Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов о функциях, структуре финансовой системы России, а так же и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии финансовой системы РФ в мировом экономическом кризисе.
Одно из самых узких мест российской экономики - это финансовая система. Финансовая система должна быть соразмерна масштабам экономики и способна обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Тогда она предоставит социальную стабильность и поддержит ускорение экономического развития.
Введение………………………………………………………………………………3-5
1. Финансовая система России………………………………………………………...6
1.1 Общее понятие о финансовой системе государства…………………...………6-8
1.2 Правовые основы финансовой деятельности РФ………………………..……8-12
1.3 Структура финансовой системы РФ………………………………………….12-16
2. Пути развития финансовой системы России……………………………………..17
2.1 Этапы развития финансовой системы России……………………………….17-19
3. Проблемы финансовой системы России……………………………………....20-24
3.1 Пути инновационной эволюции финансовой системы России……………24-31
Заключение……………………………………………………………………...…32-34
Глоссарий……………………………………………………………………….….34-40
Список используемых источников…………………………………………….…41-42
Изменение финансовой политики
в аспекте инновационного развития
страны обусловливает решение ряда
задач: повышение в течение
Чтобы не допустить развертывания нового платежного кризиса с неизбежным бартером и взаимозачетами, следует изменить федеральный закон о Центральном банке РФ и вменить ему функцию прямого кредитования коммерческих банков и предприятий по ставке рефинансирование ЦБ РФ бюджетного дефицита, федерального бюджета и бюджетов регионов-доноров .
Нужна не общая абстрактная стратегия, а конкретный национальный директивно-индикативный план инновационного скачка в привязке к конкретным территориям, отраслям, центрам и ведомствам с определением объемов и источников финансирования, который должен иметь как директивный (в отношении государственных органов и исполнителей ресурсов), так и индикативный (в отношении предпринимательских субъектов) характер. При этом руководители государственных ведомств должны отвечать за введение в срок инновационных проектов и эффективное освоение инновационных ресурсов.
Рекомендуется с целью реализации указанных конкретных задач инновационного использования нефтегазовых доходов воссоздать мощное министерство внешнеэкономической деятельности, обеспечить развитие при нем инфраструктуры зарубежных торговых представительств, инвестиционных банков, закупочных фирм, агентств, экспертных инженерных структур, способных осуществлять комплексные закупки и поставки в Россию государственным и частным предприятиям, регионам новейших технологий и систем техники; осуществлять в России скоординированную работу по территориальному размещению преимущественно в средних и малых городах и кадровому обеспечению, созданию инфраструктурной базы для закупаемых за рубежом комплексных технологических систем.
Не следует рассматривать как основательные аргументы финансовых властей против снижения ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 10-12%: уменьшение ставки НДС до 10% не привело бы к снижению доходов и расходов федерального бюджета, а только сократило бы бюджетный профицит в 2007г. до 1184 млрд. руб. вместо 1796,1 млрд. руб., который был направлен в стабилизационный фонд.
Сокращение бюджетного
профицита для целей
Политика новой финансовой стабилизации и инновационного поворота нуждается в пересмотре предельно либерализованного режима вывоза из страны государственного и частного, акционерного, в том числе банковского, капитала. Этот режим целесообразно модифицировать в отношении придания ему задач инновационного обеспечения экономического развития российской экономики и ограничить собственно бегство капитала в различных, в том числе скрытых, его формах.
В условиях кризиса государство
не может проводить прежнюю
Российская финансовая система сейчас не отвечает ни текущим потребностям экономики, ни амбициозным целям модернизации страны. Важнейшей составной частью плана построения мощной суверенной финансовой системы должна стать программа капитализации нерыночных в настоящее время элементов национального богатства -- земли, недр, недвижимости, интеллектуальной собственности. Внешне все обстоит вполне благополучно: глобальный кризис ликвидности и турбулентность на фондовых рынках пока задели нас по касательной, финансовый рынок (в терминах активов, капитала, выдаваемых кредитов) продолжает расти фантастическими темпами, а количественные ориентиры.
Финансовая система
должна быть соразмерна масштабам экономики
и способна обеспечить России экономический
суверенитет и конкурентоспособ
Российская финансовая система крайне слаба. Нынешний рост сопровождается двумя процессами: огосударствлением финансовой системы и активным проникновением иностранного капитала. Необходимо создание финансовой системы, соразмерной масштабам экономики и способной обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Соответственно, она должна обеспечить социальную стабильность и поддержать ускорение экономического развития.
Финансовая система должна быть эффективной, иными словами, должна обеспечивать трансформацию внутренних сбережений в инвестиции с наименьшими транзакционными издержками.
