Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение внешнеэкономической деятельности малых предприятий. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
• изучить сущность и понятие малого предпринимательства;
• изучить роль малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности;
• рассмотреть критерии внешнеэкономической деятельности;
• изучить направления выхода малых предприятий на внешний рынок.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Сущность и критерии малого предприятия
1.1 Понятие и критерии предприятия (малого бизнеса)………………..5
1.2 Организация малого предприятия……………………………………7
1.3 Способы государственной поддержки малого предприятия………10
2.Малое предприятие в системе ВЭД
2.1 Специфика работы малого предприятия на внешнем рынке………16
2.2 Малые предприятия в мире и России………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………….31
Экспорт наиболее простой способ выхода на зарубежный рынок. Экспорт требует наименьших затрат ресурсов, потому что все маркетинговые функции в основном ложатся на плечи посредников. Предприятие может экспортировать свой товар двумя способами. Можно воспользоваться услугами независимых международных маркетинговых посредников (косвенный маркетинг) или проводить экспортные операции самостоятельно (прямой экспорт).
Практика косвенного экспорта наиболее распространена среди компаний начинающих свою экспортную деятельность, так как она требует меньших финансовых средств и связана с меньшим риском. Такой экспорт открывает для предприятия широкие возможности ухода с рынка, если прибыли не оправдывают ожиданий или ситуация на рынке становится неблагоприятной. В данном случае предприятие ведет дела с брокером, который находится на внутреннем рынке.
Основным преимуществом такого вида экспорта является то, что предприятие может избежать всех сложностей, связанных с доставкой товара за границу, тарифами, иностранными законодательными актами и другими подобными проблемами. Все эти обязанности перекладываются на посредника.
Среди недостатков можно отметить практически полную потерю контроля над ценами и доставкой товара на внешний рынок.
Несмотря на преимущества экспорта с использованием специализированных брокеров, некоторые предприятия предпочитают экспортировать свои товары напрямую посредникам, находящимся на внешнем рынке.
Выгодным отличием этого вида экспорта является повышение контроля предприятия над товарами, вывезенными на внешний рынок.
К недостаткам можно отнести дополнительные затраты, возникающие в данном случае.
Франчайзинг. Франчайзинг, как и экспорт - это довольно простой и эффективный способ выхода на внешние рынки. В этом случае предприятие (франчайзер) дает право использовать свою производственную технологию, торговую марку и патент другому предприятию (франчайзи), находящемуся на территории иностранного государства.
Помимо этого франчайзер обеспечивает техническую поддержку, помощь в организации маркетинговой деятельности и в ряде случаев обучение персонала. Взамен франчайзер получает плату. Причиной возникновения системы франчайзинга является возможность выйти на внешние рынки с минимальным риском и минимальными затратами.
Можно отметить ряд преимуществ франчайзинга перед экспортом. Франчайзинг представляет более широкие возможности контроля над сбытом товаров и требует небольших капитальных затрат. Также как и экспорт Франчайзинг менее рискован и дает больше гибкости при уходе с рынка в случае отсутствия прибыли.
Если франчайзи не выполняет условий контракта, то все, что может сделать франчайзер - это угрожать расторгнуть соглашение. Наконец, если франчайзер решает разорвать контракт, то он не только может потерять контроль, но и создать сильного конкурента на внешнем рынке, что затруднит его самостоятельный сбыт на этом рынке.
Совместная предпринимательская деятельность. Еще одним общим направлением выхода на внешний рынок является соединение усилий с коммерческими предприятиями страны партнера с целью создания производственных и маркетинговых мощностей.
В отличие от двух предыдущих стратегий решение создать совместное предприятие с иностранной компанией напрямую вовлекает предприятие в процесс управления деятельностью на внешнем рынке. При создании совместного предприятия обе компании имеют право контроля и управления. Совместное предприятие может быть создано двумя способами.
Во-первых, одно предприятие может сделать инвестиции в уже существующее другое предприятие.
Во-вторых, два или более предприятия могут объединиться вместе, чтобы создать новое совместное предприятие.
Существует несколько причин для организации совместных предприятий. Самая очевидная причина - это повышение контроля над производством и сбытом товаров на внешнем рынке. Предприятие может также принять такое решение, чтобы использовать специальные знания или доступ к каналам сбыта, которыми обладает иностранный партнер. Иногда совместное предприятие организуется, когда правительство не поощряет самостоятельный вход иностранных предприятий на местный рынок.
