Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение внешнеэкономической деятельности малых предприятий. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
• изучить сущность и понятие малого предпринимательства;
• изучить роль малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности;
• рассмотреть критерии внешнеэкономической деятельности;
• изучить направления выхода малых предприятий на внешний рынок.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Сущность и критерии малого предприятия
1.1 Понятие и критерии предприятия (малого бизнеса)………………..5
1.2 Организация малого предприятия……………………………………7
1.3 Способы государственной поддержки малого предприятия………10
2.Малое предприятие в системе ВЭД
2.1 Специфика работы малого предприятия на внешнем рынке………16
2.2 Малые предприятия в мире и России………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………….31
Многосторонняя
кооперация специализированных
малых предприятий, имеющих различный
хозяйственно-правовой статус, стала
важной тенденцией
Благодаря
возможностям кооперации малые
предприятия пользуются
В федеральных программах предусматривается выделение следующих основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на общегосударственном уровне:
• формирование нормативно-правовой базы;
• совершенствование системы финансовой поддержки;
• создание системы информационного обеспечения;
• содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
• производственно-
Стимулирование
конкуренции
• антимонопольное законодательство, предусматривающее жесткий контроль за предприятиями, которые занимают или могут занять доминирующее положение на рынке;
• введение норм, устанавливающих определенные рамки (правила) для деловой активности;
• определенное регламентирование порядка выхода на рынок самостоятельных предпринимателей;
• последовательная либерализация внешнеэкономических связей. [10, 206]
Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволяет развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечивать организацию производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями осуществляется также в области распределения продукции и ремонта сложных изделий.
Характерной
чертой развития мирового
• ускоряется появление новых научно-технических предпринимательских структур;
• деятельность по развитию инноваций полнее ориентируется на потребности;
• происходит увеличение занятости и на этой основе улучшение социального положения населения.
Важное значение в обеспечении рациональной организации и эффективной деятельности малых предприятий имеет воспитание деловой культуры. Это касается безусловного соблюдения норм законодательства и налаживания цивилизованных отношений с партнерами, с органами государственной власти. Успех дела во многом здесь зависит от освоения этики деловых отношений, использования в интересах малого предпринимательства информационных, образовательных и консультационных услуг. Благоприятный социальный климат вокруг малого предпринимательства и мониторинг деловой активности становятся существенными условиями дальнейшего развития наиболее динамичных, адаптивных и гибких форм организации предприятий.
Система государственной поддержки характеризуется переплетением причинных связей и взаимодействий: например, такой элемент системы, как региональный Фонд поддержки предпринимательства причинно связан с другими элементами и более или менее прямо «отвечает» за те или иные характеристики системы в целом, при этом его функции обусловлены конкретными особенностями региона.
Кроме того, элементы системы государственной поддержки неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном «существовании» малого бизнеса. Вместе с тем системные элементы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование государственной поддержки в рамках системного подхода предполагает не только изучение системы как целостности, обладающей выраженными границами и набором составляющих ее элементов, но и определение структурных и функциональных взаимосвязей, что в итоге позволяет выявить соответствие функционирования системы стоящим перед ней задачам. В представленной статье автор остановится на формировании цели, задач и структуры системы государственной поддержки малого бизнеса.
Основную направленность системного подхода отмечал Л. Берталанфи: «Мы стремимся не просто описывать или предписывать, а, прежде всего, понять и охарактеризовать действия объекта, в том числе ожидаемые действия...Системный подход главное внимание сосредоточивает на изучении поведения объекта. Главный вопрос здесь - не «что это такое?», а «что оно делает?» [21, 15].
На федеральном уровне в систему государственной поддержки малого бизнеса вовлечены все ключевые структуры: от Президента и Правительства до Совета Федерации и Государственной Думы. На данном уровне создаётся правовая основа, в рамках которой действует вся система государственной поддержки: разрабатываются законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность органов поддержки, рекомендательные и нормативно-методические материалы по организации и оптимизации деятельности малых субъектов рынка, то есть создаются условия (правовые, финансовые, организационно-методические) для реализации политики государственной поддержки малого бизнеса. При этом политика создания системы государственной поддержки должна быть увязана с задачами государства по развитию малого бизнеса и с государственной экономической политикой в целом.
