Уровень жизни в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать, чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:
детально изучить понятие уровень жизни;
выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни;
определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни;
изучить мировые проблемы уровня жизни;
проследить динамику уровня жизни в Республики Беларусь за последнее десятилетие;
ознакомиться с государственными программами и дать оценку социальной политики нашей страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Уровень жизни и его характеристика 6

1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6

1.2 Показатели уровня жизни 8

1.3 Уровень и качество жизни 11

2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13

3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16

3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16

3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 184.54 Кб (Скачать файл)

Все эти компоненты существенно  зависимы и пересекаются друг с другом и поэтому сложно судить о таком строгом их разграничении. И в практической жизни для более точной оценки в рамках каждой составляющей выделен ряд статистических показателей, которыми и целесообразней пользоваться.

 

1.2 Показатели  и индикаторы уровня жизни

Для анализа, а также для оценки уровня жизни  используют различные показатели, такие  как величина валового внутреннего  продукта, национального дохода и  реального дохода на душу населения, величина товарооборота, объем услуг  на душу населения и т.д. Но полная картина уровня жизни населения  не может быть раскрыта только на основании  обобщенных и усредненных величин, рассчитанных для всего населения страны в целом. Кроме общих величин существуют также и другие показатели, характеризующие степень удовлетворения потребностей человека. В экономической теории можно выделить три основные группы потребностей:

– физические потребности;

– духовные (интеллектуальные) потребности;

– социальные потребности.

В экономическом анализе  уровня жизни оперируют совокупностью  из многих показателей. Их все можно  разделить на две большие группы: 

  1. Реальные показатели. Отражают реальное положение ситуации. Чаще всего имеют сравнительный характер, так как сравнивается одно и то же явление в различные годы его проявления или в различных странах. 
  2. Научно обоснованные показатели. Выполняют роль нормативов, т.е. указывают рамки, за которые не должны выходить реальные показатели. Они более субъективны, так как учитывают различие потребностей у людей различного возраста, различного рода деятельности, проживающих в различных условиях.

Для удобства международного сравнения ООН классифицировала основные показатели и выделила их в 12 групп:

  1. Демографическая ситуация (рождаемость, смертность).
  2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
  3. Потребление продовольственных товаров.
  4. Жилищные условия.
  5. Образование и культура.
  6. Условия труда и занятости.
  7. Доходы и расходы населения.
  8. Стоимость жизни и потребительские цены.
  9. Наличие транспортных средств.
  10. Организация отдыха.
  11. Социальное обеспечение.
  12. Права человека. 

При анализе всех этих показателей в различных  странах, не стоит забывать о том, что количество их очень велико и уровень социально-экономического развития может существенно отличаться. Поэтому системы показателей уровня жизни всегда имеют страноведческую специфику и могут отличаться как составом показателей, так и их иерархией. В высокоразвитых странах на первых местах окажутся показатели безработицы, уровня доходов, наличия и количества социальных трансфертов. Для стран с переходной экономикой большее значение будут иметь показатели ВВП, доходов и структуры расходов, инфляции, безработицы. В развивающихся странах важнейшими параметрами будут душевое потребление, демографические показатели, санитарно-гигиенические условия. Специфика последней группы стран объясняется тем, что значительная часть их населения находится за чертой бедности и фактически борется за выживание.

Целесообразно ниже более  подробно рассмотреть те показатели, которые в дальнейшем будут использоваться для анализа уровня жизни в  Республике Беларусь.

Самый первый показатель, который упоминают при сравнении  экономического развития стран – это объем валового внутреннего продукта (ВВП). Так как уровень жизни напрямую зависит от экономического состояния в стране, то для его анализа используют такой показатель, как величина ВВП на душу населения. Этот показатель, как и обыкновенный ВВП, имеет номинальное и реальное выражение, так как представляет собой отношение всего произведённого за год валового внутреннего продукта ко всему наличному населению страны. Но как относительная величина, имеет свои особенности. Во-первых, она может изменяться не за счёт увеличения или уменьшения объёмов производства и услуг, а вследствие демографических изменений. В стране может случиться взрыв рождаемости, увеличатся потоки иммиграции, но при неизменном реальном ВВП, его показатель на душу населения может резко снизиться. Во-вторых, это усреднённый показатель, который не отображает, как именно эти блага распределяются среди населения. Может быть возможна такая ситуация, когда большая часть ВВП будет потребляться незначительной частью богатых людей, подавляющее большинство населения будет жить в бедности, а при этом показатель ВВП на душу населения будет занимать высокие позиции в мировом рейтинге.

