Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:41, курсовая работа
Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", проанализировать доходы населения и их виды, источники, формирование.
ВВЕДЕНИЕ
1. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты
1.2 Индикаторы и показатели качества жизни населения
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: ВИДЫ, ИСТОЧНИКИ, ФОРМИРОВАНИЕ
2.1 Распределение доходов: концепции и взгляды экономистов
2.2 Структура и динамика доходов населения. Номинальные и реальные доходы. Сущность и причины дифференциации доходов населения.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3.Термин «качество жизни» трактуется достаточно узко (например, в словосочетании «уровень и качество жизни населения»): он охватывает перечисленные факторы без собственно уровня жизни в его экономическом понимании (доходы, стоимость жизни, потребление).
Ряд характеристик и показателей, таких как «социальная обеспеченность», «условия труда и отдыха», «развитость социальной инфраструктуры сферы услуг» и другие, занимают промежуточное положение и могут рассматриваться в зависимости от целей исследования: и как показатели уровня, и как характеристики качества жизни.
Качество жизни – представляет собой субъективную оценку степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей (удовлетворенность материальным положением, питанием, состоянием здоровья, работой и т.д.).
Показатели качества жизни:
1. Здоровье людей, его
состояние характеризуется
2. Питание: регулярность
питания, его состав, ценность (в
калориях, граммах, количестве витаминов,
3. Образование: продолжительность и уровень обучения; степень овладения научными знаниями, художественный и нравственный уровень литературы, доступность библиотек, телевидения, музеев и других учреждений культуры.
4. Занятость и условия
труда: условия и характер
5. Жилищные условия: площадь и обустройство жилья, обстановка, удобство планировки и благоустройство населенного пункта.
6. Социальное обеспечение:
социальное равенство,
7. Одежда: качество, возможность выбора, доступность, прочность и разнообразие одежды и обуви.
8. Отдых и свободное время: его продолжительность, возможность выбора своего времяпрепровождения, доступность различных учреждений для отдыха и спорта, туризма, экскурсий, путешествий, удовлетворенность проведением свободного времени и отдыха.
9. Права человека: возможности реализации прав человека, обеспечение безопасности, защита от эпидемий, катастроф, стрессового напряжения в связи с военными и национальными столкновениями, политическими конфликтами, объективность гуманность правовых органов, степень доверия им.[4]
Важным индикатором качества жизни является также индекс интеллектуального потенциала общества. Интеллектуальный потенциал общества отражает уровень образования населения и состояние науки в стране. При расчете индекса интеллектуального потенциала учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП.
Индикатором качества жизни является также человеческий капитал на душу населения. Он отражает уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных странах превосходит воспроизводимый, включающий материально-вещественные условия производства.
К индикаторам качества жизни относится и коэффициент жизнеспособности населения. Он характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, осуществляемой в момент обследования в стране. [3, c.113]
2.ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: ВИДЫ, ИСТОЧНИКИ, ФОРМИРОВАНИЕ
2.1 Распределение доходов:
концепции и взгляды
Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. Различные воззрения на степень справедливости в распределении доходов неоднократно порождали дискуссии во многих государствах. Критерий справедливости в зависимости от места и времени определяется множественными факторами: социальным статусом личности, его положением, имуществом и трудом. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль в которой отводилась государству.
Рекомендации многих теоретиков были взяты на вооружение при проведении экономических реформ, о чем свидетельствуют высказывания представителей государственной власти. Известны слова Британских премьер-министров – Д. Джорджа: «Нельзя сохранить первоклассную империю, имея третьеклассное население» и Г.Макмиллана: «Ели бы капитализм развивался исключительно согласно теории свободного предпринимательства, у нас уже давно была бы гражданская война».
В теоретическом исследовании проблемы распределения доходов можно выделить множество этапов. Элементарные истоки её изучения восходят к представителям классического социализма в 16 – 17–х веках – Т. Мору и Т. Кампанелле, которые видели желаемое будущее общество основанным на уравнительном распределении доходов и благ. Физиократ Ж. Тюрго в работе «Размышления о создании и распределении богатств» (1776г.) развил теорию минимума средств существования наёмных работников. Ему принадлежит идея замены налоговых сборов с крестьян на взимания с дворян, способствующая оптимальному распределению доходов.[5]
А. Смит и классическое
направление экономической
Проблема бедности решается путём увеличения национального богатства, которое обеспечивает свободное предпринимательство. А потому нет необходимости вмешательства государства в процессы распределения доходов. Налогообложение в интересах малообеспеченных групп населения А.Смит рассматривал слишком тяжёлым для экономики. Аналогично А. Смиту некоторые экономисты (С. Сисмонди, Т. Мальтус) ставили в зависимость рост бедности от теории народонаселения. В «Опыте о законе
народонаселения» (1798г.) Т. Мальтус видит причину нищеты в соотношении темпов прироста населения и темпов прироста жизненных благ. В соответствии с этим бедность выступает фактором снижения численности
граждан. По его мнению, социальное регулирование нейтрализуется
увеличением количества людей. Следовательно, забота о своих доходах
является функцией самого человека, а не государства.
