Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:08, реферат
Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.
Введение
Жилищно-коммунальное хозяйство является
одной из основных отраслей народного
хозяйства Российской Федерации, охватывающей
многоотраслевой
Система ЖКХ представлена жилыми,
общественными зданиями, эксплуатационными,
ремонтно-строительными, транспортными,
энергетическими и другими
ЖКХ города - это самостоятельная сфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.
Экономику городского хозяйства зачастую
отождествляют в ЖКХ, тем самым,
подчеркивая первостепенность для
местных властей задач
Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня
– это по данным федеральной статистики
2004 г. элементами национального богатства
(без учета стоимости земли, недр
и лесов) являются: основные фонды (36
669 млрд. руб.), материальные оборотные
средства (3042 млрд. руб.) и домашнее имущество
(4866 млрд. руб.), что составляет, соответственно,
82, 7 и 11% от итога. Таким образом, основным
элементом национального
Основные фонды жилищного
Коэффициенты обновления основных фондов низкие: в жилищном хозяйстве – 2,6%; в коммунальном хозяйстве – 0,9%; коэффициенты выбытия, соответственно, – 0,5 и 0,3%.
По данным 2006 г. среднемесячная численность работников ЖКХ – 3,0 млн. человек. Среднемесячная заработная плата в 2003 г. по отношению к среднероссийскому уровню составляла 87%. В 2006 г. уровень заработной платы в этой сфере экономики приблизился к среднероссийскому (результат повышения тарифов на услуги ЖКХ).
Проблемы развития ЖКХ в регионах
Проблемы регионального
Наиболее сложная ситуация сложилась
в традиционно проблемных регионах
– Корякском АО, на Камчатке, в
Магаданской области, Приморском крае.
В середине осени 10 субъектов федерации
были занесены в так называемый "красный
список", в них было завезено менее
60% требуемого топлива. Ситуация усугубляется
еще и аховым положением в энергетических
системах - процент физического износа
электрических сетей и
Если взять Омск и омскую область, то ситуация следующая главная проблема – это очистные сооружения омского Водоканала. Проблемы, с которыми сталкивается "Водоканал", характерны для всей отрасли ЖКХ - это старение фондов, отставание в развитии инженерных коммуникаций, несбалансированная тарифная политика. Плюс ко всему, Иртыш - река трансгенная. На ее берегах расположены крупные промышленные предприятия. Причем не только на территории России, но и в сопредельных государствах, влиять на хозяйственную деятельность которых практически нет возможности. Единственный выход в подобной ситуации - строительство современных очистных сооружений и модернизация уже имеющихся.
Москва
Даже в самом благополучном
городе страны жилищно-коммунальное хозяйство
по-прежнему остается одним из самых
проблемных секторов экономики. Так
считает Геннадий Лобок, председатель
комиссии по жилищной политике и жилищно-коммунальной
реформе Мосгордумы. Не хватает средств
и контроля Москвы. Основные проблемы
этой отрасли связаны с
По оценкам мэра Москвы Юрия Лужкова, чтобы привести ЖКХ в порядок, нужно 50-70 млрд. долларов.
По мнению Лобка, усугубляет ситуацию и недостаточный контроль за эксплуатирующими организациями. Большинство из них работает без сметы, что позволяет тратить деньги не по назначению. "Сегодня ЖКХ - это черная дыра. И если средства, перечисляемые Московским казначейством, жестко контролируются, то полученная ДЕЗами доходная часть (то есть платежи от населения) не контролируется вовсе", - сказал председатель комиссии Мосгордумы. Что касается частных инвестиций в ЖКХ, то, по словам Геннадия Лобка, все средства идут на ремонтные работы в домах, а не на коммунальные объекты.
На сегодняшний день все москвичи, кроме льготных категорий граждан, платят за коммунальные услуги 60% от их реальной стоимости, остальное дотируется из городского бюджета. Еще два года назад в правительстве Москвы заговорили о необходимости поднять квартплату до 100% и даже рассылали по две квитанции, чтобы сознательные горожане могли платить по-новому. Эксперимент не удался. Нежелание москвичей платить по полной программе объясняется не только желанием сэкономить, но и недовольством качеством предоставляемых услуг.
Между тем, городские власти не видят
иного выхода, кроме повышения
оплаты коммунальных услуг до 100%. Эксперты
считают, что проблему можно решить
иначе: разрушить монополию на рынке
эксплуатационных организаций и
дать жителям возможность самим
выбирать обслуживающую компанию. Сейчас
в Москве на рынке ЖКХ работает
всего 1559 малых предприятий, которые
обеспечивают лишь 10% рынка коммунальных
услуг города. Причина слабого
проникновения бизнеса в
В округах столицы активно
Что касается приборов учета потребления воды, то, по словам руководителя Комплекса городского хозяйства Петра Аксенова, на сегодняшний день они установлены в 30% жилых домов города, в 70% учреждений социальной сферы и в 80% коммерческих структур.
Финансовое состояние организаций ЖКХ
В 2004–2006 гг. количество убыточных
предприятий ЖКХ медленно уменьшалось,
однако финансовое состояние отрасли
в целом осталось неудовлетворительным.
Суммарная задолженность
Анализ состояния основных
фондов и финансового обеспечения
организаций ЖКХ
Источники финансирования организаций ЖКХ. Реформа ЖКХ и её влияние на улучшение состояния ЖКХ
Рыночная экономика охватывает
целый ряд отраслей, особое место
среди которых занимает ЖКХ. Рынок
жилья и коммунальных услуг открывает
возможности для свободного перелива
капиталов, притока финансовых ресурсов
в отрасль. Одновременно функционирование
рынка жилья создает
Финансовые отношения
предприятий жилищно-
Главная задача экономической
реформы ЖКХ состоит в переходе
от бесплатного или почти
Выполнение этой задачи началось
с 1997 г. в условиях снижения реального
уровня жизни населения, сложившейся
привычки людей к бесплатному
предоставлению жилья и низкой, в
пределах 4%, оплаты населением коммунальных
услуг. На начальном этапе реформы
наблюдались коренное изменение
жилищного законодательства, изменение
структуры жилищного фонда и
предприятий отрасли по формам собственности,
переход на договорные отношения
собственников жилищного фонда
и предприятий ЖКХ, совершенствование
финансовых отношений в отрасли.
Повышение размера оплаты жилья
и коммунальных услуг сочеталось
с одновременным применением
мер социальной защиты населения
в виде предоставления субсидий на
оплату жилья и коммунальных услуг,
антимонопольного регулирования и
развития конкуренции в сфере
жилищно-коммунального
Основными источниками финансирования организаций ЖКК России являются:
– платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;
– платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;
– платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;
– дотации федерального бюджета;
– дотации региональных бюджетов.
До реформы (1991 г.) платежи
населения на содержание ЖКХ составляли
4%, платежи предприятий и
Причинами того, что фактические платежи населения оказались значительно ниже эксплуатационных издержек, стали:
– экономическая политика советской власти;
– низкая платежеспособность работающего населения России;
– наличие 43 категорий граждан, пользовавшихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде;
– отсутствие должного контроля за установлением цен и тарифов для населения по различным видам коммунальных услуг.
За период реформы ЖКХ
структура источников финансирования
предприятий отрасли
Предприятия ЖКХ по-прежнему
остаются одним из крупнейших бюджетополучателей.
Во многих городах и муниципальных
образованиях эти расходы составляют
до 40% от бюджетов. Преобразования жилищно-коммунальной
отрасли – важнейшая