Финансирования предприятий здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение вопросов финансирования предприятий здравоохранения.
Задачи:
1. Рассмотреть организацию финансовых ресурсов в здравоохранении
2. Выявить источники финансирования здравоохранения в Алтайском крае.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление бюджетом системы здравоохранения муниципального образования..doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Комплексный анализ деятельности бюджетных организаций  способствует более эффективному использованию  средств, направляемых на содержание непроизводственной сферы. В этой связи, эффективное  управление бюджетными учреждениями и  рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость в организации анализа показателей их финансово - хозяйственной деятельности.

Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения - это совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении данного учреждения. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования. Для финансирования учреждений здравоохранения используются следующие источники: бюджет (федеральный и территориальный); фонды обязательного медицинского страхования; денежные средства, полученные от выполнения работ (услуг), проведения мероприятий на платной основе; доходы от предпринимательской и иных видов деятельности; добровольные взносы; другие денежные поступления.

К сожалению, в настоящее время наблюдается большой разброс в подходах к использованию средств медицинских учреждений - от жесткого ограничения до расточительства и злоупотреблений. Это и определило актуальность темы курсовой работы.

Целью данной работы является изучение вопросов финансирования предприятий здравоохранения.

Задачи:

1. Рассмотреть организацию финансовых  ресурсов в здравоохранении

2. Выявить источники финансирования здравоохранения в Алтайском крае.

Объект исследования - финансирование здравоохранения в Алтайском крае.

Предмет исследования – особенности управления финансированием в здравоохранении Алтайского края.

Метод исследования - статистический анализ, метод научного исследования,  синтез, обобщение и сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Система финансирования здравоохранения

1.1 Роль здравоохранения в финансовом секторе

 

Важным элементом экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение — одна из ведущих отраслей сферы обслуживания. Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека — главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны; и повышению благосостояния народа. Снижение уровня смертности и инвалидности содействует росту национального дохода. В этом выражается важнейший вклад здравоохранения в экономику.

За годы советской власти в стране было много сделано для развития здравоохранения. Оно стало народным, обеспечивающим медицинскими услугами широкие массы. Однако по мере милитаризации экономики, уменьшения средств, выделяемых на здравоохранение, оно стало отставать от индустриально развитых стран по показателям, характеризующим его материальное обеспечение. К началу 1990-х годов расходы на здравоохранение составляли примерно 3% в ВВП. В развитых странах они достигали 8—9%. В результате недофинансирования здравоохранения в 1985 г. в России 13% больниц размещались в зданиях, находящихся в аварийном состоянии, 41% больниц не имели горячей воды, 32% — канализации, 23% — водопровода. Обеспеченность лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) была на низком уровне 1.

В ряде экономических районов страны, особенно в районах нового освоения и в сельской местности, ощущалась нехватка медицинских учреждений и медицинских работников. Недостаточно развитая сеть медицинских учреждений вынуждала сельских жителей часто совершать дальние поездки в города, и обращаться там за помощью в медицинские учреждения. Причем с развитием пригородного транспортного сообщения удельный вес посещений сельских жителей в общем объеме посещений врачей в городских лечебно-профилактических учреждениях рос, что увеличивало нагрузку на городские медицинские учреждения.

Большое социальное и экономическое значение здравоохранения, неудовлетворенная потребность в медицинском обслуживании населения предопределяли необходимость его дальнейшего развития.

Однако финансовых ресурсов для развития здравоохранения постоянно не хватало. Одной из важных причин этого было то, что здравоохранение, как и другие отрасли социального обслуживания, относились к непроизводственной сфере, которая финансировалась по остаточному принципу, т.е. сначала удовлетворялись финансовые и материальные потребности предприятий сферы материального производства, и в первую очередь предприятий военно-промышленного комплекса, а остаток средств направлялся на социально-культурные мероприятия, в том числе на здравоохранение. Все это требовало коренных изменений в финансировании этой отрасли обслуживания населения.

Процесс реформирования здравоохранения и его финансирования решался в середине 1980-х годов. В это время был проведен эксперимент по реформированию здравоохранения. В систему бюджетного финансирования были внесены серьезные изменения. Средства из бюджета стали выделяться в расчете на одного жителя. Держателями средств стали амбулаторно-поликлинические учреждения. Между ними и больницами вводились расчеты за лечение больных в больницах. Медицинским учреждениям разрешалось заключать договора с предприятиями на медицинское обслуживание их работников сверх нормативов бесплатной медицинской помощи.

Переход на рыночные отношения в начале 1990-х годов отразился на здравоохранении. Экономический кризис привел к еще большему недофинансированию отрасли. В 1992 г. на здравоохранение было выделено 40% средств от фактической потребности. Стала очевидной невозможность решения проблем финансирования только за счет бюджетных средств. Это предопределило переход от государственной к бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения.

