Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:18, курсовая работа
Экономическая структура любого общества не может функционировать без организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изученной литературы раскрыть:
сущность и структуру финансовых отношений и финансовой системы в рыночной экономике;
сущность фискальной и бюджетной политики;
особенности современной финансовой политики в России.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Финансовая система государства и ее структура
1.1. Сущность и функции финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Структура финансовой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 2. Финансовая политика
2.1. Бюджетная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.2. Фискальная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Глава 3 . Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Неоправданно затянута работа, касающаяся внедрения критериев оценки эффективности работы сотрудников налоговых органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов, а проверку правильности исчисления и уплаты налогов. Соответственно, не реализованы механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия таким критериям.
В настоящее время
требуется дальнейшая модернизация
налоговой системы
Начиная с 2000 года, федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом.
Превышение бюджетных
доходов над расходами и
Образование государственного долга в России (на начало 2004 г. сумма внутреннего и внешнего долга составляла около 140 млрд. долл.) имеет свою специфическую историю. Прежде всего часть внешнего долга бывшего СССР, которую Россия приняла на себя - 102 млрд. долл. Остальная задолженность сформировалась вследствие заимствований российского правительства в 1992 - 1998 гг. на внешнем (около 25 млрд. долл.) и на внутреннем рынках (более 70 млрд. долл.). Это займы у международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, а также займы у российских инвесторов.
В настоящее время
по степени долговой нагрузки Российская
Федерация относится к
Федеральный бюджет на 2004 г. предусматривает профицит бюджета в сумме 83,4 млрд. руб. Это достигается за счет снижения уровня непроцентных (внутренних) расходов до 12,6% к ВВП с 13,0% в 2003 г.
Консолидированный бюджет Тульской области в 2004 году исполнен с дефицитом в сумме 177,3 млн. руб. Доходы бюджета составили 16149,5 млн. руб., в том числе 26,3% доходов составил налог на доходы физических лиц, 17,9% - налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, 11,9% - акцизы. По расходам консолидированный бюджет области за 2004 г. исполнен в сумме 16326,8 млн. руб..
С начала 2001 г. проводится новая бюджетная политика, которая регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
В качестве главных стратегических направлений бюджетная политика предусматривает:
снижение налоговой нагрузки на экономику, в частности, уменьшение налоговых ставок, отмену неэффективных и оказывающих отрицательное влияние на экономическую деятельность налогов и льгот;
упорядочение государственных обязательств с учетом реальных возможностей бюджета и при твердой гарантии социальной поддержки наиболее нуждающимся гражданам;
концентрацию финансовых ресурсов на решении приоритетных задач. Такими приоритетами являются: обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, совершенствование судебной системы, воспроизводство научного потенциала, развитие социальной сферы. К числу приоритетов отнесена борьба с бедностью (имеется в виду треть населения, у которого денежные доходы ниже прожиточного уровня);
снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; поддержка предприятий, выходящих на мировой рынок с готовой продукцией высокого качества;
создание эффективной системы управления государственными финансами, в том числе перевод бюджетов всех уровней на казначейское исполнение позволяющее обеспечить контроль общества за использованием бюджетных ресурсов. Под казначейством подразумевается специальный правительственный финансовый орган, который ведает кассовым исполнением государственного бюджета. Он организует внимание доходов государства и отпускает средства на расходы, предусмотренные бюджетом.
Положительный результат новой бюджетной политики состоит в том, что достигнут бюджетный профицит. Это позволило государству полностью выполнять все бюджетные платежи, а дополнительные доходы направлять на решение первоочередных задач.
Повышение эффективности функционирования бюджетной системы России позволит улучшить ее финансовые отношения с другими государствами
Глава 2. Финансовая политика
2.1. Бюджетная политика
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.
Финансовая политика практически любого государства строится отнюдь не только на базовых экономических принципах, но и с оглядкой на текущее положение в мировой экономике. В условия глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но и должна ориентироваться на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.
Финансовая политика – совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.
Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирование со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:
- управление финансами с учетом
- общность функций всех
- общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами
- зависимость от конечной цели;
- макроэкономическая
- соответствие интересам всех членов общества;
- использование экономических законов;
- учет внутренних и внешних
экономических условий на
Целью финансовой политики является
обеспечение стабильного
Политика предполагает
соответствующее правовое обеспечение,
которое предусматривает
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.
Содержание финансовой политики определяется:
- соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепций, регулирующей роли государства в области финансов.
- разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу.
- осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.
Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельную бюджетную политику.
Бюджетная политика государства, во-первых, не должна допускать чрезмерного дефицита госбюджета, иначе будет получен отрицательный эффект воздействия на экономику в виде инфляции и замедления инвестиционного процесса. Во-вторых, расходы госбюджета, предназначенные для экономической сферы, должны быть избирательными, т.е. поддерживать наиболее перспективные и эффективные направления. В-третьих, следует иметь в виду, что расходы государственного бюджета, особенно в инвестиционной сфере, способны вызвать мультипликационный эффект, т.е. привести к тому, что общий объем инвестиций в экономику, с учетом частного сектора, будет гораздо больше первоначального.
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:
- источников формирования
доходов государственного
- структуры расходной части бюджета;
- сумм расходов, распределяемых
между бюджетами разных
- доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета;
- задач управления государственным долгом;
- дефицита или профицита бюджета;
В свою очередь, в составе
бюджетной политики приобретают
относительную
- налоговая политика, которая направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.
- таможенная политика, которая представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.
Понимание бюджетной политики как процесса обмена между индивидами и государством, при котором каждый стремится к достижению своих целей, соглашаясь платить налоги в обмен на необходимые общественные блага, т.е. признание «контрактной» сущности общественных благ, имеет принципиально важное значение при выработке конкретных решений в бюджетно-налоговой сфере. В таком понимании бюджетная политика базируется на компромиссе финансовых интересов всех участников воспроизводственного процесса и становится активным инструментом укрепления экономического потенциала страны. В качестве пояснения данной трактовки можно привести слова Дж. Бьюкенена: «...в политике граждане соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда... При этом особое значение для экономики имеет обеспечение государством защиты прав собственности».
Доходы, которые собирает государство через налоги, являются вознаграждением за предоставление благ, которые в данных условиях наилучшим образом может предоставить именно государство. Данная интерпретация бюджетной политики является теоретическим фундаментом для обоснования значимости проблем нахождения правильного для данных условий соотношения роли рынка и государства, а также разработки системы критериев эффективности расходования государственных средств. Как отмечает М. Алле, многие современные авторы склонны забывать о неразрывной связи между качеством услуг, которые государство предоставляет, и налогами, которые оно собирает. Данный подход предполагает, прежде всего, выработку взаимоприемлемых отношений между государством и бизнесом, включая поддержку малых и средних предприятий, стимулирование занятости населения, борьбу с коррупцией, а также создание жестких законодательных рамок для перераспределительной деятельности государства. Задача формирования предсказуемых и эффективных отношений государства с бизнесом является одной из ключевых в современных российских условиях и выходит за рамки бюджетной политики, поэтому оптимизация всего комплекса отношений государства и бизнеса подразумевает продвижение реформ не только на собственно финансовом направлении, но и в социально-политической сфере.
Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства