Финансовый и операционный рычаг в финансовом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение эффективности операционного и финансового рычагов.
Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
- выявить определение финансового рычага и показать возможности расчета его эффективности;
- установить определение операционного рычага и показать возможности расчета его эффективность;
- показать эффект спряженности воздействия операционного и финансового рычагов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….…3
1 Сущность, понятие и методы расчета операционного левериджа в финансовом менеджменте…………………………………………………….…4
1.1 Понятие операционного рычага………………………………………….….4
1.2 Эффект операционного рычага. Сущность и методы расчета силы воздействия операционного анализа…………………………………….……...5
1.3 Три составляющие операционного рычага…………………………….….14
2.Сущность,понятие и методы расчета финансового левериджа в
финансовом менеджменте………………………………................................19
2.1Понятие финансового рычага……………………………………………..…19
2.2Сущность эффекта финансового рычага и методы расчета……………....20
2.3.Три способа расчета финансового рычага………………………………...26
3.Сопряженный эффект финансового и операционного рычага…………….37
Список используемой литературы……………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

1курсовая.docx

— 330.58 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


 

                       ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

                 КАФЕДРА ЭКОНОМИКА, ФИНАНСЫ, МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

 

 

                                      Курсовая на тему:

                         «Финансовый и операционный рычаг

                                в финансовом менеджменте»

 

 

 

                                                               Выполнила: Наталья

                                                        Проверила: Будина

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Пенза 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….…3

1 Сущность, понятие и методы  расчета операционного левериджа  в финансовом менеджменте…………………………………………………….…4

1.1 Понятие операционного  рычага………………………………………….….4

1.2 Эффект операционного  рычага. Сущность и методы расчета  силы воздействия операционного  анализа…………………………………….……...5

1.3 Три составляющие операционного  рычага…………………………….….14

2.Сущность,понятие и методы  расчета финансового левериджа  в

 финансовом менеджменте………………………………................................19

2.1Понятие финансового  рычага……………………………………………..…19

2.2Сущность эффекта финансового рычага и методы расчета……………....20

2.3.Три способа расчета финансового рычага………………………………...26

3.Сопряженный эффект финансового и операционного рычага…………….37

Список используемой литературы……………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

 

Финансовый рычаг  — воздействие на уровень прибыли за счет собственного капитала и заемного финансирования.

Операционный рычаг - прогрессивное  нарастание величины чистой прибили  при увеличении объема продаж, обусловленное  наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции.

Целью данной работы является определение эффективности операционного  и финансового рычагов.

Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:

- выявить определение  финансового рычага и показать  возможности расчета его эффективности;

- установить определение  операционного рычага и показать  возможности расчета его эффективность;

- показать эффект спряженности  воздействия операционного и  финансового рычагов;

Актуальность данной работы заключается в важности понятий  операционного и финансового  рычагов для любого коммерческого  субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность, понятие и  методы расчета операционного  левериджа в 

финансовом менеджменте

 

1.1 Понятие операционного  рычага

 

В современных условиях на российских предприятиях вопросы регулирования  массы и динамики прибыли выходят  на одно из первых мест в управлении финансовыми ресурсами. Решение  данных вопросов входит в рамки операционного (производственного) финансового менеджмента. Известно, что предпринимательская  деятельность связана со многими  факторами, влияющими на ее результат. Все их можно разделить на две  группы. Первая группа факторов связана  с максимизацией прибыли за счет спроса и предложения, ценовой политики, рентабельности продукции, ее конкурентоспособности. Другая группа факторов связана с  выявлением критических показателей  по объему реализуемой продукции, наилучшим  сочетанием предельной выручки и  предельных затрат, с делением затрат на переменные и постоянные.

