Финансирования предприятий здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение вопросов финансирования предприятий здравоохранения.
Задачи:
1. Рассмотреть организацию финансовых ресурсов в здравоохранении
2. Выявить источники финансирования здравоохранения в Алтайском крае.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление бюджетом системы здравоохранения муниципального образования..doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Основными целями введения ОМС являются:

- расширение финансовых возможностей здравоохранения за счет активного привлечения внебюджетных ресурсов, и в первую очередь средств хозрасчетных предприятий;

- децентрализация управления всей лечебно-профилактической деятельностью путем передачи основных прав по созданию и использованию фондов медицинского страхования территориям;

- повышение экономической эффективности расходования средств на медицинское обслуживание;

- расширение хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения, усиление их социальной и экономической ответственности за конечные результаты работы;

- создание предпосылок для перехода к рынку медицинских услуг при сохранении преимущественно бесплатного для населения медицинского обслуживания;

- создание материальной заинтересованности у предприятий и граждан в улучшении условий труда, природоохранной деятельности, снижения заболеваемости за счет общей профилактики и здорового образа жизни.

Главными задачами на этапе мобилизации средств, направляемых на финансирование здравоохранения, являлись:

- введение нового целевого внебюджетного источника финансирования;

- создание структуры управления для осуществления ОМС;

- сосредоточение основной суммы средств, направляемой на финансирование предоставления медицинской помощи, в системе ОМС.

Основной задачей на этапе распределения финансовых средств являлось изменение механизмов распределения финансов как по горизонтали (от покупателя до медицинского учреждения), так и по вертикали (между регионами).

В целях достижения поставленных целей Закон предусматривал создание двух систем общественного финансирования: системы ОМС и «государственной, муниципальной системы».

Источником финансирования системы ОМС являются взносы работодателей на страхование работающего населения и бюджетные платежи на страхование неработающего населения. Источником финансирования «государственной, муниципальной системы» являются бюджеты всех уровней. Наряду с этим Закон предусматривал создание системы добровольного медицинского страхования (ДМС), основанного на принципе расчета риска и частного финансирования предоставляемых в рамках этих программ-услуг.

Наиболее важными направлениями расходования средств «государственной, муниципальной системы» являются следующие:

- финансирование целевых программ;

- финансирование научных исследований и подготовки кадров;

- субсидирование территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по ОМС;

- оплата особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

- финансирование служб скорой помощи;

- финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально-значимых заболеваниях.

Базовая программа ОМС должна охватывать все остальные виды медицинской помощи, оказываемые по медицинским показаниям.

Законодательство о медицинском страховании предусматривало изменение системы управления отраслью — создание системы фондов ОМС и страховщиков.

В соответствии с Законом часть функций перешла от органов управления здравоохранением к фондам ОМС (управление финансированием основной части медицинской помощи) и страховщикам (управление и организация предоставления медицинской помощи государственной, муниципальной системой оставалась за органами управления здравоохранением различных уровней).

Основными целями создания фондов ОМС является сохранение принципов общественного финансирования и создание инструментов, позволяющих осуществлять государственное управление объединенными источниками общественного финансирования в части системы ОМС. Система фондов ОМС призвана обеспечить сохранение права каждого гражданина на получение медицинской помощи по потребности вне зависимости от уровня благосостояния, места проживания и работы, а также предотвращение отбора страховыми медицинскими организациями «выгодных» клиентов. Основной функцией фондов является создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам по базовой программе ОМС на всей территории страны и регионов.

В систему фондов ОМС входят Федеральный фонд ОМС (ФФОМС) и территориальные фонды ОМС (ТФОМС). Основной функцией ФФОМС является выравнивание условий деятельности ТФОМСов по обеспечению финансирования программ ОМС.

Основными функциями ТФОМС являются:

- аккумулирование финансовых средств на ОМС граждан;

- финансирование на основе дифференцированных подушевых нормативов страховых медицинских организаций, заключивших договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинских услуг в рамках программы ОМС;

- осуществление контроля за рациональным использованием средств ОМС.

