Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:46, реферат
Целью работы является изучение финансовой политики в РФ в 1991-1998 годах и ее результатов.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть историю реформ 90-х гг.;
2. Иучить денежную политику Центробанка и правительства РФ в 90-х гг.;
3. Проанализировать финансовый кризис 1998 г и денежно-кредитная политику в это время.
Введение 3
1. История реформ 90-х гг. 4
2. Денежная политика Центробанка и правительства РФ в 90-х гг. 9
3. Финансовый кризис и денежно-кредитная политика 17
Заключение 26
Список литературы 27
В результате либерализации цен в 1992 г. структура производства в России стала меняться: добывается и вывозится сырье, а машины, оборудование и предметы потребления импортируются. Причина этого процесса состоит в том, что выживают рентоносные производства, где малые затраты ведут за собой большие экономические результаты. Соответственно там, где рентная составляющая равна нулю или незначительна, производство не развивается, так как дохода (сравнимого с рентным) оно принести не может. Либерализация цен позволила передать в руки директорского корпуса или местных органов управления огромные рентные доходы, которые не являются трудовыми, но расстраивают систему совокупного платежеспособного спроса в экономике страны. В рентных отраслях России дифференциальная рента почти полностью присваивается товаропроизводителями. Поэтому возникает устойчивый источник избыточного предпринимательского дохода, а перераспределение ренты происходит через завышение рыночных цен, превосходящих цены производства продукции не рентных отраслей. Это и провоцирует инфляцию.
Причиной кризиса в России является и структура экономики. Дело в том, что структура экономики сложилась здесь не в результате самоорганизации рынка, а в силу административно-политических решений и была рассчитана на общественное разделение труда в рамках Союза ССР, а также блока социалистических государств, с которыми российская экономика имела обширные кооперационные связи. Очевидно, что эти факторы также являются носителями инфляции, причем их характер скорее политический, чем экономический.
В условиях экономического кризиса растет число убыточных предприятий.
Чтобы предприятие могло функционировать, не сокращая производства, ему необходим определенный уровень доходов для выплаты минимума социально - приемлемого уровня заработной платы и восполнения запасов оборотных средств. Низко рентабельные предприятия поддерживают производство за счет роста неплатежей поставщикам, банкам и госбюджету. Таким образом, диспропорции являются причиной роста неплатежей. Для достижения рыночного равновесия нужен и отработанный механизм банкротств. Интенсификация производства на рентабельных предприятиях покрыла бы спрос на товары, неудовлетворение которого со стороны обанкротившихся предприятий вело бы к повышению цен. Но этот процесс требует инвестиций, которых нет ни у государства, ни у предприятий. Следовательно, остается и инфляционный фактор. Будучи поставленными в равные условия по налогообложению и ценовой политике, высокорентабельные отрасли повышали цены более быстрыми темпами, закладывая в них неоправданно высокие нормы рентабельности.
Структурные особенности экономики обладают определенной инерционностью, т.е. изменить структуру на рыночную не представляется возможным в достаточно короткий срок. На этом основании сторонниками многофакторной концепции инфляции выдвигается тезис о "структурно-институциональном фоне инфляции". Это означает, что некоторый, вполне определенный уровень инфляции является для экономики России "заданным" ее структурными особенностями. Реальный инфляционный фон в российской экономике по оценкам этих экономистов составляет 10 %. Их оппоненты считают, что такой подход к уровню инфляции предполагает отказ от какой-либо антиинфляционной политики для ее полного подавления. На наш взгляд, это не совсем точный аргумент.
Проблема состоит не
в бесполезности
Дело в том, что недостаточность количества денежных средств для обслуживания всего объема хозяйственного оборота вызывает к жизни денежные суррогаты - от государственных ценных бумаг и расчетных векселей, до бартера и неплатежей. Согласно оценкам, совокупная доля различных денежных суррогатов в общем объеме операций предприятий в 1996 г. превысила 50 %, а в отдельных отраслях достигла даже 80 - 90 %. [3, c.46]
Начиная с 1992 г., вследствие обесценения оборотных средств предприятий, политики "дорогих денег" и экономического спада просроченная кредиторская задолженность неуклонно возрастала и достигла к концу 1997 г. 25,7 % к ВВП. Следовательно, борьба с неплатежами требует смягчения денежной политики.