Именно со структурой затрат тесно  связан операционный рычаг. Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации  соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно  прогнозировать изменение прибыли  предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также  определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма  операционного рычага является использование  маржинального метода, основанного  на подразделении затрат предприятия  на постоянные и переменные. Чем  ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Как уже говорилось, на предприятии  существуют два вида затрат: переменные и постоянные. Их структура в целом, а в частности уровень постоянных затрат, в общей выручке предприятия  или в выручке от единицы продукции  могут значительно влиять на тенденцию  изменения прибыли или издержек. Это происходит из-за того, что каждая дополнительная единица продукции  приносит некоторую дополнительную контрибуцию, которая идет на покрытие постоянных затрат, и в зависимости  от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре издержек компании, общий прирост контрибуции от дополнительной единицы товара может  выразиться в значительном скачкообразном изменении прибыли. Как только достигается  уровень безубыточности, появляется прибыль, которая начинает расти  быстрее, чем объем продаж. Операционный рычаг является инструментом для  определения и анализа данной зависимости. Другими словами он предназначен для установления влияния  прибыли на изменение объема продаж.

Уровень операционного рычага рассчитывается как:

 

, где ОР – уровень операционного  рычага.

 

1.2 Эффект операционного  рычага. Сущность и методы расчета 

силы воздействия  операционного анализа

 

Операционный анализ работает с такими параметрами деятельности предприятия, как затраты, объем  реализации и прибыль. Большое значение для операционного анализа имеет  разделение затрат на постоянные и  переменные. Основными величинами, используемыми в операционном анализе, являются: валовая маржа (сумма покрытия), сила операционного левериджа, порог рентабельности (точка безубыточности), запас финансовой прочности.

Валовая маржа (сумма покрытия). Эта величина рассчитывается как  разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Она  показывает, хватает ли у предприятия  средств для покрытия постоянных расходов и получения прибыли.

Сила воздействия операционного  рычага. Вычисляется как отношение  валовой маржи к прибыли после  уплаты процентов, но до уплаты налога на прибыль.

Зависимость финансовых результатов  операционной деятельности предприятия, при прочих равных условиях, от предположений, связанных с изменением объема производства и реализации товарной продукции, постоянных расходов и переменных издержек на производство продукции, составляет содержание анализа операционного левериджа.

Влияние увеличения объема производства и реализации товарной продукции на прибыль предприятия  определяется понятием операционного  рычага, воздействие которого проявляется  в том, что изменение выручки  сопровождается более сильной динамикой  изменения прибыли.

Вместе с этим показателем при  анализе финансово-хозяйственной  деятельности предприятия используют величину эффекта операционного  рычага (левериджа), обратную величине порога безопасности:

 

 либо  ,

 

где ЭОР – эффект операционного  рычага.

Операционный рычаг показывает насколько процентов изменится  прибыль при изменении выручки  на 1%. Эффект операционного левериджа  заключается в том, что изменение  выручки от реализации (выраженное в процентах) всегда приводит к более  сильному изменению прибыли (выраженному  в процентах). Сила воздействия операционного  левериджа является мерой предпринимательского риска, связанного с предприятием. Чем  она выше, тем больший риск несут  акционеры.

Найденное с помощью формулы  значение эффекта операционного  левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения  прибыли в зависимости от изменения  выручки предприятия. Для этого  используют следующую формулу:

 

,

 

где D ВР - изменение выручки в %; D П - изменение прибыли в %.

Пример 1.

Руководство предприятия "Технология" имеет намерение за счет роста  объемов продаж электротоваров увеличить  выручку от реализации на 10% (с 50 000 грн. до 55 000 грн.), не выходя при этом за пределы  релевантного периода. Общие переменные затраты составляют для начального варианта 36 000 грн. Постоянные затраты  равны 4 000 грн. Можно рассчитать сумму  прибыли в соответствии с новым  объемом выручки от реализации продукции  традиционным методом или с помощью  операционного рычага.

Традиционный метод:

1. Начальная прибыль равна 10 000 грн. (50 000 - 36 000 - 4 000).

2. Переменные затраты на запланированный  объем продукции возрастут на 10%, то есть будут равны 39 600 грн. (36 000 х 1,1).

