Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:39, контрольная работа
В свою очередь каждая из подсистем финансовой системы состоит из определенных элементов. Так, к финансовым институтам финансовой системы Республики Беларусь относятся: бюджет Республики Беларусь, целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды. Каждый финансовый институт выполняет свою роль и решает соответствующие этому правовому институту задачи на финансовом пространстве Республики Беларусь.
Вариант 13
1 Финансовая система РБ
Совокупность и взаимосвязь различных звеньев финансов образуют финансовую систему. Слово «система» (от греческого system) означает целое, состоящее из частей.
Как экономическая категория финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Финансовая система РБ получила закрепление в Основном Законе. Согласно ст. 132 Конституции финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Финансовая система Республики Беларусь как правовая категория представляет собой совокупность финансовых институтов, с помощью которых осуществляется финансовая деятельность государства и финансовых органов, которые осуществляют финансовую деятельность.
Таким образом, финансовая система состоит из двух взаимосвязанных подсистем: 1) финансовых институтов и 2) финансовых органов.
В свою очередь каждая из подсистем финансовой системы состоит из определенных элементов. Так, к финансовым институтам финансовой системы Республики Беларусь относятся: бюджет Республики Беларусь, целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды. Каждый финансовый институт выполняет свою роль и решает соответствующие этому правовому институту задачи на финансовом пространстве Республики Беларусь.
Бюджет Республики
Беларусь, включающий республиканский
и местные бюджеты, является основным
денежным фондом государства и служит
для финансирования органов государственной
власти, социально-экономических потребностей
общества в целом и административно-
Бюджет состоит из доходной и расходной частей.
Основным источником формирования доходной части бюджета Республики Беларусь служат налоги, сборы и иные обязательные платежи, уплачиваемые организациями и физическими лицами. Основная часть доходов бюджета не носит целевого характера. Одновременно в состав доходной части бюджета Республики Беларусь включены государственные целевые бюджетные фонды: фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; дорожный фонд; фонд охраны природы; часть средств государственного фонда содействия занятости; которые до 1998 г. имели статус государственных внебюджетных фондов. С 2004 г. в республиканский бюджет включаются средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В расходной части бюджета определяются основные направления финансирования и их объемы. Денежные средства из бюджета расходуются на финансирование многочисленных задач, взятых на себя государством: здравоохранение, образование, науку, спорт, культуру, социальную сферу и т.д.
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведению других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Государственные внебюджетные фонды являются относительно новым звеном финансовой системы Республики Беларусь. Они относятся к государственным финансовым средствам и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента и законами Республики Беларусь.
Важнейшим в
системе государственных
Для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, наряду с традиционными источниками (налогами, сборами и другими обязательными платежами), используются и другие способы получения государственных доходов (например, государственный кредит).
Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений, при которых заемщиком (должником) выступает государство, а кредиторами (заимодавцами) - юридические и физические лица, а также иностранные юридические и физические лица, другие государства.
Важнейшим признаком кредитных отношений является возвратность денежных средств. Собранные государством на кредитной основе финансовые ресурсы юридических и физических лиц через определенное время должны быть возвращены собственнику. Эти финансовые ресурсы являются временными доходами и составляют государственный долг, который состоит из внутреннего и внешнего государственного долга.
Еще одним звеном финансовой системы Республики Беларусь являются фонды страхования. Они служат для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы, других чрезвычайных событий и причин, для возмещения возможного ущерба хозяйствующим субъектам или потерь физических лиц в связи с последствиями страховых случаев (стихийные бедствия, эпидемии и т.п.).
В соответствии со ст. 3 Закона «О страховании» страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, личных неимущественных интересов физических лиц путем формирования за счет страховых взносов, уплачиваемых этими лицами, денежных фондов, предназначенных для выплаты страховых сумм и возмещения убытков при наступлении страховых случаев.
Для обеспечения выполнения принятых на себя обязательств страховая организация образует из полученных страховых взносов страховые резервы по видам страхования, относящимся к страхованию жизни (математические резервы), по видам страхования иным, чем страхование жизни (технические резервы). Порядок и условия образования страховых резервов устанавливаются Министерством финансов.
По обязательным видам страхования и по добровольному страхованию жизни страховые организации обязаны создавать гарантийные фонды на случай: невыполнения своих обязательств; признания их экономически несостоятельными (банкротами). Средства в данные фонды отчисляются от поступивших страховых взносов по обязательным видам страхования и добровольному страхованию жизни и включаются в себестоимость страховых услуг. Порядок создания гарантийных фондов и использования их средств устанавливается Правительством.
Для выполнения
предупредительной функции
По форме страхование подразделяется на добровольное и обязательное.
Страхование является обязательным, если оно предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
В Республике Беларусь к обязательным видам страхования относятся:
обязательное
государственное личное страхование
отдельных государственных
обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам;
обязательное
страхование гражданской
обязательное
страхование гражданской
обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
обязательное
медицинское страхование
Вторым элементом финансовой системы являются финансовые органы. К финансовым органам относится совокупность государственных органов, которые специально созданы для осуществления финансовой деятельности государства (Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, банковская система, страховые организации), а также органы, в деятельности которых финансовая работа занимает достаточно большой удельный вес (таможенные органы).
Министерство финансов Республики Беларусь (Минфин) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585.
Минфин является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Данное министерство образовано специально для осуществления финансовой деятельности государства и для организации управления в данной сфере.
Для реализации основных задач и осуществления возложенных на Минфин функций в его составе создан департамент с правами юридического лица - Департамент государственных знаков Минфина.
Департамент государственных знаков (Гознак) действует на основании Положения, утвержденного постановлением Министерства финансов от 30 января 2002 № 14.
Гознак выполняет специальные контрольные, координирующие и регулирующие функции в части формирования и реализации государственной политики в области разработки и производства бланков ценных бумаг, государственных знаков и документов с определенной степенью защиты, а также документной бумаги, специальных красок и волокон, других средств защиты от подделки бланков строгой отчетности.
Важнейшей функцией Минфина является осуществление систематического контроля за исполнением республиканского бюджета, соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решением по согласованию с Национальным банком вопросов относительно исполнения бюджета. Для реализации указанной функции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. № 846 было предусмотрено создание системы органов государственного казначейства, в которую вошли Главное государственное, казначейство Минфина и его территориальные органы на местах. К территориальным органам относятся управления государственного казначейства в областях и п. Минске, а также их представительства на территории каждой области и отделения в г. Минске.
Основными задачами казначейства, в частности, являются: организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета Республики Беларусь, управление государственными финансовыми средствами, находящимися на счетах казначейства; осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов; ведение учета государственной казны Республики Беларусь и составление отчетности об исполнении республиканского бюджета, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств, аккумулированных на счетах казначейства; осуществление взаимных расчетов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска, регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом и государственными бюджетными и внебюджетными фондами; управление и обслуживание совместно с Национальным банком государственного внутреннего долга Республики Беларусь и др.
Контрольная функция присуща всем структурным подразделениям Минфина и осуществляется ими в пределах их основных полномочий. В структуре Минфина действует также специально созданное Главное контрольно-ревизионное управление, для которого контроль является его основным видом деятельности.
В систему Минфина
входят республиканское унитарное
предприятие «Информационно-
Минфин осуществляет свою деятельность самостоятельно и через финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов.