Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая структура любого общества не может функционировать без организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изученной литературы раскрыть:
сущность и структуру финансовых отношений и финансовой системы в рыночной экономике;
сущность фискальной и бюджетной политики;
особенности современной финансовой политики в России.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Финансовая система государства и ее структура
1.1. Сущность и функции финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Структура финансовой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 2. Финансовая политика
2.1. Бюджетная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.2. Фискальная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Глава 3 . Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Макроэкономике.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

повышения качества жизни  граждан.

В целом состояние  экономики страны определяется прежде всего состоянием финансовой системы. В современной России наиболее острыми проблемами в области финансов являются:

1) обеспечение реального  сектора экономики необходимыми  финансовыми и кредитными ресурсами;

2) переход на среднесрочную  систему бюджетного планирования;

3) достижение сбалансированности  бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов;

4) совершенствование налоговой системы;

5) повышение эффективности  использования государственной, муниципальной и частной собственности;

6) совершенствование  бюджетного федерализма;

7) обеспечение единства  денежно/кредитной и финансовой  политики;

8) укрепление финансового контроля;

9) развитие системы  страхования;

10) активное вовлечение  сбережений населения в денежный  оборот;

11) интеграция в мировую  финансовую систему на равноправной

основе и др.

Состояние финансовой системы  всегда является показателем развития экономики страны, ее эффективности. Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой. Финансовая политика представляет совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и целевое использование для достижения макроэкономического равновесия. К основным формам финансовой политики относятся:

фискальная политика, направленная на регулирование конъюктуры экономики с помощью доходов  и расходов бюджета;

бюджетная политика, цель которой - регулирование бюджетных процессов;

финансовые программы, нацеленные на финансирование социальной, структурной и экологической  политики;

финансовая помощь, направляемая на создание условий успешного развития стран с переходной экономикой.

Финансовая политика реализуется через финансовый механизм, основными элементами которого являются:

перспективный финансовый план;

бюджет на текущий  год.

Бюджет на текущий  год представляет базу для формирования перспективного финансового плана.

Результаты финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития. Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов.

Общая тенденция к  социализации экономики привела к возрастанию роли государства и государственных финансов в решении социальных задач, увеличив расходы бюджета на поддержание уровня жизни в стране, образование, здравоохранения, безопасность населения. Для решения всех этих проблем нужны дополнительные средства, которые поступают в бюджет в форме налогов.

 

1.2. Структура  финансовой системы

В условиях существования  развитых товарно-денежных отношений  важная роль в экономике принадлежит  финансовой (от лат. financia – платеж, доход) системе.

Финансы – система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта.

Финансовые отношения  складываются и поддерживаются между  субъектами функционирующего рыночного хозяйства: государством, с одной стороны, и предприятиями, фирмами, населением, общественными организациями – с другой. Это денежные отношения между предприятиями, внутри их, между предприятиями (фирмами) и банками.

В соответствии с общей природой экономических систем выделяют два основных принципа организации финансовой системы.

Первый принцип – демократический централизм – присущ командно-административной системе. По такому принципу была построена финансовая система в СССР. В ней все финансовые учреждения страны были обязаны исполнять директивные указания центра. Все финансовые средства аккумулировались в государственном бюджете и оттуда перераспределялись между нижестоящими звеньями.

Второй принцип – бюджетный федерализм. По такому принципу построены финансовые системы развитых индустриальных стран. Как показывает само название, государственные, федеральные бюджеты и налоги в них отделены от бюджетов и налогов штатов (США), земель (Германия), кантонов (Швейцария). Такой федерализм предполагает проведение самостоятельной фискальной политики, с одной стороны, государством или федерацией в целом, а с другой стороны – участниками федерации и муниципалитетами.

После перехода РФ к новым  экономическим отношениям в 1991 г. финансовая система нашей страны стала строиться по принципу фискального федерализма. В соответствии с административно-территориальным устройством России она имеет трехступенчатую структуру:

1) федеральный бюджет  и налоги;

2) бюджеты и налоги  субъектов Федерации (республик  в составе РФ, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга);

3) бюджеты и налоги  местных органов самоуправления.

В целом структура  финансовой системы может быть представлена следующим образом:

· государственные финансы, включающие в себя централизованные фонды денежных средств, используемые в соответствии с потребностями государства;

· региональные финансы – территориальные денежные фонды, привлекаемые для экономического и социального развития регионов;

· финансы предприятий и отраслей, т. е. денежные фонды, предназначенные для решения производственных и социальных проблем на уровне предприятий и отраслей.

Перечисленные здесь  финансы взаимосвязаны и представляют в стране финансовую систему, т. е. систему  отношений экономических субъектов  в процессе формирования и использования фондов денежных средств через соответствующие экономические органы (государства, регионов, предприятий) на основе законодательно установленных нормативов.

В полном объеме функции  финансов проявляются на государственном, общенациональном уровне. Это следующие функции:

· аккумулирующая – создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования;

· регулирующая – стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений, развития научно-технического прогресса и решения социальных проблем;

· распорядительная – формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения (пенсионный, социального страхования, занятости, медицинского страхования) и особенно через госбюджет;

· контрольная – обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.

Все элементы финансовой системы функционируют на основе взаимозависимости и составляют финансовый механизм, включающий финансовую систему как его основу, организацию  деятельности финансовых органов и подразделений, разработку и социальную направленность финансовой политики, подготовку кадров для финансовой деятельности.