Страховые медицинские организации имеют право: выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования; устанавливать размер страховых взносов по ДМС; принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги; контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора; защищать интересы застрахованных.

Основными функциями страховых медицинских организаций являются:

- организация медицинской помощи застрахованным;

- оплата в соответствии с договорами с медицинскими учреждениями предоставленных застрахованным медицинских услуг в рамках программ ОМС;

- контроль качества предоставляемых медицинских услуг; защита прав и интересов застрахованных.

Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов. Фонды ОМС формируются за счет:

- части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на ОМС в размерах, устанавливаемых Федеральным собранием РФ;

- ассигнований из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ ОМС;

- добровольных взносов юридических и физических лиц,

- доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.

Финансовые средства в фонды перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности в соответствии с Положением об уплате страховых взносов в федеральный и территориальные фонды ОМС.

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по ОМС в размерах, обеспечивающих выполнением медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.

Страховые взносы на ОМС неработающего населения осуществляют правительства республик РФ, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местные администрации за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

С введением ОМС в финансировании здравоохранения в России появились новые источники. Таким образом, источниками финансовых ресурсов стали:

- бюджетные средства;

- взносы работодателей на ОМС;

- средства населения;

- средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных лечебно-профилактических учреждений.

Система финансового обеспечения здравоохранения, источники и направления их использования представлены в следующей схеме на рисунке 1 и 2.

Рисунок 1 – Источники финансовых ресурсов здравоохранения

 

Рисунок 2 – Направления использования средств в здравоохранении

 

Примерный состав и структуру источников финансового обеспечения здравоохранения и направления расходов характеризуют следующие данные, приведены в таблице 1.

Государственное финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС.

Средства бюджетной системы расходов на здравоохранение перечисляются из всех звеньев бюджетной системы.

За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.

Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и др.

Таблица 1 - Состав и структура источников финансового обеспечения здравоохранения и направления расходов Российской Федерации в 2012 г., в %

 

В % к итогу

В % к ВВП

Государственное финансирование,

53,7

3,1

в том числе:

   

Федеральный бюджет

3,6

0,2

Территориальные бюджеты

37,4

2,2

Взносы работодателей на ОМС

12,7

0,7

Расходы населения на медицинские нужды,

44,3

2,5

в том числе:

   

Расходы на медицинскую помощь

20,6

1,2

Расходы на приобретение лекарств

23,6

1,3

Расходы на добровольное медицинское страхование

0,1

0,07

Расходы ведомств и предприятий на содержание ведомственных ЛПУ

2,0

0.1

Итого

100

5,7


 

Главным, наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений — больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

Бюджетные средства являются наиболее крупным источником финансирования здравоохранения. Они в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в ст. 41 Конституции РФ, где записано, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».

Для обеспечения этих гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения   было принято постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 856 г. Москва "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год". В этой Программе был сохранен перечень видов медицинской помощи, сложившийся в советское время. Кроме того, были установлены показатели размеров медицинских услуг, которые должны финансироваться государством. Например, в расчете на 1000 человек число вызовов скорой помощи было установлено 340; число койко-дней в больницах — 2901, 5; число врачебных посещений в поликлиниках — 9198 и т.д. Таким образом, в Программе была определена сумма требуемых здравоохранению финансовых ресурсов для покрытия затрат, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи4.

Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с ФФОМС.

Базовая программа государственных гарантий включает в себя:

1) перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;

2) базовую программу ОМС;

3) нормативные показатели объема медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;

4) подушевой норматив, используемый для финансирования ‘ здравоохранения с целью покрытия всех затрат, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи в соответствии с гарантированными нормативными показателями ее объема.

Финансирование Программы государственных гарантий осуществляется из следующих источников:

- из средств бюджетов здравоохранения всех уровней;

Информация о работе Финансирования предприятий здравоохранения