Участие малых предприятий в ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение внешнеэкономической деятельности малых предприятий. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
• изучить сущность и понятие малого предпринимательства;
• изучить роль малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности;
• рассмотреть критерии внешнеэкономической деятельности;
• изучить направления выхода малых предприятий на внешний рынок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1 Сущность и критерии малого предприятия
1.1 Понятие и критерии предприятия (малого бизнеса)………………..5
1.2 Организация малого предприятия……………………………………7
1.3 Способы государственной поддержки малого предприятия………10
2.Малое предприятие в системе ВЭД
2.1 Специфика работы малого предприятия на внешнем рынке………16
2.2 Малые предприятия в мире и России………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

овэд переделанный.docx

— 67.93 Кб (Скачать файл)

     Многосторонняя  кооперация специализированных  малых предприятий, имеющих различный  хозяйственно-правовой статус, стала  важной тенденцией современного  производства. Она приобретает все  более широкий масштаб и разнообразные  формы – субподряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, развитие отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого  питания и т. д.), совместный выход  на внешние рынки, венчурный бизнес и т.п.

     Благодаря  возможностям кооперации малые  предприятия пользуются рыночными  преимуществами на основе детального  знания потребительских предпочтений  и близости к рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за малой емкости не слишком интересуют крупные предприятия. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается нестабильностью, технология производства /постоянно меняется, что создает для малых предприятий многочисленные рыночные ниши. Малые предприятия чутко реагируют на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.[11, 58]

 

    1. Способы государственной поддержки предприятия

 

   В федеральных программах предусматривается выделение следующих основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на общегосударственном уровне:

• формирование нормативно-правовой базы;

• совершенствование системы финансовой поддержки;

• создание системы информационного обеспечения;

• содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

• производственно-технологическая поддержка.

     Стимулирование  конкуренции предпринимательских  организаций со стороны государства  включает в себя четыре главных  направления:

• антимонопольное законодательство, предусматривающее жесткий контроль за предприятиями, которые занимают или могут занять доминирующее положение на рынке;

• введение норм, устанавливающих определенные рамки (правила) для деловой активности;

• определенное регламентирование порядка выхода на рынок самостоятельных предпринимателей;

• последовательная либерализация внешнеэкономических связей. [10, 206]

Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволяет развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечивать организацию производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями осуществляется также в области распределения продукции и ремонта сложных изделий.

       Характерной  чертой развития мирового хозяйства  является формирование с широким  участием малых предприятий территориальных  научно-технических и научно-промышленных комплексов, получивших известность как технопарки, технополисы, инкубаторы бизнеса, инновационные центры. Технопарковые структуры оказывают существенное воздействие на развитие экономики по ряду направлений:

• ускоряется появление новых научно-технических предпринимательских структур;

• деятельность по развитию инноваций полнее ориентируется на потребности;

• происходит увеличение занятости и на этой основе улучшение социального положения населения.

     Важное значение в обеспечении рациональной организации и эффективной деятельности малых предприятий имеет воспитание деловой культуры. Это касается безусловного соблюдения норм законодательства и налаживания цивилизованных отношений с партнерами, с органами государственной власти. Успех дела во многом здесь зависит от освоения этики деловых отношений, использования в интересах малого предпринимательства информационных, образовательных и консультационных услуг. Благоприятный социальный климат вокруг малого предпринимательства и мониторинг деловой активности становятся существенными условиями дальнейшего развития наиболее динамичных, адаптивных и гибких форм организации предприятий.

Система государственной поддержки характеризуется переплетением причинных связей и взаимодействий: например, такой элемент системы, как региональный Фонд поддержки предпринимательства причинно связан с другими элементами и более или менее прямо «отвечает» за те или иные характеристики системы в целом, при этом его функции обусловлены конкретными особенностями региона.

Кроме того, элементы системы государственной поддержки неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном «существовании» малого бизнеса. Вместе с тем системные элементы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование государственной поддержки в рамках системного подхода предполагает не только изучение системы как целостности, обладающей выраженными границами и набором составляющих ее элементов, но и определение структурных и функциональных взаимосвязей, что в итоге позволяет выявить соответствие функционирования системы стоящим перед ней задачам. В представленной статье автор остановится на формировании цели, задач и структуры системы государственной поддержки малого бизнеса.

Основную направленность системного подхода отмечал Л. Берталанфи: «Мы стремимся не просто описывать или предписывать, а, прежде всего, понять и охарактеризовать действия объекта, в том числе ожидаемые действия...Системный подход главное внимание сосредоточивает на изучении поведения объекта. Главный вопрос здесь - не «что это такое?», а «что оно делает?» [21, 15].

На федеральном уровне в систему государственной поддержки малого бизнеса вовлечены все ключевые структуры: от Президента и Правительства до Совета Федерации и Государственной Думы. На данном уровне создаётся правовая основа, в рамках которой действует вся система государственной поддержки: разрабатываются законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность органов поддержки, рекомендательные и нормативно-методические материалы по организации и оптимизации деятельности малых субъектов рынка, то есть создаются условия (правовые, финансовые, организационно-методические) для реализации политики государственной поддержки малого бизнеса. При этом политика создания системы государственной поддержки должна быть увязана с задачами государства по развитию малого бизнеса и с государственной экономической политикой в целом.