В России проводится специфический  тип финансовой политики, характеризующийся  жестким принудительным воздействием государства на сферу денежного обращения, государственные расходы и доходы бюджетных отраслей и учреждений. В отношении частного сектора реализуется политика либерализации, что, однако, не должно было бы противопоставляться государству, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансовых процессов. Жесткая ограничительная бюджетная политика проводится в отношении, как федерального бюджета, так и региональных и местных бюджетов, самостоятельность которых, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, сужается, в том числе и посредством установления и требований исполнения федеральных стандартов.

В финансовой политике в  последние годы особое внимание уделяется  налогообложению. Опыт России, подтверждающий общую тенденцию постсоциалистического развития других стран, показывает, что после либерализации экономики на протяжении нескольких лет постоянно снижался уровень обязательных налоговых платежей. Это объясняет субъективными причинами, такими, как несовершенство законодательства, слабость налоговой администрации, отсутствие традиций добровольной уплаты налогов. Наряду с этим действовали и объективные факторы, снижающие поступления налогов в бюджет: рост уровня инфляции; кризис системы платежей и взаимозачеты; нарушение налоговой дисциплины из-за изменения экономики в пользу частного сектора и сферы услуг; увеличение масштабов экономических операций, не отражаемых в бухгалтерском учете, и др.

В экономике переходного  типа в краткосрочном периоде  выявилось отсутствие прямой зависимости  между процессом приватизации государственных предприятий и ростом налоговых поступлений. Даже в отраслях автомобилестроения, металлургии и других, где не наблюдался спад производства, произошло снижение налоговых платежей в государственный бюджет из-за расширения масштабов налоговых льгот, противозаконного уклонения от налогов, развития кризиса неплатежей.

Финансовый кризис 1998 г. вскрыл нарушения допустимого  предела налогообложения. Анализ практики налогообложения в 1990-е годы выявил ошибочность стратегии, направленной на обеспечение бездефицитного бюджета посредством повышения налоговой нагрузки, которая препятствует предпринимательской деятельности и ведет к банкротству предпринимателей.

Кроме того, финансовый кризис продемонстрировал краткосрочность  положительного эффекта налогово-бюджетной политики в 1996-1997 гг., выявил перекос финансового регулирования в сторону стабилизации макроэкономических процессов в ущерб развитию реального сектора, показал, что внутренние и внешнеэкономические структурные диспропорции имеют относительно длительный и устойчивый характер и не могут быть сняты преобразованием форм собственности или системы цен. Более того, они неизбежно будут углубляться из-за быстрого ухода государства из сферы управления производством.

С 1999 г. изменилась концепция налоговой реформы России. Была провозглашена необходимость нейтрального налогообложения, суть которого в том, чтобы не оказывать влияния на мотивы поведения предпринимателя, на выбор вида его деятельности и соответственно - вложения капитала. Такой принцип налогообложения успешно осуществляется в развитых странах.

В рамках проводимой налоговой  реформы в 2000-2006 годах практически  решена кодификация налогового законодательства. Налоговая система в целом  была упрощена, ставки основных налогов снижены, отменены наиболее обременительные для экономики налоги. Все индивидуальные налоговые льготы, зачеты и отсрочки, специальные соглашения с налогоплательщиками остались в прошлом.

В числе наиболее значимых решений - введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13%, установление регрессивной шкалы ставок единого социального налога и их дальнейшее существенное снижение, отмена налога на наследование.

Ставка налога на прибыль  снижена с 35 до 24% при одновременном  включении в учитываемые в целях налогообложения затраты на производство товаров (работ, услуг) практически всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков. Многочисленные же льготы по налогу на прибыль были отменены. Ставка налога на добавленную стоимость снижена с 20 до 18%, а порядок его взимания приближен к принятому в мировой практике.

Введены специальные  налоговые режимы для малого бизнеса  и сельскохозяйственных товаропроизводителей, упорядочено взимание акцизов и  государственной пошлины.

Проводились упорядочение ставок таможенных пошлин и совершенствование порядка их взимания. По целому ряду товарных позиций, прежде всего инвестиционного характера, ввозные таможенные пошлины существенно снижены. При этом осуществлено укрепление товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, что позволило несколько сократить масштабы контрабанды. Вывозные таможенные пошлины на нефть дифференцированы и установлены на уровне, обеспечивающем изъятия в бюджет значительной части конъюнктурных сверхдоходов от ее экспорта.

В 2006 году принят федеральный  закон, призванный обеспечить повышение  качества и объективности налогового администрирования, сделать его  менее обременительным для налогоплательщиков.

В результате принятых мер  по совершенствованию налоговой  системы сократились масштабы уклонения от уплаты налогов и пошлин, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность.

В то же время ряд задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации в налоговой сфере, до настоящего времени не выполнен. Практика применения налога на добавленную стоимость остается препятствием для расширения экономической деятельности. Организации испытывают большие сложности ввиду сложившихся избыточно обременительных процедур возврата входящего налога на добавленную стоимость. За прошедшие со времени введения данного налога 15 лет так и не удалось сформировать эффективную и исключающую возможность значительных злоупотреблений систему его администрирования. Другой проблемной сферой по-прежнему является налогообложение фонда оплаты труда в структуре затрат, прежде всего в инновационных секторах экономики. Не введен налог на жилую недвижимость, обеспечивающий более справедливую систему налогообложения имущества граждан.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства