Уровень и качество жизни как основные экономические показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение качества и уровня жизни населения, его показателей, а также основные направления по повышению данных макроэкономических показателей в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели нужно:
1. ознакомиться с понятием и показателями уровня жизни;
2. проанализировать сущность и методы оценки качества жизни;
3. выявить проблемы, касающиеся Беларуси и найти пути для их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

всё полностью.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

7. Средний доход и средняя  заработная плата работников.

8. Средний размер реальной заработной платы.

9. Средний размер пенсии, пособия,  стипендии.

III. Потребление и расходы  населения.

1. Общий объем потребления населением  материальных благ и услуг.

2. Денежные расходы населения.

3. Потребительские расходы населения.

4. Потребление населением  основных продуктов питания.

5. Покупательная способность  средней заработной платы.

6. Покупательная способность  средней пенсии.

IV. Денежные  сбережения населения.

1. Сумма денежных сбережений  населения.

V. Накопленное имущество  и жилище.

1. Стоимость накопленного  домашнего (личного) имущества.

2. Наличие и характеристика  предметов длительного пользования  в собственности населения.

3. Жилищные условия  населения.

VI. Социальная  дифференциация населения.

1. Распределение населения  по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.

2. Потребление основных  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг населением  с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.

3. Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.

4. Динамика стоимости  фактической и нормативной потребительских  корзин различных слоев населения.

5. Индекс концентрации  доходов (коэффициент Джини).

6. Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.

7. Соотношение средних  значений дохода и потребления  в границах верхней и нижней  децилей.

8. Доля квинтельных  (децильных) групп населения (домашних  хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

VII. Малообеспеченные  слои населения.

1. Прожиточный минимум  (порог бедности).

2. Минимальный потребительский  бюджет.

3. Минимальный размер  заработной платы.

4. Минимальный размер  пенсии.

5. Покупательная способность минимальной заработной платы.

6. Покупательная способность  минимальной пенсии.

7. Коэффициент бедности.

8. Дефицит дохода.

9. Зоны бедности.

10. Социальный портрет  бедности.

К 12 показателям относятся:

1. Средняя оплата труда  работников.

2. Покупательная способность населения со средней заработной платой и пенсией.

3. Минимальный потребительский  бюджет по основным социально-демографическим  группам населения.

4. Прожиточный минимум  по основным социально-демографическим  группам населения.

5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

6. Потребление продуктов  питания в домашних хозяйствах  с различным уровнем среднедушевого  дохода.

7. Денежные доходы  и расходы определенных социально-демографических групп населения.

8. Показатели дифференциации  населения.

9. Соотношение среднедушевых  доходов 10% наиболее и 10% наименее  обеспеченного населения.

10. Индекс концентрации  доходов населения (коэффициент  Джини).

11. Структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.

12. Распределение населения  по размеру среднедушевого дохода [30,с.428].

Система социальных показателей  изменяется вместе с преобразованием  социальных отношений. Так, развитие рынка жилья вызывает потребность в появлении такого показателя, как "число квартир, предназначенных для продажи (во вновь, построенных домах, в домах после капитального ремонта)"; развитие платного обучения также должно быть отражено специальным показателем "доля обучающихся за плату" и т.д.

Международная статистика качества жизни стала развиваться уже давно. В 1960 году рабочей группой ООН был приготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это была первая попытка создания системы показателей. Ранее уровень оценивался индексом реальной заработной платы (з/п) (индексом номинальной з/п, деленным на индекс цен), а затем индексами прожиточного минимума и стоимости жизни (индексом потребительских цен на товары и услуги определенного набора). Каждый из индексов значим, но применяемые индексы не дают всесторонней характеристики этого уровня. К тому же индексы реальной з/п и стоимости жизни относятся лишь к наемному труду, тогда как при нахождении уровня жизни некоторых категорий населения (например, крестьян) указанные индексы не используются [9,с.7].

Для анализа и измерения качества жизни населения  и принятия управленческих решений необходима научно обоснованная методика, в расчетах которой целесообразно использовать не только частные или обобщающие показатели качества жизни, но и, прежде всего, интегральный показатель достижения стратегических национальных и региональных целей управления обществом. Она должна предусматривать постоянный мониторинг совокупности локальных показателей, предназначенных для построения интегрального показателя. Предложена методика комплексной оценки качества жизни населения региона, предусматривающая вычисление интегрального показателя через совокупность четырех групп показателей (финансово-экономических, медико-экологических, материального благосостояния и духовного благосостояния), позволяющая оценивать социально-экономическое развитие региона во времени и в сравнении с другими регионами. Методика базируется на методах экономического анализа, экспертных оценках, бальном методе и теории классификации. Принципиальные положения оценки качества жизни населения заключаются в следующем:

1. Оценка осуществляется с помощью определенного перечня экономических, социальных и организационных показателей, отбираемых методами экспертных оценок и корреляционного анализа;

2. Вводится экономическое стимулирование достижения более высокого качества уровня жизни населения с наименьшими затратами ресурсов. Оно реализуется путем введения математических функций стимулирования, отражающих закономерности экономической и социальной жизни региона;

3. Выбирается базисная система, в качестве которой обычно выбирается социальная система-лидер, базисный период или базисные значения показателей, отобранные экспертами и принятые за эталон;

4. Соизмерение различных экономических и социальных показателей с учетом их важности осуществляется в комплексном показателе качества жизни с помощью весовых коэффициентов, определенных аналитическим методом или методом экспертных оценок;

5. Интегральный показатель качества жизни рассчитывается в виде суммы баллов с приведением к процентной шкале измерения (100 баллам). Этим обеспечивается сопоставимость качества жизни населения по сравнению с базисным или по периодам времени [21,с.66].