Пожалуй, самыми важными  показателями уровня жизни являются доходы и расходы. Они же и самые сложносоставные показатели. В зависимости от принадлежности к определенному слою общества, люди могут получать различные виды доходов: заработную плату, социальные трансферты, доходы от собственности (проценты по вкладам, земельную ренту) и предпринимательской деятельности, доходы от подсобных хозяйств и услуг, оказываемых на основе устной договоренности. Расходы населения представляют собой потребительские расходы (продукты питания; одежда и обувь; здравоохранение; жилищно-коммунальные услуги; транспорт и связь; образование, культура и отдых), обязательные платежи, расходы на сбережения и кредиты. И при оценке уровня жизни важны не только уровни реальных доходов и их стабильное увеличение, но и их источники и их количество, а так же структура всего дохода по источникам. В расходах также оценивается, куда уходит их основная часть и как распределяется оставшаяся.

Немаловажную роль играют трудовые показатели. Высокий уровень безработицы может свидетельствовать об постоянном отсутствии доходов у значительной части населения, а как следствие и об неудовлетворении многих первостепенных потребностей. Невозможность работоспособного населения найти работу отражается и на социально незащищённых членах общества, чьи основные доходы составляют социальные выплаты. Последние в свою очередь снижаются из-за уменьшения налоговых поступлений в государственную казну. Отдельно можно выделить такой показатель, как уровень скрытой безработицы. Зачастую он превосходит официальную безработицу в два раза, так как люди не спешат регистрироваться в органах занятости в надежде, что найдут новое место работы в короткий срок.

Следующие показатели –  это демографические. Самые важные среди них это – естественный прирост и миграция. Оценивая их изменения, можно судить о стабильности экономического развития и уровне реальных доходов. В стране, где постоянно растут доходы населения и широко развита система социальных трансфертов, люди, желающие иметь несколько детей, не будут задумываться над невозможностью прокормить, воспитать и дать образование ещё одному ребёнку. В такой стране иммиграция будет преобладать над эмиграцией, так как люди стремятся жить в условиях определённости их будущего и не бояться завтра оказаться на улице. В этой группе также можно выделить показатель продолжительности жизни. По нему можно судить о состоянии здоровья нации, об уровне развития и доступности медицины и об экологическом состоянии в стране.

Ещё одна группа – показатели уровня образования. Общая грамотность и образованность населения свидетельствуют о развитии и доступности образования, об уровне культуры и её потреблении. Широкая сеть высших учебных заведений и возможность получить высокую профессиональную квалификацию дают дополнительную гарантию иметь в будущем более высокие доходы.

И последние показатели –  это жилищные условия. Обеспеченность населения жильём показывает среднее количество квадратных метров жилых помещений на одного жителя, но не учитывает состояния этого жилья и его распределения в обществе. О более конкретной удовлетворённости жилищными условиями можно судить лишь сравнив количество состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий и количество получивших жильё. Качество жилья отображает благоустройство жилищного фонда, то есть обеспечение жилых помещений отдельными видами благоустройства (водоснабжением, канализацией, отоплением, электричеством, коммуникациями и т.п.).