Функция борьбы с инфляцией была возложена на монетарные власти вопреки очевидной тенденции усиления немонетарных факторов в структуре роста цен. Между тем для растущей экономики недоинвестирование является гораздо более опасным фактором, чем умеренная инфляция. Конфликт целей сегодня препятствует масштабному развертыванию механизмов не инфляционной кредитной экспансии, в рамках которой внешние ресурсы могут идти, во-первых, на покупку зарубежных активов и технологий и, во-вторых, на удовлетворение инвестиционного спроса. В долгосрочном периоде расширенное предложение инвестиционного финансирования увеличивает производственные возможности, снижает издержки и понижает инфляцию.
Много препятствий для превращения России в один из мировых финансовых центров.
- дефицит долгосрочных финансовых ресурсов не позволяет российским банкам обеспечить предложение долгосрочного кредита на уровне, адекватном потребностям экономики (низкая доля долгосрочных ссуд в кредитах российских банков, резкий рост потребности нефинансовых компаний в привлечении долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов в среднесрочной перспективе, дефицит долгосрочных пассивов у российских банков, не позволяющий им увеличить долгосрочное кредитование без потери устойчивости);
- высокая распыленность банковского капитала не позволяет российским банкам аккумулировать ресурсы для финансирования крупных проектов;
- нехватка внутренних
источников капитализации
не позволяет поддерживать достаточность
капитала банков на устойчивом уровне;
- рост уязвимости к
рискам (темпы роста собственных
капиталов банков устойчиво
Чтобы обеспечить экономический рост, нужно преодолеть целый ряд ограничений. Одно из самых узких мест российской экономики - это финансовая система. Проблемы современной российской экономики - в несовершенстве финансовой системы. Необходимо уделять большое внимание этой проблеме для обеспечения экономического роста и повышения степени вовлеченности российской национальной финансовой системы в глобальную финансовую систему.
№ |
Понятие |
Определение |
1 |
Государственные финансы |
раздел экономической науки, изучающий расходы и доходы бюджетной сферы и органов государственной власти, а также влияние, которое они оказывают на экономику. |
2 |
Финансы |
совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов, а также система их формирования, распределения и использования. |
33
|
Финансовая система |
сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность. |
44 |
Финансовая политика |
государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты. |
55 |
Финансовая инновация |
разработанные финансовыми институтами новые финансовые продукты и процессы по переводу денег, выдаче и получению кредитов с использованием современных технических и информационных средств, компьютеров, Интернета |
66 |
Финансовое обеспечение |
сумма денег на счете клиента биржи с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, получаемой в случае их ликвидации. Отчет о финансовом обеспечении обычно высылается брокерами своим клиентам ежемесячно. |
77 |
Финансовое состояние государства |
состояние экономического субъекта,
характеризуемое наличием у него
финансовых ресурсов, обеспеченностью
денежными средствами, необходимыми
для хозяйственной |
88 |
Бюджетная система Российской Федерации |
основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. |
9 |
Фискальная политика |
государственное регулирование совокупного спроса путем планируемых изменений государственных расходов и налогов |
Учетно-процентная(дисконтная) политика Кредитная политика |
регулирование размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального банка важный элемент денежной политики страны, проявляется на основе совокупности мероприятий, осуществляемых государством для изменения объема и динамики кредита, в целях воздействия на хозяйственные процессы, в проведении кредитной политики принимают конкретное участие центральные банки, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные организации) | |
110 |
Кредитная система |
совокупность кредитно- |
111 |
Кредит |
движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возврата за плату в виде процента |
112 |
Банки |
особые экономические |
113 |
Центральный банк |
банк, задачей которого является регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты, проведение единой кредитной и денежной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеторговой деятельности |
114 |
Актив |
все, что имеет денежную стоимость и является собственностью фирмы (банка) или отдельного лица |
115 |
Активные банковские операции |
предоставление кредитов, покупка акций, облигаций и других ценных бумаг, данные операции связаны с размещением денежных ресурсов банков |
16 |
Пассивные банковские операции |
прием депозитов, продажа акций, облигаций и других ценных бумаг, данные операции связаны с привлечением денежных ресурсов банков |
17 |
Ценные бумаги |
