладающий тип отношения личности к окружающим (вопросы теста представлены в Приложении В).
В результате подсчёта баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику, получены следующие данные.
По специальной формуле были определены показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)
Было
выявлено, что при взаимодействии
с окружающими начальник
В свою очередь результаты по тесту Т.Лири генерального директора свидетельствуют о том, что чаще всего он прибегает при взаимодействии с подчиненными к авторитарному стилю(«I. Авторитарный» по Т.Лири), что характеризуется диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
На следующем этапе исследования мы провели интервью с начальником технического отдела на предмет выявления причин его конфликтов с генеральным директором. К наиболее острым противоречиям между ним и генеральным директором он обозначил следующие:
В большинстве случаев конфликтные ситуации, возникающие между генеральным директором и начальником технического отдела, вызваны неверными действиями руководителя. Таким образом, он не предотвращает конфликт, а провоцирует его.
Конфликтные ситуации, возникающие в ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», воздействуют на эффективность и качество выполнения сотрудниками своих обязанностей. Для снижения количества деструктивных вертикальных конфликтов в организации, необходимо разработать рекомендации по управлению вертикальными конфликтами.
2.3 Рекомендации по управлению вертикальными конфликтами
в ОАО «МРСК Волги»
В предыдущем параграфе мы проанализировали уровень конфликтности в ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», выявили причины их возникновения и пришли к выводу, что наиболее часто встречающийся конфликт на предприятии является конфликт между генеральным директором и начальником технического отдела. Генеральный директор часто сам выступает в роли инициатора конфликта.
Генеральный директор использует неэффективные методы управления вертикальными конфликтами, что приводит к усилению конфликта. Ему необходимо использовать такие методы управления конфликтами, которые приведут к быстрому разрешению конфликтов без негативных последствий.
В целях совершенствования управления вертикальными конфликтами в ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» можно предложить проведение следующих мероприятий:
Таким образом, для совершенствования управления вертикальными конфликтами в ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», можно предложить следующие рекомендации:
Проведение данных мероприятий
повысит эффективность
Заключение
Управление конфликтами – это процесс целенаправленного воздействия руководителя на персонал организации для нейтрализации причин конфликта и достижения оптимального социально-психологического климата в коллективе.
Управление вертикальными конфликтами направлено на предотвращение конфликтной ситуации или конструктивном ее завершении между руководителями и подчиненными. Некомпетентное использование методов управления вертикальными конфликтами может привести к усилению конфликта, а из этого следует ухудшение атмосферы в коллективе и снижение эффективности выполняемой работы.
В первой главе исследования были рассмотрены вопросы управления вертикальными конфликтами, изучение методов управления вертикальными конфликтами и стратегий выхода из конфликта.
Управление вертикальными конфликтом требует от руководителей высокой компетентности в отдельных разделах психологии, которая обеспечивает решение задач организации рационального взаимодействия людей в условиях психологической напряженности.
Проведенный анализ деятельности по управлению вертикальными конфликтами ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», показал, что в процессе деятельности часто возникают разногласия между руководящим персоналом и подчиненными, которые перерастают в вертикальные конфликты.
Для анализа деятельности по управлению вертикальными конфликтами было проведено исследование методами анкетирования, интервьюирование.
В результате
проведенного анализа было выявлено,
что на предприятии чаще всего
возникают конфликты между генеральным
директором и начальником технического
отделаю. В большинстве случаев, руководитель
сам провоцирует конфликтные ситуации.
Были выявлены причины возникновения
вертикальных конфликтов и предложены
рекомендации по управлению вертикальными
конфликтами в ОАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго».
Библиографический список