Комплексный показатель рассчитывается путем суммирования частных показателей качества жизни. Частные показатели определяются по результатам выполнения экономических и социальных показателей путем умножения процентов их выполнения на весовые коэффициенты [17,с.230].

Интегральный индекс качества жизни характеризует статическое  состояние общества в определенный период времени и отражает динамику развития между двумя измерениями. Показатель качества жизни может быть отражен в градациях «улучшение», «стабильность», или «ухудшение». Если > 100 баллов, то проводимые социально-экономические преобразования в регионе позитивно влияют на качество жизни, если = 100 баллам, то качество жизни практически не изменяется, а если < 100 баллов, то в регионе усиливаются негативные процессы, которые сказываются на качестве жизни населения региона [13,с.33].

Географическим факультетом  МГУ разработан индекс качества жизни, который предназначен для интегральной оценки приоритетных компонентов качества жизни и мониторинга ситуации [19,с.68].

Формула расчета индекса  качества жизни (Iк)


 

 

 

где A – индекс отношения среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму;

B – индекс доли населения с доходами выше прожиточного минимума;

С – индекс уровня занятости  населения;

D – индекс ожидаемой  продолжительность жизни;

Е – индекс младенческой смертности [23,с.34].

Таким образом, качество жизни всегда воспринимается с учетом исторических, национальных и религиозных традиций. При характеристике качества жизни, как совокупности условий, вполне допустима компенсация одного параметра жизни другим.

Наиболее полной и  отвечающей современным требованиям  служит система "Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики", разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей.

Для анализа и измерения качества жизни населения  и принятия управленческих решений необходима научно обоснованная методика, в расчетах которой целесообразно использовать не только частные или обобщающие показатели качества жизни, но и, прежде всего, интегральный показатель достижения стратегических национальных и региональных целей управления обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Характеристика  уровня  и качества жизни населения  Республики Беларусь, способы их  повышения 

 

3.1 Уровень и качество жизни населения Республики Беларусь на современном этапе

Возможности Беларуси для  повышения уровня жизни тесно связаны со способностью страны обеспечить высокий, устойчивый экономический рост. При этом экономика страны сталкивается с целым рядом рисков, которые ставят под сомнение достижение такой задачи [26,с.159].

 Во-первых, Беларусь  находится на начальной стадии реформирования рынка труда, что вкупе с политикой административного повышения заработной платы создает напряженность для финансов государства, банков и предприятий. Ситуация, когда рост зарплаты опережает рост производительности труда, не может быть устойчивой. Доказательством этого является задержки с выплатой зарплат, как в городах, так и в сельской местности. Наличие такой проблемы ограничивает инвестиционные возможности предприятий и препятствует модернизации и поддержке конкурентоспособности [34,c.66].

Во-вторых, высокая степень  зависимости от России подрывает  жизнеспособность белорусской экономики  и является источником ее уязвимости в долгосрочной перспективе. Сокращение Россией субсидирования поставляемых в Беларусь энергоресурсов будет иметь серьезные последствия для страны и может привести к увеличению бедности [34,c.68-69].

В-третьих, на рынке труда  растет напряженность из-за роста  явной и скрытой безработицы, особенно среди молодежи. Новые рабочие  места создаются крайне медленно. Процедура регистрации является одной из самых дорогих в регионе. Она вкупе с другими барьерами на вход на рынок препятствует развитию малого и среднего бизнеса [35,c.299-300].

В дополнении необходимо указать на устойчивую взаимосвязь  между устойчивым экономическим ростом и развитием института частной собственности. В Беларуси он практически заблокирован. Экономика лишена возможности очищения от неудачных проектов через институт банкротства, а "золотая акция" и чрезвычайно зарегулированная деловая среда блокируют реализацию базовых функций частной собственности.

Законом Республики Беларусь "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь [27,c.213].

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования  уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 974 от 26 октября 2012г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2012г. по 31 января 2013 г.:

  • в среднем на душу населения – 880030 руб.;
  • для трудоспособного населения - 963130 руб.;
  • для пенсионеров - 727250 руб.;
  • для студентов - 884100 руб.;
  • для детей в возрасте от 6 до 18 лет - 994850 руб.;
  • для детей в возрасте от 3 до 6 лет - 916310 руб.;
  • для детей в возрасте до 3 лет - 749950 руб.[29,c.54-55].

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения по статьям расходов:

  • продукты питания - 58 %;
  • плата за пользование жилым помещением, коммунальные услуги - 7,6%;
  • предметы гардероба - 20,54 %;
  • бытовые и транспортные услуги - 4,95 %;
  • товары бытового и хозяйственного назначения - 4,6 %;
  • взносы и платежи – 1,8 %;
  • предметы первой необходимости, санитарии и лекарства - 2,51 %[29,c.55].

Информация о работе Уровень и качество жизни как основные экономические показатели