документы, удостоверяющие имущественные права, или отношения займа между лицом, выпустившим документ, и владельцем документа |
18 |
Фондовая биржа |
важнейшая организационная форма рынка ценных бумаг |
119 |
Фондовые индексы |
индексы, дающие общую оценку состояния рынка ценных бумаг, фиксируют изменение курсов акций, обращающихся на крупнейших фондовых биржах мира |
20 |
Государственный(федеральный) бюджет |
ведущее звено финансов государства, план доходов и расходов государства, с его помощью государство, в основном, осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта |
221 |
Прямые налоги |
налоги, взимаемые непосредственно с владельцев имущества, получателей дохода |
22 |
Косвенные налоги |
налоги, взимаемые в сфере реализации или потребления товаров и услуг и в конечном итоге перекладываются на их потребителей |
223 |
Фискальный монопольный налог |
косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства |
24 |
Мультипликатор |
воздействие равных приростов (сокращений) правительственных расходов, связанных с приобретением товаров и услуг, повышение (снижение) налогов на равновесный ЧНП, выражающееся в его увеличении (уменьшении) на величину этих равных приростов (сокращений) |
225 |
Ежегодно сбалансируемый бюджет |
равенство объема государственных расходов на товары и услуги чистому объему налоговых поступлений в пределах каждого года |
226 |
Государственный долг |
общий размер задолженности государства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме бюджетных дефицитов прошлых лет за минусом бюджетных излишков |
227 |
Бюджетный дифицит |
сумма превышения расходов государства над его доходами в каждый данный год |
1. Конституция
Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации - М.: Омега-Л, 2011 - 278с. ISBN: 978-5-370-01172-6
3. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. -- 2-е изд. / И.М. Александров -- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. -- 486 ст. - ISBN 5-91131-356-1
4. Боди, З. Финансы / З. Боди, Р. Мертон - М.: Вильямс, 2010. - 592ст. - ISBN 978-5-8459-0946-6
5. Вострикова, Л.Г. Финансовое право / Л.Г. Вострикова - М.: Юстицинформ, 2010. -376 ст. - ISBN 978-5-7205-0814-2
6. Пещанская И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная финансовая политика: учебное пособие для вузов / И.В. Пещанская. -- М: Издательство «Экзамен»» 2009. -- 256 ст. FSBN 5-472-01976-1
7. Эриашвили,
Н.Д. Финансовое право:
8. Любимцев, Ю.
Статья «Инновации в экономике»
9. Аксаков, А.Г.
Стратегия развития
10. Гришанков,
Д.Э. О концепции развития
11. Солнцев, О.Г.
К стратегии развития националь
12. Сулакшин, С.С. Финансовая система России. Странности, 2010 [Электронный ресурс].
13.Архипов А.И. Экономика: учебное пособие. - М.: Проспект, 2009.
14.Жуков Е.Ф Банки и банковские операции: учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.
15.Куликов Л. Банки и их роль в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2010.
16.Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
17.Бородин А.Ф. Актуальные проблемы и перспективы развития региональных банков. // Деньги и кредит. №1 2010. С. 27-32
18.Глазьев С. ЦБ РФ: цена «независимость». // Российский экономический журнал 2010 №№5-6.
19.Матовников М.Ю. О пользе банковской конкуренции. // Банковское дело 2010 №3 С. 35-40.
20.Сорвин С. К вопросу о концепции развития регионального банковского сектора. // Деньги и кредит2009 №5. С. 12-13
Приложение А
Мощность финансовых систем различных стран, % 2008 год ВВП [10]
Приложение Б
Средства государства: наиболее крупные российские фонды, слабо вовлеченные в финансовый оборот [10]
Фонд |
Цели создания и назначение |
Размеры фондов и предусмотренные отчисления |
Резервный фонд Правительства РФ |
* Поддержание федерального бюджета в случае существенного падания цен на нефть * Стерилизация денежной массы |
На 01.04.2008 объем фонда составил 3 068 млрд. руб. |
Фонд национального благосостояния |
* Стерилизация денежной массы * Погашение внешнего долга Финансирование пенсионных отчислений |
На 01.04.2008 объем фонда составил 774 млрд. руб. |
Фонд реформирования ЖКХ |
* Содействие реформированию ЖКХ * Формирование
эффективных механизмов |
Капитал фонда составляет 240 млрд. руб. |
Пенсионный фонд РФ |
* Пенсионное страхование * Социальная помощь пенсионерам и другим категориям граждан |
Пенсионные накопления составляют 456 млрд. руб. |
ГК Роснанотех |
Содействие реализации государственной политики, имеющей целью мировое лидерство РФ в области нанотехнологий |
Капитал ГК составляет 130 млрд. руб. |
Приложение В
Доступность финансовых услуг в России на 2008 год [9]
Срочные депозиты в банках |
около 25-30 % населения |
Потребительский кредит |
около 20 % населения |
Ипотечный кредит |
менее 2 % населения |
Операции с ценными бумагами |
не более 1,5 % населения |
Приобретение паев ПИФ |
около 2 % населения |
Микрокредитование |
не более 15% от потребности |
Информация о работе Финансовая система России и основные направления её развития