Управление инновационной деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:33, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в возрастающей роли управления инновационной деятельностью на предприятиях сельского хозяйства. Это обуславливается во – первых, самой природой рыночных отношений, а во – вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в агропромышленномкомплексе РФ с целью выхода на траекторию устойчивого роста.
Основная проблема, требующая немедленного решения – повышение эффективности управления инновационной деятельностью в АПК.
Цель данной работы заключается в разработке рекомендаций к рабочим программам ООО «ПООС ВНИИО» по инновационной деятельности и оценке соответствующих государственных программ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….
1 Теоретические основы инновационной деятельности в сельском хозяйстве
1.1 Сущность инноваций и инновационной деятельности…………………………...
1.2 Классификация инноваций………………………………………………………….
1.3 Особенности инновационной деятельности в сельском хозяйстве……..............
1.4 Методические подходы к оценке эффективности сельскохозяйственного производства на инновационной основе……………………………………………
2 Диагностика предприятия ООО «ПООС ВНИИО»
2.1 Краткая история становления и развития предприятия ООО «ПООС ВНИИО»……………………………………………………………
2.2 Общая характеристика предприятия ООО «ПООС ВНИИО»
2.3 Управленческий анализ «ООО ПООС ВНИИО»……………………………………
2.3.1 Организационная структура необособленных отделений предприятия «ООО ПООС ВНИИО»………………………………………………………………….
2.4 Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия ООО «ПООС ВНИИО» за 2009г – 2011гг…………………………………………………………….
2.4.1 Анализ основных экономических показателей………………………………..
2.4.2 Анализ показателей эффективности использования основных средств…….
2.4.3 Анализ использования трудовых ресурсов…………………………………….
2.4.4 Анализ активов и пассивов бухгалтерского баланса предприятия ООО «ПООС ВНИИО» за 2009 – 2011 гг…………………………………………….
3. Инновационная деятельность предприятия ООО «ПООС ВНИИО»
3.1 Анализ результатов совместной работы ГНУ «Приморская овощная опытная станция Всероссийского НИИ овощеводства РАСХН» и предприятия ООО «ПООС ВНИИО»……………………………………………………………………….
3.2 Анализ разработок по технологическим приемам и техническим средствам для уборки и последующей доработки основных овощных культур……………………
3.3 Анализ разработок комплексных ресурсосберегающих систем для овощей………
3.4 Анализ системы комплексной защиты овощных культур от болезней и вредителей
3.5 Анализ научно – технических достижений от Государственного научного учреждения «Приморская овощная опытная станция Всероссийского НИИ овощеводства РАСХН»………………………………………………………………….
3.6 Результаты производства овощей и картофеля на Приморской овощной опытной станции с 2009 по 2011гг………………………………………………………………
4 Рекомендации по совершенствованию управления инновационной деятельностью на предприятии ООО «ПООС ВНИИО»………………………………………………………
4.1 Анализ государственных программ, направленных на улучшение научного потенциала сельского хозяйства РФ………………………………………………….
4.2 Разработка рекомендаций к рабочим программам предприятия ООО «ПООС ВНИИО» на ближайшие годы…………..
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список использованных источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

МАРИНА ДИП.docx

— 298.70 Кб (Скачать файл)

– как изменение;

– как результат.

Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 – 2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832. В этом документе дается следующее определение инновации и инновационной деятельности: 

«Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». 

«Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно – технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки».[6]

С термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение», «открытие», «новшество». 

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, созданные человеком. Это только идея или прототип нового продукта или нового технологического процесса, и изобретение не превращается в инновацию, пока оно не достигнет рынка

Под открытием подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.

Также следует разграничивать понятия новшество и инновация. Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований или разработок в какой либо сфере деятельности. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, выполнить научно –исследовательские опытно – конструкторские работы (НИОКР), осуществить подготовку производства, начать производство и оформить результаты. Конечным результатом внедрения новшества с целью получения желаемого результата будет инновация.

Новшества разрабатываются как для собственных нужд, так и на продажу, они могут также накапливаться в организации и ждать соответствующих условий для внедрения. Новшества могут разрабатываться внутри организации и могут покупаться для превращения в инновацию.

Следует обратить внимание, что инновация вначале материализуется в виде новой продукции, услуге, технологии или организации труда, а затем уже превращается в источник дохода. Кроме того, понятия новшество и нововведение имеют определенные различия. Первоначально возникает новшество в виде изобретения или нового метода.