К показателям уровня жизни населения  также можно отнести такие  понятия, как продовольственная и потребительская корзины, прожиточный минимум, потребительский бюджет. Продовольственная корзина – это набор продуктов питания одного человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания [3, стр. 78]. Минимальные нормы потребления продуктов обычно включают в себя продовольственные товары 11 групп: хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты (соль, перец, т.д.). Нужно учитывать, что в состав минимального набора продуктов питания не включены алкогольные напитки, табачные изделия, деликатесы. Совокупный минимальный объем потребностей человека в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину. Потребительская корзина – расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи [1, стр. 338]. Потребительская корзина обычно включает в себя продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Данный показатель зависит от достигнутого уровня и качества жизни, поэтому сильно различается по странам. Например, в США потребительская корзина включает свыше 250 различных наименований товаров и услуг [1, стр. 335]. В странах с переходной экономикой эти показатели ниже [1, стр. 335]. Что касается Республики Беларусь, то в потребительской корзине общая доля товаров, вошедших в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются, является незначительной и составляет около 9%. Об этом говорится в комментарии Минэкономики к постановлению Совета министров №676 от 28 мая 2011 года, которым утвержден данный перечень [21]. Как сообщалось ранее, в дополнительный перечень вошли основные потребительские товары, определяющие жизненный уровень населения: рыба живая, рыба свежемороженая (кроме деликатесных), сельдь соленая, сыры из коровьего молока твердые и мягкие, перловая, ячневая, овсяная крупы, овсяные хлопья без вкусовых и иных добавок, свежие огурцы, помидоры, яблоки, бананы, лимоны, апельсины, кофе, чай, поваренная пищевая соль (кроме пищевой морской соли), субпродукты из говядины и свинины первой и второй категорий, из мяса кур и цыплят, вареные колбасы, сосиски, кровяные и ливерные колбасы, синтетические моющие средства [21].

При расчете потребительской корзины  рекомендуется брать рациональный уровень потребления (наиболее благоприятный  для человека), минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) и физиологический минимум потребления (уровень физического существования).

Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума как  социальный норматив используется для  анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.  

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 29 января 2013 г. № 65 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах декабря 2012 г. в расчете на один месяц на период с 1 февраля по 30 апреля 2013 г.:

в среднем на душу населения – 924 150 рублей;

для трудоспособного населения  – 1 014 180 рублей;

для пенсионеров – 763 800 рублей;

для детей-студентов – 937 770 рублей;

для детей в возрасте от 6 до 18 лет  – 1 041 240 рублей;

для детей в возрасте от 3 до 6 лет  – 973 410 рублей;

для детей в возрасте до 3 лет  – 795 760 рублей. 

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря 2012 г. по статьям расходов:

продукты питания – 56,8 %;

жилищно-коммунальные услуги – 7,8 %;

предметы гардероба – 21 %;

бытовые и транспортные услуги – 5,2 %;

товары бытового и хозяйственного назначения – 4,6 %;

взносы и платежи – 2,2 %;

предметы первой необходимости, санитарии  и лекарства – 2,4 %.

Размеры государственных  пособий семьям, воспитывающим детей в 2013 г., рассчитанные в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З представлены в таблице 1.2.1. 

Таблица 1.2.1 – Размеры  государственных пособий, семьям, воспитывающим детей

Вид пособия

Размер пособия

Сумма, рублей

с 01.01.2013

по 31.01.2013

с 01.02.2013

по 30.04.2013

в связи с рождением ребенка (единовременное):

при рождении первого  ребенка

при рождении второго и последующих  детей

 

10 БПМ

14 БПМ

 

8 800 300

12 320 420

 

9 241 500

12 938 100

женщинам, ставшим на учет в государственных  организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (единовременное)

100 % БПМ

880 030

924 150

по уходу за ребенком в возрасте до  3 лет (ежемесячное):

на первого ребенка

на второго и последующих  детей

на ребенка-инвалида 

от среднемес. з/п работ-в за квартал

35 %

40 %

45 %

 

 

1 413 190

1 615 070

1 816 960

 

 

1 542 140

1 762 450

1 982 750

на детей старше 3 лет из отдельных  категорий семей, определяемых Законом (ежемесячное):

на ребенка-инвалида

на других детей в семье

 

 

70 % БПМ

50 % БПМ

 

 

616 020

440 020

 

 

646 910

462 080

по уходу за ребенком-инвалидом  в возрасте до 18 лет (ежемесячное)

100 % БПМ

880 030

924 150

на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ежемесячное)

70 % БПМ

616 020

646 910


Примечание – Источник [19].

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения:

С 01.11.2012 по 31.01.2013 – 880 030 руб.

С 01.02.2013 по 30.04.2013 – 924 150 руб.

Среднемесячная  заработная плата работников в республике:

Информация о работе Уровень жизни в Республике Беларусь