Тем не менее, этот способ выхода на внешние рынки имеет ряд недостатков. Во-первых, в данном случае риск значительно выше, чем при первых двух способах. Разногласия с иностранным партнером или ограничения, накладываемые иностранным правительством, могут помешать предприятию соответствующую отдачу от своих инвестиций. Подобные разногласия часто заставляют предприятие идти на компромиссы. Кроме того, создание совместных предприятий может помешать крупному предприятию, проводить единую глобальную маркетинговую и сбытовую политику на всех рынках сбыта.
Прямое инвестирование. Наиболее полной формой вовлечения в деятельность на зарубежном рынке является помещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий.
Прямые иностранные инвестиции дают самый высокий уровень контроля, который предприятие может иметь при выходе на внешний рынок. Возможны два метода прямых инвестиций.
Во-первых, предприятие может создать новую компанию нам внешнем рынке. Этот метод требует наибольших затрат, потому, что предприятие должно создать новые контакты и каналы сбыта, выбрать место для новой компании, нанять работников, приобрести оборудование.
Во-вторых, предприятие может приобрести уже существующую иностранную компанию. В данном случае предприятие только должно внести изменения в организационную структуру иностранной компании.
Прямые инвестиции обладают рядом преимуществ по сравнению с другими способами выхода на внешние рынки. Предприятие может полностью определять маркетинговую и сбытовую политику. Это может быть особенно необходимо для крупных предприятий, которые стремятся проводить единую политику на всех своих рынках. Это поможет более эффективной ценовой конкуренции, так как если товары производятся в стране сбыта, то не надо нести транспортных издержек, также затрат связанных с тарифами. Наконец, предприятие получает прямой контакт со своими клиентами на иностранном рынке и значит, может полнее удовлетворять их требования, что повышает его конкурентоспособность.
Существуют и недостатки прямых инвестиций. При прямых иностранных инвестициях велик риск, связанный с девальвацией иностранной валюты, политической нестабильностью, спадом на рынке и возможной национализацией имущества. Из-за крупных финансовых инвестиций в иностранный рынок гибкость политики предприятия в отношении этого рынка снижается.
При решении покинуть иностранный рынок предприятие может не только потерять значительные ресурсы, вложенные в него, но и нанести урон своей репутации. К тому же иностранное государство может налагать ограничения, препятствующие, проведению политики компании в отношении своих товаров или их сбыта.
Таким образом, управление предприятием на зарубежных рынках имеет свою специфику. Дополнительные трудности возникают у предприятий, привыкших ориентироваться только на внутренний рынок. Следовательно, руководство предприятий должно уделять разработке стратегии выхода на зарубежные рынки особое внимание [27, 102].
Построение канала сбыта на внешнем рынке. Канал сбыта представляет собой совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Каналы сбыта могут быть трех видов.
· Пpямыe кaнaлы cвязaны c пepeмeщeниeм тoвapoв и ycлyг бeз yчacтия пocpeдничecкиx opгaнизaций. Они чaщe вceгo ycтaнaвливaютcя мeждy пoтpeбитeлями и изгoтoвитeлями, кoтopыe pacпoлaгaют oгpaничeнными цeлeвыми pынкaми.
· Кocвeнныe кaнaлы cвязaны c пepeмeщeниeм тoвapoв и ycлyг cнaчaлa oт изгoтoвитeля к пocpeдникy, a зaтeм oт нeгo - к пoтpeбитeлю. Тaкиe кaнaлы oбычнo пpивлeкaют пpeдпpиятия и фиpмы, кoтopыe c цeлью yвeличeния pынкoв cбытa coглacны oткaзaтьcя oт cвoиx cбытoвыx фyнкций и pacxoдoв, a тaкжe гoтoвы ocлaбить кoнтaкты c пoтpeбитeлями.
Смeшaнныe кaнaлы oбъeдиняют чepты пepвыx двyx кaнaлoв.
Стратегии выхода на внешний рынок. При выборе стратегии выхода на внешний рынок предприятие имеет четыре альтернативы. Оно может выбрать любую из них или их комбинацию, для того чтобы достичь своих целей и приспособиться к действующим на рынке условиям.
К стратегиям выхода на внешний рынок относится:
· Экспорт
· Франчайзинг
· Совместная предпринимательская деятельность
· Прямое инвестирование
Проблемы малого бизнеса России. Количество закрывших бизнес индивидуальных предпринимателей с начала этого года достигло 531,9 тыс. человек, свидетельствует статистика Федеральной налоговой службы. Решение прекратить работу приняли также 18,2 тыс. фермеров. На 1 октября количество ИП и фермерских хозяйств уменьшилось до 2,126 млн. Значительному увеличению числа тех, кто прекратил свой бизнес, способствовало решение правительства увеличить страховые взносы с 2013 года для лиц, осуществляющих деятельность в рамках малого предпринимательства, более, чем в два раза.[24]
По словам уполномоченного по правам предпринимателей Павла Солодкого, введение новых налоговых отчислений, привело к закрытию тех предприятий, которые вообще не работали, либо были не в состоянии в силу своей низкой рентабельности выдержать эту налоговую нагрузку. По данным «Деловой России», только за первые три квартала 2013 году бюджет потерял налогов закрывшихся предпринимателей на 13,5 млрд рублей, тогда как дополнительно планировалось получить 5,1 млрд рублей.
