Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:08, реферат
Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.
Одна из основных целей реформирования ЖКХ – снижение издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, соответствующих определенным параметрам качества. На конец 2006 г. не возникло финансовой заинтересованности в снижении затрат в системе ЖКХ, что автоматически (без роста платежей) увеличило бы долю оплаты населением коммунальных услуг.
Увеличение тарифов на
энергоресурсы и
Следует регулировать тарифы
на федеральном, региональном и местном
уровнях в рамках установления компетенций.
Одним из механизмов регулирования
роста тарифов на услуги ЖКХ является
применение методики исчисления предельного
процента роста тарифов в субъекте
РФ. Такой процент целесообразно
исчислять путем использования
следующей экономико-
Т = t + K,
где: Т – рост тарифа на услуги ЖКХ (в процентах к предыдущему году);
t – планируемая инфляция
(в процентах к отчетному году)
К – коэффициент опережающего роста тарифов на услуги (товары) естественных монополий.
Например, планируемый рост инфляции в 2007 г. – 8%, коэффициент опережающего роста тарифа К – 2% (устанавливается Правительством РФ на ряд лет), тогда Т = 8 + 2 = 10%. Следовательно, тарифы на услуги ЖКХ в 2007 г. должны вырасти не более чем на 10%.
Пути повышения эффективности организации и управления ЖКХ России Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом призвано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
– непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
– управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
– управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным
домом выбирается на общем собрании
собственников помещений в
Согласно Федеральному закону
от 21.07.05 № 115-ФЗ "О концессионных
соглашениях" предусмотрено привлечение
инвестиций в экономику, обеспечение
эффективного использования имущества,
находящегося в государственной
или муниципальной
В концессию передается недвижимое имущество:
– системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в т.ч. объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;
– объекты, предназначенные
для благоустройства
– объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии и др.
Стороны концессионного соглашения:
– концедент – Российская
Федерация, от имени которой выступает
Правительство РФ или уполномоченный
федеральный орган
– концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два (и более) указанных юридических лица.
Срок действия концессионного соглашения устанавливается с учетом сроков создания, реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера по концессионному соглашению.
При исполнении концессионного соглашения концессионер вправе распоряжаться объектом концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом № 115-ФЗ и концессионным соглашением, пользоваться им на безвозмездной основе в порядке, установленном соглашением.
Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в т. ч. за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
Концессионер несет
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии с типовым соглашением.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предложен ряд форм организации и управления жилищным и коммунальным фондом. Отношения между органами власти, собственниками и управляющими компаниями основываются на коммерческом расчете.
Опыт работы новых управленческих
структур в секторе ЖКХ пока отсутствует,
так как они только создаются
в субъектах РФ. Идет процесс поиска,
а поэтому оценивать
Заключение
В начале 90-х гг. население России оплачивало всего 4% эксплуатационных расходов на содержание и эксплуатацию ЖКХ. Остальная часть средств на покрытие расходов дотировалась из государственного бюджета.
В условиях перехода на рыночную
экономику стало очевидно, что
сложившаяся система
Указом Президента Российской
Федерации от 28.04.97 № 425 "О реформе
жилищно-коммунального
Основными целями реформирования ЖКХ являются:
– обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
– снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
– смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Как показывает опыт, экономические преобразования в ЖКХ на муниципальном уровне идут медленно.
В области реформирования системы финансирования ЖКХ на местах осуществляется постепенное увеличение тарифов на жилье и коммунальные услуги. Платежи населения к началу 2007 г. заняли около 80% в финансировании затрат предприятий отрасли.
После перехода на полную оплату жилищно-коммунальных услуг бюджетные обязательства должны сохраниться лишь в части компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот и адресных субсидий.
Состояние жилищного фонда и всей коммунальной инфраструктуры Российской Федерации остается неудовлетворительным.
В сфере ЖКХ сложилась следующая ситуация:
– велик (70–75%) износ основных фондов;
– около 5% жилых домов и зданий инфраструктуры подлежат сносу;
– медленно идет процесс коммерциализации;
– финансовое состояние
предприятий и организаций ЖКХ
не соответствует требованиям
– у организаций ЖКХ имеется большая кредиторская и дебиторская задолженность;
– велика доля бюджетного финансирования
при недостаточности доли населения
– реального потребителя
– частные инвесторы не
спешат взять на себя функции управления
производством коммунальных услуг
из-за убыточности большинства
Осуществляемая с 1993 г. экономическая реформа ЖКХ в России идет сложно и медленно, полученные результаты пока незначительны.
Трудности реформирования ЖКХ связаны с запущенностью этого сектора экономики, наличием противоречивых тенденций в финансовых отношениях заинтересованных участников процесса: властей всех уровней с их бюджетами, эксплуатационных муниципальных организаций, посредников, потребителей услуг, населения.
Целесообразно постепенно увеличивать тарифы за коммунальные услуги для физических лиц, с тем чтобы со временем тарифы для населения сравнялись с тарифами для юридических лиц. Однако при этом должна эффективно работать система социальной защиты граждан (семей) с низкими доходами.
Установленные сроки перехода на 100-процентную оплату населением эксплуатационных издержек необоснованны, так как главными целями являются социальная стабильность и поддержка процесса населением страны.
В связи с большой инфляцией
в стране (7–8% в год), а также
необходимостью повышения социальной
защиты малообеспеченных слоев населения
установленную максимально
Все уровни власти должны более серьезно и активно заниматься проблемами ЖКХ, а не перекладывать функции управления убыточным хозяйством на частных инвесторов, население и рынок. В целом же экономическая политика в области реформирования ЖКХ является правильной.
Cписок литературы
1. А. Кочиневой по материалам
российских и зарубежных СМИ,
информационных интернет-
2. ГТРК "ИРТЫШ" / В Омске за 13.07.05.
3. Иванов В.В., Коробова А.Н. " Муниципальный менеджмент". Справочное пособие М.: Инфра-М, 2002 год.
4. Концепция реформирования
жилищно-коммунального
5. Крылов В.А., Мокроносов
А.Г. " Формирование и развитие
рынка жилищно-коммунальных
6. Указ Президента РФ "О
реформе жилищно-коммунального
7. Чернышов Л.Н. "Ценовая и тарифная политика". - М. Книжный мир, 1998-248 с.
8. Чернышов Л.Н. "Формирование
рыночных отношений в жилищно-
9. Балабанов И.Т. Финансовый
анализ и планирование
10. Аболин А.А. Статистическая
отчетность 22-ЖКХ (субсидии) как зеркало
проведения реформы ЖКХ // Журнал
руководителя и главного
11. Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - №6-7 –2005
12. Конюхов Л.Н. и др.
Анализ финансового состояния
жилищно-коммунального
13. Кругликов А.А.