Если это новшество используется, то появляется нововведение, а когда оно используется в широком масштабе, то становится инновацией. Следовательно, инновация должна обладать новизной, удовлетворять спросу потребителей на рынке и должна приносить прибыль производителю. Большинство изобретений никогда не становятся инновациями. Новый товар становится инновацией в том случае, если он отвечает таким критериям, как :

– уникальность (выгоды от приобретения нового товара или услуги должны восприниматься как уникальные и отличные от существующих);

– устойчивость (новый продукт не должен легко воспроизводиться конкурентами, иначе не будет четких перспектив завоевания рынка).

К эффективным средствам обеспечения устойчивости относятся патентование новаций, быстрое продвижение новации на рынок, известная торговая марка поставщика. [7]

Многие компании часто предлагают на рынок новые товары, которые не отвечают некоторым из этих критериев и терпят неудачу.

Практика бизнеса постоянно заставляет каждую компанию вводить различные новшества и рационализировать производство, так как постоянно изменяется внешняя среда, устаревают выпускаемые продукты, поэтому значение инноваций все время растет.

Каждый товар имеет свой жизненный цикл (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад). Смена технологий, жесткая конкуренция на рынке, изменения вкусов и предпочтений потребителей приводят к сокращению жизненного цикла товара. И если компания неспособна постоянно модернизировать производство, то она вынуждена будет уступить место на рынке более напористой организации, залог успеха которой – инновации.

Непременным свойством инновации является научно – техническая новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах  (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке. 

Имеется несколько подходов к определению сути инновации. Это может быть результат творческой деятельности в виде продукта, технологии, метода и тому подобное. В то же время это может быть процесс замены старых подходов, принципов, изделий и технологий новыми, с отличными от старых потребительскими свойствами. Если в результате применения в организации какого-либо нововведения в ней изменяются привычные стереотипы деятельности, то это есть проявление инновационной деятельности. Воплощение научно-технического потенциала в новые продукты и технологии – тоже инновация. Инновации возникают не только в сфере высоких технологий с участием изобретателя или предпринимателя, они могут возникнуть и при создании или реализации низких технологий, продуктов или услуг.

В условиях рынка важнейшим признаком инновации выступает новизна потребительских свойств, а техническая новизна играет второстепенную роль.

Определяя стратегию своего развития и выживания в конкурентной борьбе, фирма должна все время держать в поле своего внимания один из определяющих вопросов стратегического плана – разработка новых продуктов и инновации. Для того, чтобы поддерживать высокие темпы развития компании и уровень ее доходности есть единственный способ – это непрерывное внедрение новшеств. Однако необходимо помнить, что способность компании к инновационной деятельности, к умению быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке и в окружающей фирму среде, определяется не только соответствующими знаниями. Она подкрепляется постоянным обучением персонала, изменениями организационной структуры и своеобразной организационной культурой, которой должны следовать все работники фирмы от топ – менеджмента до рядового сотрудника.

Инновационная организация должна избегать бюрократической структуры управления, жесткого разделения труда, высоко формализованного поведения, опоры на системы планирования и контроля. [8].

 

 

1.2 Классификация инноваций

 

Научно – исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия.

Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

а) технологические;

б) производственные;

в) экономические;

г) торговые;

д) социальные;

е) в области управления.

Известна классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам на основе критериев:

– распространенности (единичные и диффузные);

– места в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие (связывающие) и продуктовые);

– преемственности (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения);

– охвата ожидаемой доли рынка (локальные, системные и стратегические);

– инновационного потенциала и степени новизны (радикальные, комбинаторные и совершенствующие).

Четвертое и пятое деления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, а также интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.[ 3]

Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.

С учетом имеющего опыта и приведенных критериев академик Р.А. Фатхутдинов предлагает следующую классификацию инноваций, которая охватывает все аспекты инновационной деятельности. Данная классификация указана в «Таблице 1.1».

 

Таблица 1.1– Классификация инноваций

Признак классификации

Виды инноваций

1 Уровень новизны

1.1 Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов);

1.2 Ординарные («ноу-хау», рационализаторские предложения и т.д.).

2 Стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество.