3. Новая прибыль: 55 000 - 39 600 - 4 000 = 11 400 грн.

Метод операционного рычага:

1. Сила влияния операционного  рычага: (50 000 - 36 000 / / 10 000) = 1,4. Это означает, что 10% роста выручки должны  принести прирост прибыли на 14% (10 х 1,4), то есть 10 000 х 0,14=1 400 грн.

Эффект операционного рычага состоит  в том, что любое изменение  выручки от реализации приводит к  еще более сильному изменению  прибыли. Действие этого эффекта  связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при  изменении объема производства и  реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов и себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного  рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов падает и воздействие операционного  рычага падает.

Порог рентабельности (точка безубыточности) — это показатель, характеризующий  объем реализации продукции, при  котором выручка предприятия  от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам. То есть это тот объем продаж, при котором хозяйствующий субъект  не имеет ни прибыли, ни убытка.

На практике для вычисления точки  безубыточности используются три метода: графический, уравнений и маржинального  дохода.

При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к  построению комплексного графика «затраты — объем производства -прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем: на графике строится линия постоянных затрат, для чего проводится прямая, параллельная оси абсцисс; на оси абсцисс выбирается какая-либо точка, то есть какая-либо величина объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитывается величина совокупных затрат (постоянных и переменных). Строится прямая на графике, отвечающая этому значению; вновь выбирается любая точка на оси абсцисс и для нее находится сумма выручки от реализации. Строится прямая, отвечающая данному значению.


 

Прямые показывают зависимость  переменных и постоянных затрат, а  также выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при  котором выручка от реализации равна  ее полной себестоимости. После определения  точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта  операционного (производственного) рычага, то есть того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может  позволить себе снизить объем  реализации, не приводя к убыточности. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его  совокупным затратам, при этом прибыль  равна нулю. Выручка, соответствующая  точке безубыточности, называется пороговой  выручкой. Объем производств (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает  продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше — получает прибыль. Зная порог рентабельности можно рассчитать критический объем производства:

 

 

Запас финансовой прочности. Это разница между выручкой предприятия и порогом рентабельности. Запас финансовой прочности показывает, на какую величину может уменьшиться выручка, чтобы предприятие все еще не несло убытков. Запас финансовой прочности рассчитывается по формуле:

 

ЗФП = VP – RПОРОГ

 

Чем выше сила влияния операционного  рычага, тем меньше запас финансовой прочности.

Пример 2. Расчет силы воздействия операционного рычага

Исходные данные:

Выручка от реализации продукции — 10000 тыс. руб.

Переменные затраты — 8300 тыс. руб,

Постоянные затраты — 1500 тыс. руб.

Прибыль — 200 тыс. руб.

Расчет:

1. Рассчитаем силу воздействия  операционного рычага.

Сумма покрытия = 1500 тыс. руб. + 200 тыс. руб. = 1700 тыс. руб.

Сила воздействия операционного  рычага = 1700 / 200 = 8,5 раза

2. Предположим, что на следующий  год прогнозируется рост объема  реализации на 12 %. Мы можем рассчитать, на сколько процентов возрастет  прибыль:

12% * 8,5 =102%.

10000 * 112% / 100= 11200 тыс. руб

8300 * 112% / 100 = 9296 тыс. руб.

11200 - 9296 = 1904 тыс. руб.

1904 - 1500 = 404 тыс. руб.

Сила воздействия рычага = (1500 + 404) / 404 = 4,7 раза.

Отсюда прибыль возрастает на 102 %:

404 - 200 = 204; 204 * 100 / 200 = 102%.

Определим порог рентабельности для  этого примера. Для этих целей  следует рассчитать коэффициент  валовой маржи. Он считается как  отношение валовой маржи к  выручке от реализации:

Информация о работе Финансовый и операционный рычаг в финансовом менеджменте