На региональном уровне устанавливается единый для региона общий порядок оказания государственной поддержки малому бизнесу, учитывающий специфику региона и особенности местных поселений, текущие и перспективные социально-экономические потребности региона, обеспечивающий согласованность интересов населения, малых предприятий региона и государства в целом, при этом не противоречащий федеральному. Функцией региональных органов поддержки малого бизнеса является реализация мероприятий, разработанных на федеральном уровне, разработка правовых актов по поддержке в соответствии с потребностями региональных субъектов малого бизнеса, индикативное планирование в контексте форм и методов региональной государственной поддержки, прямое финансирование малых предприятий региона, обратившихся за поддержкой, сбор и анализ данных о развитии малого бизнеса региона, обеспечение обратной связи государственных органов с субъектами малого бизнеса, защита его интересов, консультативное обеспечение государственной политики в области поддержки малого бизнеса, создание условий для формирования субъектов инфраструктуры государственной поддержки и координация их деятельности. [22, 48]

Органы муниципального уровня, находящиеся на нижней ступени структуры анализируемой системы, оказывают непосредственное воздействие в рамках государственной поддержки малого бизнеса. Функции данного уровня - реализация региональных концепций в границах муниципального поселения. Однако необходимо отметить, что в настоящее время эффективность поддержки со стороны муниципальных органов - весьма низкая (а там, где оказывается поддержка, формы ее - достаточно скудны), это можно объяснить и несогласованностью региональных и местных программ, во многих случаях - декларативностью целевых программ, позицией глав муниципалитетов ввиду отсутствия возможностей и полномочий оказания реальной поддержки малым предприятиям. Хотя именно органы местного самоуправления (пусть и не входящие в систему государственной власти, но наравне с ней являющиеся частью публичной власти в государстве) имеют возможность в максимальной степени учитывать специфику местных условий и потребности как населения муниципального образования, так и его бизнес-сообщества. В целом, муниципальные органы осуществляют координацию деятельности органов по государственной поддержке, контроль за соблюдением норм и правил ее оказания в муниципальном образовании, а также взаимодействие с субъектами инфраструктуры государственной поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Малое предприятие в системе ВЭД

 

2.1 Специфика работы малого предприятия на внешнем рынке

 

Зарубежные рынки становятся все более привлекательными для малых и средних предприятий. Если компания решает выйти на внешние рынки, то важную роль играет целенаправленное планирование и практическая продуманность выбранного направления.

В настоящее время глобализация мировой экономики подталкивает предприятия к выходу на внешние рынки. Зарубежные рынки представляют новые возможности сбыта продукции. Несомненные выгоды от выхода предприятия на внешние рынки ставят проблему разработки политики международного маркетинга и организации системы сбыта с учетом новых потребностей.

Это особенно трудная задача для предприятий, которые ранее обслуживали только внутренний рынок и не имели постоянных внешнеторговых связей. Международные сделки и поставки обычно занимают больше времени, часто требуют использования новых видов транспорта и подвержены влиянию не только местных, но и иностранных законодательных актов.

Несмотря на все трудности, связанные с выходом на внешние рынки, разработка международной стратегии вывода продукции на внешние рынки является необходимым условием успеха современного предприятия в условиях жесткой международной конкуренции.

При выборе иностранного канала сбыта предприятие должно проранжировать рынок по следующим параметрам:

· Привлекательность.

· Конкурентное преимущество.

· Риск

Привлекательность рынка определяется на основе таких факторов, как язык, законы, географическое положение, стабильность, схожесть культурных традиций и т.п.

Конкурентное преимущество характеризуется рыночной стратегией предприятия, наличием конкурентов, этапом жизненного цикла товара.

Риск можно разделить на два основных вида.

1. Риск инвестирования связан с возможностью национализации собственности предприятия иностранным правительством или с ограничениями перевода инвестированных ресурсов за границу.

2. Операционный  риск связан с экономическим спадом в стране, девальвацией валюты, забастовками и прочими факторами.

После определения критериев предприятие должно осуществить свой выбор внешних рынков, учитывая потенциал рынка, возможный риск, прогнозируемый объем продаж, предполагаемые издержки и прибыль.

Предпочтение отдается тем странам, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой. При выборе страны следует учесть и такой аспект, как правовые нормы и правила, действующие в стране и имеющие отношение к сотрудничеству.

Правильный выбор страны во многом определит будущую эффективность работы предприятия на внешнем рынке. Традиционно компании - экспортеры начинают осваивать рынок соседних стран, где он экономически и культурно складывается аналогично рынку своего государства.

Более привлекательные иностранные рынки могут быть выбраны по заданному образцу. Это означает, что выбирается несколько критериев, уместных и важных для компаний, и те рынки, которые соответствуют требованиям компании [26, 298].

 

 

 

 

Таблица 2 Стратегии выхода на зарубежный рынок 

Экспорт

Франчайзинг

Совместная предпринимательская деятельность

Прямые инвестирование

1.Косвенный маркетинг

Право использовать технологию, торговую марку и патент

1. Инвестиции в существующее  предприятие

1.Сборочные предприятия

2.Прямой экспорт

 

2. Новое совместное предприятие

2.Производственные предприятия


 

Экспорт. Наиболее распространенной стратегией выхода внешний рынок является экспорт, остальные три стратегии отличаются более высокой сложностью.

Информация о работе Участие малых предприятий в ВЭД