В октябре 2013 года Союз промышленников и предпринимателей России провел очередной опрос бизнеса. Данные, полученные специалистами, не обрадовали: сводный индекс деловой среды по-прежнему находится в негативной зоне(45,2 пункта), а динамика Индекса инвестиционной и социальной активности упала на 7,9 пунктов. Выяснилось, что всего 45,5 процента респондентов указали, что их компании осуществляли инвестиционные проекты за прошедший месяц. Число таких предприятий снизилось на 16,5 процента по сравнению с августом. На 12 процентов сократилось число компаний, которые проводили наём сотрудников.
Почему-то не удивляют данные, которые были получены в результате мониторинга темы выживания малого и среднего бизнеса, проведенного в Европе Высшей школой менеджмента СПГУ, Центром предпринимательства и компании EY. Как оказалось, лишь три российских предприятия из ста могут просуществовать свыше 3-х лет. Иными словами, лишь 3,4% вновь возникающих в России малых и средних предприятий существует на рынке более трех лет.Другие страны имеют совсем другой показатель выживаемости стартапов. В Норвегии — это 6,15 процентов, в Финляндии — 6,65 процентов, в Испании — 8,39 процентов, в Греции — 12,6 процентов.
По словам партнера компании
«Налоговик» Сергея Варламова, «порядка
95% стартапов умирает еще в первый год»,
потому что малый бизнес в России не получает
заметной поддержки от государства и при
этом вынужден конкурировать с крупными
компаниями.
Но и это не единственная проблема, которое
имеет государство в связи с понижением
активности малого бизнеса. В последнее
время обозначилась тенденция вывода
капитала за рубеж малыми и средними предпринимателями.
Как сообщил Росстата, в 2013 году отток
заметно активизировался. Заметно возросло
число мелких и средних предпринимателей,
которые продают российский бизнес в России
и приобретают малые зарубежные активы.
Большим спросом сейчас пользуются чешские
рестораны, маленькие магазинчики в ОАЭ,
мини отели в Австрии.
Аналитики считают, что подобная
тенденция продолжится и в 2014 году. Причем,
главными причинами называют следующие:
-низкая доступность кредитов;
-усилившееся налоговое бремя;
-ужесточение российского законодательства
в отношении малых предпринимателей;
-заметное повышение арендных ставок в
крупных российских городах.
-высокий уровень конкуренции с крупным
бизнесом.
Руководству страны эти тенденции хорошо известны. Намечены определенные меры по их устранению. Так, на ежегодном Гайдаровском экономическом форуме в Москве Медведев заявил, что на поддержку малого и среднего бизнеса в 2013 году было потрачено 21,5 млрд. рублей государственных субсидий, и эта поддержка будет больше в 2014 году. Глава Минэкономразвития РФ, Алексей Улюкаев, тоже заявляет о серьезных намерениях оказать помощь малому предпринимательству. В 2014 будет создан специальный Федеральный гарантийный фонд, в который из госбюджета будет направлено 70 миллиардов рублей. Предполагается, что деятельность фонда будет направлена на предоставление финансовые гарантии банкам за компании малого и среднего бизнеса. [25]
2.2 Малые предприятия в мире и России
На сегодняшний день нет единого и четкого определения малого бизнеса. У каждого члена ЕС, например, свои понятия о малом бизнесе. Например, во Франции малой компанией считается любая фирма с общей численностью персонала до 50 человек. А в Германии у предпринимателя подчиненных значительно меньше - от 1 до 9 человек, при этом введены дополнительные ограничения годового оборота малой компании - до 700 тысяч. Швейцария, не являющаяся членом ЕС, понимает под малым предприятием фирму с численностью от 1 до 200 человек и годовым оборотом не более 20 млн.
В США, Канаде, Японии и Китае критерии малых компаний устанавливаются для каждой отрасли индивидуально. Американский магазин имеет право именовать себя малым предприятием, если его штат не превышает 50 сотрудников. В то же время промышленная компания может также считаться малой при численности персонала до 500 человек. Зато в Японии магазинчик является малым, только если в нем работают до 5 человек. В Китае оптовая компания получает статус малого предприятия при обороте до 30 млн. иен и численности персонала до 100 человек.