Во времена централизованного планирования финансирование лечебно-профилактических учреждений осуществлялось по нормативам затрат (бюджетно-сметное финансирование), не связанным с конечными, социально значимыми показателями (законченный случай лечения больного и другие модели), а больше ориентировалось на объемные показатели, такие как число коек в стационаре, число посещений в смену в амбулаторно-поликлиническом звене, обеспеченность врачебными кадрами и др. В этом одна из причин экстенсивного развития отрасли, недостаточного выделения финансовых ресурсов для приобретения медицинского оборудования, новых медицинских препаратов, внедрения новых медицинских технологий и расширения основных непроизводственных фондов, более низкого по сравнению со средней заработной платой по народному хозяйству в целом уровня заработной платы медицинских работников.

Составляющей новой модели экономической организации здравоохранения являются экономические методы управления, позволяющие объединить интересы лечебно-профилактических учреждений с интересами работников. Модель основывается на следующих экономических и организационных принципах:

1) финансирование по долговременным  экономическим нормативам:

для амбулаторно-поликлинических учреждений в зависимости от численности прикрепленных жителей (дифференциация по группам здоровья);

для стационара — число пролеченных больных (в зависимости от категории сложности);

для службы скорой помощи — количество вызовов (дифференциация по категории сложности);

для консультативных поликлиник, диагностических центров и поликлинических отделений, диспансера — число консультативных приемов и диагностических исследований (дифференциация по категории сложности);

для учреждений судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) и патологоанатомической службы (ПАС) — количество экспертиз исследований (дифференциация по сложности);

для санитарно-эпидемиологической службы — количество обслуженного населения с учетом санитарно-гигиенической обстановки в регионе;

для учебных заведений—число учащихся (дифференциация по уровню подготовки);

2) привлечение внебюджетных источников  финансирования:

3) развитие самостоятельности и  инициативы трудовых коллективов  в решении вопросов производственной  деятельности:

4) зависимость оплаты труда от  конечных результатов:

5) использование новых форм организации  труда2.

Однако работа в условиях нового хозяйственного механизма не обеспечила достаточно рационального и эффективного использования ресурсов. Во всех ЛПУ увеличилась численность врачебных кадров.

С восстановлением принципов рыночной экономики эти ограничения почти полностью устранены и поэтому в здравоохранении встал вопрос о внедрении финансового управления, предполагающего оптимизацию ресурсного потенциала.

Таким образом, финансовое управление в здравоохранении - управление финансовыми отношениями через систему принципов, правовых норм, методов, форм и приемов их регулирования с целью интеграции и эффективного использования финансовых ресурсов.

 

1.2 Финансирование здравоохранения

 

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемый обществом на здравоохранение предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее время имеются три таких модели.

1. Бюджетно-страховая модель. В ее рамках здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель. Она используется большинством развитых стран (Германия, Франция, Швеция, Италия и др.).

2. Бюджетная модель. Финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания).

3. Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США)3.

До 1991 г. в России при финансировании здравоохранения применялась бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства. Доля их в общем объеме средств составляла примерно 85%. Эти средства передавались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения РФ.

Вторым источником финансовых ресурсов были средства ведомств и подведомственных им предприятий. Доля этих средств составляла примерно 15%. Эти средства передавались ведомственным медицинским учреждениям.

Третьим источником финансовых ресурсов были средства населения. Их доля была крайне незначительна, так как население оплачивало лишь зубопротезирование и в небольшом объеме некоторые платные, в основном не жизненно важные медицинские услуги.

Отсутствие в бюджете средств для достаточного финансирования здравоохранения, переход к рыночным отношениям в экономике привели к реформе в здравоохранении. В 1991 г. был принят Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан РСФСР», в соответствии с которым в стране была введена система обязательного медицинского страхования (ОМС) граждан, которая призвана обеспечивать интересы населения в охране здоровья.

Закон предусматривал введение нового источника общественного финансирования — взносов работодателей на страхование работающего населения — и перевод финансирования основной массы медицинских услуг на страховые принципы. Основным недостатком закона являлось то, что предлагаемые в Законе механизмы страхования не обеспечивали равного доступа населения к медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС как по горизонтали (между различными группами населения внутри региона), так и по вертикали (равенство между регионами). Работающее и неработающее население могло бы иметь неравные условия получения медицинской помощи, так как доступ к медицинской помощи экономически незащищенных слоев населения (детей и лиц пенсионного возраста), потребляющих большую часть медицинской помощи, мог быть ограничен. В Законе предусматривались механизмы выравнивания рисков страховщиков и предотвращения селективного отбора застрахованных. Кроме того, постановление Верховного Совета о порядке введения Закона предусматривало возможность каждому региону, решившему досрочно внедрять Закон, самостоятельно установить тариф страхового взноса на страхование работающего населения.

  1. Анализ полученных результатов внедрения Закона в отдельных регионах показал необходимость внесения в него изменений. Поэтому в 1993 г. был принят Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР». В том же году был принят Закон («Основы законодательства об охране здоровья граждан»). Эти законы определяли основные направления реформ в финансировании, организации и управлении системой здравоохранения. На сегодня в сфере здравоохранения приняты такие федеральные законы как  Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» от 29.11.10 № 326-ФЗ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8.05.10 №83-ФЗ.

Информация о работе Финансирования предприятий здравоохранения