Современные монетаристы выдвинули идею "нулевой инфляции", как идею о том, что общество с высоким уровнем рыночных отношений может вообще не иметь инфляции. Однако анализ практики показывает, что требовать от государства навсегда покончить с инфляцией - значит ставить перед ним нереальную, заведомо невыполнимую задачу.
Цель государственной антиинфляционной политики состоит в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным.
Следует отметить и тот факт, что весь многоплановый процесс финансовой стабилизации оказался сведенным к достижению минимальных значений инфляции (порядка 1% в месячном исчислении). Так представляют ситуацию руководители Минэкономики и Минфина, аналитики правительственной ориентации, победоносно заявляя о достижении финансовой стабилизации в России.
Однако, подавление инфляции не привело к увеличению сбережений и инвестиций, а, следовательно, и возобновлению экономического роста. Проблема привлечения инвестиций в реальный сектор экономики стоит очень остро, т.к. именно это направление является решающим фактором прекращения промышленного спада. Тем более что снижение инфляции автоматически не обеспечивает увеличения инвестиций и экономический рост.
Таким образом, денежная политика в 90-х гг. была нацелена в основном на снижение инфляции путем сжатия денежной массы. В качестве теоретической основы такой политики была использована (и продолжает использоваться) методика Международного валютного фонда, реализующая положения монетаристской школы.
Для России, находящейся в экономическом кризисе, страны, где на процесс обесценения денег оказывают сильное влияние не только денежные факторы, но и не денежные, проведение жесткой антиинфляционной политики не только не дало положительных результатов, но и усилило негативные процессы. Необходимы существенные изменения денежной политики в сторону ее смягчения.
Денежная политика правительства и ЦБ хотя и была сведена к антиинфляционной политике, но проводилась в основном в рамках узких денег - агрегата М2. Необходимо усиление управления как по каждому элементу, так по всей денежной массе (широким деньгам).
Судя по всему, денежная политика этих лет не предусматривала совершенствования самой денежной системы. И это в то время, когда широкое распространение в денежно-кредитной сфере получили такие негативные явления как: постоянные утечки в потоках денежных средств, нецелевое использование денег (предназначенных для выплаты зарплаты бюджетникам, пенсий, пособий), перелив неконтролируемых капиталов, "отмывание грязных денег", "прокручивание" целевых денежных средств государства и предприятий коммерческими банками (особенно т.н. "уполномоченными" банками) и т.д. [5, c.10]
3. Финансовый кризис и денежно-кредитная политика
Несмотря на многочисленные заявления официальных властей о том, что в 1997 году удалось покончить с кризисом и страна находится в условиях депрессивной стабилизации, реальные процессы не подтвердили этих оценок.
Российское хозяйство вошло в такой этап реформирования, когда оно становится частью мировой экономики, откликается на любые серьезные изменения в мировой финансовой системе. При этом молодая и еще хрупкая российская экономика ощущает эти изменения более остро.
Так фондовый кризис в Юго-Восточной Азии и резкое падение мировых цен на топливно-сырьевые товары, прежде всего на нефть и нефтепродукты стали причиной обострения ситуации внутри России. В результате в 1998 г. наблюдалось резкое сокращение экспорта, приведшее к снижению внешнеторгового сальдо. Как следствие усугубилась ситуация с бюджетом и обслуживанием государственного долга. Однако первопричины происшедшего кризиса лежат внутри России.
Во-первых, в стране наблюдается острейший кризис системы государственных финансов. Расходы государства превышают его доходы, растет внешний и внутренний долг страны. По международным меркам он не катастрофичен для экономики. Предельной границей является не огромная сумма долга, а обременительная уплата процентов или расходы по обслуживанию государственного долга.
Раньше дефицит бюджета финансировался за счет инфляционной эмиссии, в дальнейшем же для его покрытия стали применяться кредитные меры: государство перешло к широкому привлечению заметной части наличных кредитных ресурсов за счет размещения на рынке своих ценных бумаг, прежде всего ГКО и ОФЗ, прибыльность которых доходила до 140 % годовых.
Это привело к отвлечению с кредитного рынка значительных средств для финансирования бюджетных нужд и одновременно еще больше сократило ту их часть, которая предназначалась для экономики.