На региональном уровне устанавливается единый для региона общий порядок оказания государственной поддержки малому бизнесу, учитывающий специфику региона и особенности местных поселений, текущие и перспективные социально-экономические потребности региона, обеспечивающий согласованность интересов населения, малых предприятий региона и государства в целом, при этом не противоречащий федеральному. Функцией региональных органов поддержки малого бизнеса является реализация мероприятий, разработанных на федеральном уровне, разработка правовых актов по поддержке в соответствии с потребностями региональных субъектов малого бизнеса, индикативное планирование в контексте форм и методов региональной государственной поддержки, прямое финансирование малых предприятий региона, обратившихся за поддержкой, сбор и анализ данных о развитии малого бизнеса региона, обеспечение обратной связи государственных органов с субъектами малого бизнеса, защита его интересов, консультативное обеспечение государственной политики в области поддержки малого бизнеса, создание условий для формирования субъектов инфраструктуры государственной поддержки и координация их деятельности. [22, 48]
Органы муниципального уровня, находящиеся на нижней ступени структуры анализируемой системы, оказывают непосредственное воздействие в рамках государственной поддержки малого бизнеса. Функции данного уровня - реализация региональных концепций в границах муниципального поселения. Однако необходимо отметить, что в настоящее время эффективность поддержки со стороны муниципальных органов - весьма низкая (а там, где оказывается поддержка, формы ее - достаточно скудны), это можно объяснить и несогласованностью региональных и местных программ, во многих случаях - декларативностью целевых программ, позицией глав муниципалитетов ввиду отсутствия возможностей и полномочий оказания реальной поддержки малым предприятиям. Хотя именно органы местного самоуправления (пусть и не входящие в систему государственной власти, но наравне с ней являющиеся частью публичной власти в государстве) имеют возможность в максимальной степени учитывать специфику местных условий и потребности как населения муниципального образования, так и его бизнес-сообщества. В целом, муниципальные органы осуществляют координацию деятельности органов по государственной поддержке, контроль за соблюдением норм и правил ее оказания в муниципальном образовании, а также взаимодействие с субъектами инфраструктуры государственной поддержки.
2 Малое предприятие в системе ВЭД
2.1 Специфика работы малого предприятия на внешнем рынке
Зарубежные рынки становятся все более привлекательными для малых и средних предприятий. Если компания решает выйти на внешние рынки, то важную роль играет целенаправленное планирование и практическая продуманность выбранного направления.
В настоящее время глобализация мировой экономики подталкивает предприятия к выходу на внешние рынки. Зарубежные рынки представляют новые возможности сбыта продукции. Несомненные выгоды от выхода предприятия на внешние рынки ставят проблему разработки политики международного маркетинга и организации системы сбыта с учетом новых потребностей.
Это особенно трудная задача для предприятий, которые ранее обслуживали только внутренний рынок и не имели постоянных внешнеторговых связей. Международные сделки и поставки обычно занимают больше времени, часто требуют использования новых видов транспорта и подвержены влиянию не только местных, но и иностранных законодательных актов.
Несмотря на все трудности, связанные с выходом на внешние рынки, разработка международной стратегии вывода продукции на внешние рынки является необходимым условием успеха современного предприятия в условиях жесткой международной конкуренции.
При выборе иностранного канала сбыта предприятие должно проранжировать рынок по следующим параметрам:
· Привлекательность.
· Конкурентное преимущество.
· Риск
Привлекательность рынка определяется на основе таких факторов, как язык, законы, географическое положение, стабильность, схожесть культурных традиций и т.п.
Конкурентное преимущество характеризуется рыночной стратегией предприятия, наличием конкурентов, этапом жизненного цикла товара.
Риск можно разделить на два основных вида.
1. Риск инвестирования связан с возможностью национализации собственности предприятия иностранным правительством или с ограничениями перевода инвестированных ресурсов за границу.
2. Операционный риск связан с экономическим спадом в стране, девальвацией валюты, забастовками и прочими факторами.
После определения критериев предприятие должно осуществить свой выбор внешних рынков, учитывая потенциал рынка, возможный риск, прогнозируемый объем продаж, предполагаемые издержки и прибыль.
Предпочтение отдается тем странам, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой. При выборе страны следует учесть и такой аспект, как правовые нормы и правила, действующие в стране и имеющие отношение к сотрудничеству.
Правильный выбор страны во многом определит будущую эффективность работы предприятия на внешнем рынке. Традиционно компании - экспортеры начинают осваивать рынок соседних стран, где он экономически и культурно складывается аналогично рынку своего государства.
Более привлекательные иностранные рынки могут быть выбраны по заданному образцу. Это означает, что выбирается несколько критериев, уместных и важных для компаний, и те рынки, которые соответствуют требованиям компании [26, 298].
Таблица 2 Стратегии выхода на зарубежный рынок
Экспорт |
Франчайзинг |
Совместная предпринимательская деятельность |
Прямые инвестирование |
1.Косвенный маркетинг |
Право использовать технологию, торговую марку и патент |
1. Инвестиции в существующее предприятие |
1.Сборочные предприятия |
2.Прямой экспорт |
2. Новое совместное предприятие |
2.Производственные предприятия |
Экспорт. Наиболее распространенной стратегией выхода внешний рынок является экспорт, остальные три стратегии отличаются более высокой сложностью.