Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:41, курсовая работа
Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", проанализировать доходы населения и их виды, источники, формирование.
ВВЕДЕНИЕ
1. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты
1.2 Индикаторы и показатели качества жизни населения
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: ВИДЫ, ИСТОЧНИКИ, ФОРМИРОВАНИЕ
2.1 Распределение доходов: концепции и взгляды экономистов
2.2 Структура и динамика доходов населения. Номинальные и реальные доходы. Сущность и причины дифференциации доходов населения.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Положение резко изменилось
с начало преобразования и становлением
рыночных отношений. С одной стороны,
работнику предоставлена
Одним из существующих факторов дифференциации оплаты труда работников выступают подоходные налоги. Россия отличается от западных стран своеобразной «уравниловкой». В настоящее время введен единый подоходный налог на доходы населения в размере 13 %. Вто время как в странах ЕС действуют прогрессивные шкалы с увеличением налоговых ставок при росте денежных доходов. Так, в Германии высшая налоговая ставка установлена в размере 53 % дохода, в Великобритании, Испании, Венгрии, Эстонии - 40% Неравенство и социально-имущественное расслоение населения одна из серьезных проблем становления и развития рыночных отношений. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются децильный коэффициент, коэффициент Джини и кривая Лоренца. Децильный коэффициент - это соотношение между средними доходами 10 % наиболее обеспеченных и 10 % наименее обеспеченных граждан. Коэффициент Джини - это индекс концентрации доходов населения. Кривая Лоренца показывает степень удаления фактического распределения доходов от состояния абсолютного равного распределения.[9, c.115]
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Повышение уровня жизни – важнейшая задача социальной политики. В РФ надо быстрее восстановить доходы и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения.
Задачи эти очень сложные. У большинства населения снижение уровня жизни продолжается длительное время. За годы реформ он упал примерно у 60% россиян. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 30%. Фонд оплаты труда сегодня составляет всего 37% к уровню 1990 г. Калорийность питания снизилась примерно на 10, потребление белков — на 20%. Общая численность безработных выросла до 14% экономически активного населения. Не менее важным является и преодоление несправедливости в распределении доходов.
К сожалению, негативные тенденции преодолеть не удалось. В среднем за 1998 г. 47,8% населения имели денежные доходы ниже прожиточного минимума (ПМ) и, по существу, являлись бедными, 30,1% относились к малообеспеченным — их денежные доходы располагались в промежутке между одним и двумя ПМ. Первое полугодие 1999 г. также не принесло перелома, хотя в экономике и наметилось некоторое оживление. Уровень покупательной способности денежных доходов снизился на 19,4 процентных пунктов и составил 1,41 набора ПМ. По оценке специалистов Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за рассматриваемый период выросла до 56,7%. Дифференциация денежных доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составила 13,5 раз.
К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на снижение уровня жизни относятся:
-низкий уровень оплаты труда;
-рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы;
-длительное время сохраняющаяся крупномасштабная задолженность по выплатам заработной платы, пенсий, детских и других социальных пособий.
Для комплексного преодоления
перечисленных негативных тенденций
требуется выработка
Ее главной целью является формирование нового качества жизни, соответствующего целям социальной рыночной экономики.
Основными задачами могли бы стать:
• недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;
• повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;
• обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;
• переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у наиболее массовых социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).
В программе, на мой взгляд,
требуется предусмотреть
Повышение уровня оплаты труда
Сегодня необходимо не просто
повышение размеров оплаты труда, а
рост ее покупательной способности.
На обозримую перспективу могла
бы быть выдвинута задача восстановления
покупательной способности
В силу масштабности подобного
сдвига на пути к нему целесообразно
выделить промежуточный этап — восстановление
покупательной способности
Меры по повышению
покупательной способности
Первоочередные меры по повышению уровня оплаты труда предлагается осуществлять в следующих направлениях.
Первое — увеличение уровня номинальных денежных доходов населения путем:
а) повышения с 1 января 2000 г. минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Это приведет к сокращению размеров теневой экономики и увеличению доходов государственного бюджета;
б) установления с 1 января 2000 г. ставки (оклада) 1-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере 0,5 прожиточного минимума. С учетом того, что доля тарифа составляет в настоящее время примерно половину оплаты труда бюджетников, это позволит поднять через систему тарифных коэффициентов уровень оплаты труда работников всех квалификационных разрядов.