Неконтролируемый рост финансовой "пирамиды" ГКО и отток денег на ее поддержание из производственной сферы стали возможны благодаря активности ЦБ по приобретению государственных обязательств, равнозначных эмиссионному кредитованию федерального бюджета. Этим ЦБ создавал условия для высокодоходных финансовых спекуляций государственными облигациями без риска для инвесторов. Необходимо отметить, что доля ЦБ, Сбербанка и коммерческих банков в размещении государственных долговых обязательств в банковском секторе достигла в прошлом году 2/3. Как и ранее, дефицит бюджета обслуживался за счет кредитной эмиссии ЦБ, которая через проценты по государственным обязательствам присваивалась банками - покупателями ГКО, а не производством.
В итоге в середине августа 1998 г. финансовая ситуация в стране резко обострилась, наступила обвальная девальвация рубля и упали курсы ценных бумаг на фондовой бирже. Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним займам. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд. долларов, то есть почти сравнялись с инвалютными резервами ЦБ. Платежи же по ГКО, ОФЗ увеличились до 22 млрд. рублей в месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчислялись 12-13 млрд. рублей.
В этих условиях 17 августа 1998г. было объявлено о чрезвычайных мерах властей, которые предусматривали переход к плавающему курсу рубля, временный мораторий на погашение задолженности перед иностранными кредиторами, реструктуризацию задолженности по ГКО и др.
Во-вторых, в России нарушено денежное обращение вследствие нерешенности многих структурных и институциональных проблем. Нехватка денежных средств, отсутствие финансирования, сокращение платежеспособного спроса - все это стало одной из причин кризиса, непосредственным фактором разрыва технологических циклов, прекращения выпуска многих видов продукции. Политика денежной рестрикции привела к падению производства.
Переход российской экономики в состояние долговой - это результат экономической, в том числе финансовой политики в стране. В структуре современного денежного обращения развитых стран доминируют, как известно, депозитные деньги, а не наличные. Действительно, в агрегате М2 доля наличных денег в 1996г. в США составила 9 %, в Японии - 8,7 %, в Германии - 10,5 %, в Италии - 11,6 %, а во Франции - 4,8 %. В России же инфляция и обесценение ссудных капиталов, сокращение их реальной величины привели к резкому повышению доли наличных денег в их общей массе, находящихся в обращении - 36 %, с одной стороны, а с другой - к общей нехватке наличных средств для платежей и расчетов в целом, к развитию бартера и взаимозачетов, которые обслуживают до 70 % хозяйственного оборота.[8, c.167]
Существующая структура
денежного обращения
Сокращение удельного веса наличности до 10 % могло бы вызвать увеличение депозитов банковской системы на сумму около 90 млрд. рублей. При этом возможно вытеснение "в свет" наиболее здоровой части теневой экономики, обслуживаемой в основном наличностью, что также способствует росту банковских активов.
Усложняющим фактором, который сокращает чистые активы банков, являются сбережения населения в наличных долларах. Так объем средств на руках населения в СКВ оценивается в диапазоне 30-150 млрд. долларов. Граждане России, покупая и складывая доллары "в чулок", обеспечивают эмиссионный доход и осуществляют беспроцентное долгосрочное кредитование США, увеличивая объем инвестиций в экономику США, способствуя ее росту и повышению конкурентоспособности.
Таким образом, денежные ресурсы России обладают низким качеством с позиций возобновления экономического роста, запуска механизма долгосрочного инвестирования. Преобладающую их часть составляют денежные средства на руках населения, которые имеют более краткосрочный характер. Предназначенные в большей мере на потребление, они тяжелее поддаются финансовому перераспределению и направлению на инвестиционные цели.
К третьей причине, вызвавшей финансовый кризис, можно отнести отсутствие целенаправленной хозяйственной политики. Чаще других отмечают отсутствие промышленной политики (подробно об этом см. гл. II). Проведение жесткой денежно-кредитной политики, главной целью которой является снижение инфляции, привело к тому, что реальный сектор экономики остался практически без денег, производственные предприятия без оборотных средств, а бюджет лишился более половины доходов. Инвестиционный процесс практически прекратился, научно-технический прогресс в производственной сфере остановился.