Оппонентом Т. Мальтуса по данной теме был У. Годвин, исследовавший пути достижения общественного равенства с помощью «открытий и изобретений». Он утверждал, что бедность и неравенство – вовсе не естественные явления, а болезни общества. У. Годвин указывал на несовершенство английского законодательства в конце 18-го века и на неспособность трансфертных программ того времени обеспечить справедливое распределение доходов.[6, c.254]
Несмотря на разнообразие взглядов на проблему неравенства доходов, все же глубоких и обстоятельных исследований по этой теме не производилось.
Лишь в середине 19-го века стали намечаться пути серьезного и детального анализа данного вопроса.
Мнение, что отношения
распределения полностью
Следующий исторический этап в развитии взглядов на распределение доходов характеризовался становлением теории предельной полезности.
Представители утилитаристского подхода полагали, что полезности,
извлекаемые из доходов в зависимости от их уровня, неодинаковы. Разные
индивидуальные функции полезностей приводят к дифференциации граждан по доходам в силу естественных и социальных различий граждан.
Анализом проблемы неравенства занимался А. Пигу. В работе «Экономическая теория благосостояния» он сформулировал принцип достижения максимума благ для наибольшего количества человек. Наибольший уровень благосостояния Пигу предлагал достичь проведением политики равномерного распределения доходов. Его заслуга состоит в рассмотрении положительных и отрицательных моментов регулирования доходов. Так, политика перераспределения таит в себе опасность негативного воздействия на накопление капитала и экономическую активность. Результат политики доходов – общие удовлетворение бедных категорий общества возрастает в большей степени, чем снижение общего удовлетворения богатых. В качестве главного метода регулирования доходов Пигу называл налоговое воздействие.
Видное место в развитии теории распределения доходов занимает концепция В. Парето. Он выявил зависимость между уровнем дохода и числом получающих его лиц. Согласно данному «закону Парето», распределение доходов низкого уровня может быть подвержено колебаниям, а высокого уровня – вполне стабильно. Причиной данного закона Парето называл естественную неравномерность распределения способностей граждан. Причем при росте общей суммы доходов в больших темпах, чем увеличение численности людей, вполне вероятно снижение дифференциации населения по уровню дохода.
Позже вышеуказанная идея оптимума Парето получила свое переосмысление и развитие такими английскими экономистами, как Н. Калдор и Д. Хикс.
Известен их принцип компенсации, в соответствии с которым эффективное распределение достигается при условии, что лица, увеличившие свое благосостояние за счет изменений в экономике, могут не только
компенсировать ухудшение материального положения других граждан, но и
сохранить исходный уровень своего благосостояния.
Разработкой основ социально-экономической теории благосостояния
занимались представители институционализма (Т. Веблен, У. Митчелл,
Д. Гэлбрейт, Я. Тинберген, Г. Мюрдаль). Цель реформирования в экономике
Гэлбрейт видит в формировании «нового социализма», среди элементов
которого – решение проблемы бедности и неравенства в распределении
доходов. Он пишет: «Непомерно большая часть национального дохода
достаётся ничтожной горстке людей на вершине лестницы, и слишком малая
часть - тем, кто относится к категории лиц со средними и низкими
доходами». Г. Мюрдаль является автором шведской модели социализма, был
сторонником социального регулирования рыночной экономики. Вмешательство государства на основе прямых и косвенных налогов с доходов, по его мнению, создаст равные экономические возможности для всех членов общества. Особое внимание он уделял законодательной базе, созданию равных условий для трудоспособных лиц и социальной защиты для
нетрудоспособных.
Целостную концепцию государственного регулирования рыночной
экономической системы создал Д. Кейнс. Немаловажную роль в своих
исследованиях он отводил проблеме неравенства доходов: «Наиболее
значительными пороками экономического общества … является … его
произвольное и несправедливое
распределение богатства и
мнению Кейнса, перераспределительная политика государства в пользу
низкодоходных категорий
населения обеспечит платежеспо
склонность к потреблению в обществе, что в свою очередь, расширит
производство и снизит уровень безработицы. Такое экономическое
обоснование государственного воздействия на процессы распределения
доходов в то время было достаточно новым.
Кроме того, большое внимание Кейнс уделял анализу способов регулирования доходов. Он отмечал, что система прямых налогов, особенно подоходного и налога с наследства, смягчает расслоение на богатых и бедных среди населения. Трудности государственного вмешательства в формирование доходов через налогообложение составляют возможности уклонения от уплаты налогов. Другой сдерживающий фактор – необходимость роста капитала.
Однако по Кейнсу увеличение сбережений организаций и учреждений намного значительнее, чем богатство состоятельных людей. Поэтому политика перераспределения доходов может стать эффективной и в этом случае. Кейнс утверждал: « В современных условиях рост богатства не только не зависит от воздержания состоятельных людей, как обычно думают, но, скорее всего, сдерживается им. Одно из главных социальных оправданий большого неравенства в распределении богатства, следовательно, отпадает». Теория Кейнса стала господствующей после «великой депрессии 1929 – 1933-их годов». Когда государственное регулирование доходов приняло большие масштабы во многих странах, «закономерным стал возврат от
социально-дирижистского типа экономического мировоззрения к
либерально-
Такой школой современных
экономических течений