Второе — повышение уровня реально располагаемых денежных доходов населения на основе пересмотра с 1 января 2000 г. базы налогообложения и ставки подоходного налога с физических лиц в направлении снижения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых и соответствующего повышения их покупательной способности.
В частности, целесообразно устанавливать:
ставки подоходного налога от размера полученного в календарном году совокупного облагаемого дохода, выраженного числом прожиточных минимумов;
необлагаемый совокупный доход, полученный в календарном году, в размере 18 прожиточных минимумов трудоспособного работника;
минимальную ставку подоходного налога с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, в размере 8 (вместо 12), а максимальную — сохранить на уровне 45%.
Третье — повышение покупательной способности оплаты труда. Для этого необходимо:
ввести регулирование цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума. Это позволит уменьшить влияние инфляции на потребление предметов повседневного спроса малоимущим населением. Полномочия по регулированию цен следует передать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Им же нужно поручить определять порядок розничной торговли товарами с регулируемыми ценами;
осуществлять обязательную индексацию выплаченной заработной платы при повышении потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника, а также при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования и превышении ими установленного порога (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума);
ввести индексацию невыплаченной заработной платы с использованием индекса потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги, рассчитываемого нарастающим итогом за время задержки выплаты соответствующей части оплаты труда.
Четвертое — оптимизация соотношения тарифной и надтарифной частей оплаты труда через использование механизма социального партнерства путем:
определения примерных
границ доли тарифной части оплаты
труда в генеральном
установления рекомендательных норм по данному соотношению на уровне конкретной территории в региональных соглашениях;
фиксирования нижней границы доли тарифа в оплате труда работников в отраслевых тарифных соглашениях;
определения минимально
гарантированной части
Объем средств, необходимых для решения перечисленных проблем, по оценкам специалистов ВЦУЖ, составит примерно 40 — 100 млрд руб. в зависимости от их источников. Верхняя граница определена с учетом внешних (инфляционных) по отношению к ВВП источников, не исключая проведение для этого целевой денежной эмиссии. Как показывают расчеты, последняя не приведет к ощутимому росту инфляции. В современной России только 10-15% инфляционного роста цен обусловлено повышением оплаты труда. Эффект же будет значительно выше.
Реализация предложенных выше мер потребует внесения изменений и дополнений в соответствующие законы, в частности: “О повышении минимального размера оплаты труда”, “Об упорядочении оплаты труда работников организации бюджетной сферы”, “О подоходном налоге с физических лиц”, “О государственной социальной помощи”, “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, “Об индексации денежных доходов и сбережении граждан в РСФСР” (от 24 октября 1991 г.).
Государственное регулирование занятости
Государственное регулирование рынка труда следует рассматривать как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. В этом контексте в программе нужно рассмотреть демографические факторы, оказывающие прямое воздействие на цену рабочей силы и рынок труда, раскрыть специфику последнего в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран ближнего зарубежья.
Центральное место должна занять характеристика занятости в связи с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Важно определить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности. В этой области следует разобраться с масштабами и формами неполной занятости, которая является одним из условий эффективности занятости. Здесь большую роль играют тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Необходимо пересмотреть саму идеологию закона о занятости, сориентировать его на расширение современных сфер приложения труда, повышение производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.
В программе нужно охарактеризовать систему мер по регулированию безработицы на основе определения ее естественного уровня (масштабов, обусловленных спадом производства). Пути преодоления безработицы, вызванной сжатием производства, следует задавать с учетом отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Так, сокращение женской безработицы целесообразно увязать с введением гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто в увязке с расширением сферы образовательных услуг. Социальную защиту безработных желательно сочетать с их профессиональной переподготовкой, с участием в общественных работах на период временной незанятости.
Активная государственная политика обеспечения полной занятости должна включать поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных. Кроме того, следует раскрыть особенности формирования общероссийского и региональных рынков труда, определить тенденции регулирования занятости на территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.