2.1 Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга;

2.2 То же НИОКР;

2.3 Организационно – технологическая подготовка производства;

2.4 Производство (включая тактический маркетинг);

2.5 Сервис, осуществляемый изготовителем

3 Масштаб новизны инновации

3.1 Инновации новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты);

3.2 Новые в стране;

3.3 Новые в отрасли;

3.4 Новые для фирмы.

4 Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация

4.1 Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки;

4.2 То же в сфере образования;

4.3 В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение);

4.4 В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство).

5 Сфера применения инновации (новшества)

5.1 Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения;

5.2 Новшества для накопления на фирме;

5.3 Новшества, в основном для продажи;

6 Частота применения инновации

6.1 Разовые;

6.2 Повторяющиеся (диффузия).

7 Форма новшества – основы инновации

7.1 Открытия, изобретения, патенты;

7.2 Рационализаторские предложения;

7.3 «Ноу-хау»;

7.4 Товарные знаки, торговые марки, эмблемы;

7.5 Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.д.


 

Окончание таблицы 1.1

Признак классификации

Виды инноваций

8 Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации

8.1 Научно – технический;

8.2. Социальный;

8.3. Экологический;

8.4.Экономический (коммерческий);

8.5. Интегральный

9 Подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация.

9.1. Подсистема научного  сопровождения;

9.2. Целевая подсистема;

9.3. Обеспечивающая подсистема;

9.4. Управляемая подсистема;9.5. Управляющая подсистема


 

Источник [7]

 

Однако и в рамках одного критерия ученые видят разные типы нововведений. К примеру, по уровню новизны различают инновации: новые; усовершенствованные; требующие капитальных вложений; оазисные; улучшающие; псевдо инновации; радикальные; ординарные; усовершенствующие.

Исходя из того, в какой области осуществляются изменения можно выделить инновации продуктовые, технологические и организационно – управленческие. Продуктовые инновации связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средств производства либо предметов потребления. Технологические инновации затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции. Организационно – управленческие инновации связаны с внедрением новых методов организации каких – либо систем и управления ими.

Заключительным классификационным признаком является конечная ориентация производимых изменений, Когда инновации ориентированы на средства и способы производства, можно говорить о производственных нововведениях. Изменения, вносимые в товары, удовлетворяющие потребности человека, следует относить к потребительским

 

    1. Особенности инновационной деятельности в сельском хозяйстве

 

Аграрное производство в России, как и во всем мире, является крупнейшей жизнеобеспечивающей сферой народно – хозяйственного комплекса. Его состояние и экономическая эффективность функционирования оказывают решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения и благосостояния народа.

Агропромышленный комплекс (АПК) в значительной мере определяет состояние всей экономики страны, поскольку он тесно взаимодействует экономической , производственной и с другими отраслями народного хозяйства. В сельской местности проживает свыше 38 млн. человек или 27% жителей России. Это огромный кадровый потенциал, способный при научно обоснованной организации сельскохозяйственного производства вывести наше сельское хозяйство на передовые позиции в мире. Однако в 2005 г. доля сельского хозяйства в ВВП страны составила лишь 5%, а доля продовольственных товаров в объеме розничного товарооборота 46%. [9]

Проводимые в стране с начала 1990 – х годов без предварительной научной проработки аграрные преобразования, сводимые, в основном, к нерегулируемой либерализации рынка, повлекли за собой развал материально – технической базы АПК и системных технологий ведения производства, их примитивизацию, поставили под угрозу существование основного, не возобновляемого средства производства – земли, без чего функционирование этой отрасли вообще невозможно. Производство продукции агропромышленного комплекса сократилось почти вдвое, а в структурообразующей отрасли – сельском хозяйстве – на 40%, что ограничило возможности страны обеспечить население продовольствием собственного производства. Кризис в полной мере коснулся рыбохозяйственного комплекса. Период с 1991 по 2005 гг. характеризовался общим снижением добычи рыбы и морепродуктов с 6,93 млн. тонн до 3,29 млн. тонн. Существенно сократилось потребление рыбной продукции на душу населения, которое в 2005 г. составило 6,8 кг при медицинской норме 23,7 кг. Объем продукции пищевой и перерабатывающей промышленности уменьшился с 1990 г. на 33%.[9]

Информация о работе Управление инновационной деятельностью предприятия