Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:56, контрольная работа
В своей повседневной деятельности люди понимают под институ-том разные социальные единицы. Это могут быть учебные или науч-ные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Не-которые ученые применяют его только к крупномасштабным организа-циям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для ма-лых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает не-понятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.
I Сущность институтов стр.4
II. Институт государства стр.9
III. Функции института государства стр.13
IV. Взаимосвязи между институтами стр.17
Заключение стр.20
Введение стр.3
I Сущность институтов
стр.4
II. Институт государства
стр.9
III. Функции института
государства стр.13
IV. Взаимосвязи между
институтами стр.17
Заключение стр.20
Введение
В своей повседневной
деятельности люди понимают под институ-том
разные социальные единицы. Это могут
быть учебные или науч-ные организации
и учреждения, любые крупные целевые организации.
Среди социологов нет полного согласия
в понимании этого термина. Не-которые
ученые применяют его только к крупномасштабным
организа-циям (например, к комитетам,
объединениям и т.п.), используя для ма-лых
организаций термин «группа» или «ассоциация».
Такое понимание позволяет различать
понятия «институт», «группа» и «ассоциация»
исключительно по признаку размера социального
объекта и делает не-понятными базовые
особенности институтов, групп и ассоциаций.
На самом деле,
между понятиями «институт» и
«группа» имеет-ся существенное внутреннее
различие. Если группа -- это совокуп-ность
взаимодействующих индивидов, то институт
является системой социальных связей
и совокупностью социальных норм, существую-щих
в определенной области человеческой
деятельности, т.е. реали-зуемых на практике.
Представляется, что можно дать следующее
формальное определение социального института:
социальный инсти-тут -- это организованная
система связей и социальных норм, кото-рая
объединяет значимые общественные ценности
и процедуры, удов-летворяющие основным
потребностям общества.
Итак, институт -- это
своеобразная форма человеческой деятель-ности,
основанной на четко разработанной идеологии,
системе пра-вил и норм, а также развитом
социальном контроле за их исполне-нием.
Институциональная деятельность осуществляется
людьми, ор-ганизованными в группы или
ассоциации, где проведено разделение
на статусы и роли в соответствии с потребностями
данной социаль-ной группы или общества
в целом. Институты, таким образом, под-держивают
социальные структуры и порядок в обществе.
I Сущность институтов.
Для нас социологическая
теория есть тот аспект теории социальных
систем, который занимается явлениями
институционализации образцов ценностной
ориентации в социальной системе, условиями
этой институционализации и
Для того чтобы возник
и развился такой структурный
элемент общества, как социальный
институт, нужны особые условия:
1) в обществе должна
возникнуть и распространиться
некая потребность, которая,
2) должны быть
в наличии операциональные средства
удовле-творения этой потребности, т.е.
сложившаяся система необходи-мых для
общества функций, действий, операций,
частных целей, реализующих новую потребность;
3) чтобы институт
мог реально выполнять свою
миссию, он наделяется необходимыми
ресурсами (материальными,
4) для обеспечения
самовоспроизводства института необходима
и особая культурная среда, т.е. должна
сформироваться присущая только ему субкультура
(особая система знаков, действий, правил
поведения, которые отличают людей, принадлежащих
этому ин-ституту).
В каждом социальном
институте есть своя система ценностей
и нормативной регуляции, которая
определяет, для чего он суще-ствует,
что там. Достойно и недостойно, как действовать
в этой конкретной системе отношений.
Например, на переговорах сле-дует вести
себя чопорно, а на карнавале -- раскованно.
Поскольку институты
-- это взаимосвязанные системы
упоря-доченных социальных связей, благодаря
которым поведение каж-дого отдельного
члена общества становится достаточно
предсказу-емым по своим ориентациям и
формам проявления, социолога рассматривают
институциональную структуру общества
с особой тщательностью, представляя ее
как своеобразный многомерные лабиринт,
где действия и перемещения социальных
субъектов осуществляются только согласно
определенным правилам ролево-го соответствия.
С одной стороны,
в процессе институционализации
возникают расхождения между
интересами всего сообщества (в удовлетворе-нии
некой потребности: в потреблении, общении,
защите, воспро-изводстве и др.) и интересами
конкретных функциональных субъектов,
реализующих эту потребность для общества
(которые могут быть настроены не альтруистично,
а весьма меркантильно и «под шум волны»,
т.е. под видом решения одних задач, осуществлять
несколько другие). Например, в советской
системе образо-вания, которая имела множество,
разнообразных преимуществ, одним из недостатков
была повышенная идеологизация в содер-жании
гуманитарных курсов, т.е. социальный институт,
решаю-щий задачу профессиональной подготовки,
на самом деле осущест-влял и иную практическую
цель -- политической ориентации.
С другой стороны, потребность
может носить массовый харак-тер, но
по разным причинам (в основном культурной
легитима-ции) не быть признанной как общественно
значимая. В результате развиваются «подпольные
институты» -- не принятые, официально
игнорируемые, не наделяемые специальными
ресурсами, но формирующие свою субкультуру,
выполняющие определенные функции и стандартные
операции, находящие пути материального
обеспечения своей деятельности. Отношения
подобного рода воспроизводятся в скрытой
(латентной) социальной форме. Они долгое
время могут быть не признаны ценными
(социально-значимыми) в рамках доминирующего
культурного стандарта. Однако на определенных
этапах развития общества, особенно в
критические моменты, скрыто живущие отношения
«возрожда-ются» и институционализируются
(т.е. признаются обществом, становятся
легальными и легитимными).
Р. Мертон, например,
различал явные и латентные функции
социальных институтов, которые представляют
собой не только характеристики социальной
структуры общества, но и индикаторы
его общей стабильности.
Явные функции социальных
институтов записаны в уставах, формально
заявлены, приняты сообществом причастных
людей, декларированы. Поскольку явные
функции всегда оглашены и в каждом
обществе этому сопутствует довольно
строгая традиция или процедура (от помазания
на царство или президентской клятвы до
конституционных записей и принятия специальных
сводов правил или законов: об образовании,
здравоохранении, прокуратуре, социальном
обеспечении и т.п.), они оказываются более
формализованными и подконтрольными обществу.
Поэтому население то и дело спрашивает
у субъектов современного государства:
«А куда идут наши налоги?» и «Почему не
выполнены; предвыборные обещания?» При
этом оно никогда не удовлетворяется ответом
и продолжает «терпеливо возмущаться»
-- перевыбирать, бойкотировать, уклоняться.
Латентные функции
институтов -- те, которые осуществляются
на самом деле. Иногда они вполне тождественны
заявочным; функциям, но обычно между формальной
и реальной деятельностью институтов
существует лаг (расхождение, разница),
небольшой или же очень глубокий. В последнем
случае социологи говорят о потенциальной
нестабильности общества, в котором формальная
и реальная структуры существенно различаются.
Все это придает дополнительную нестабильность
и амбивалентность (нечеткость, многозначность)
инсти-туциональным функциям.
Исследователи социальных
институтов всегда уделяли этим процессам
повышенное внимание, поскольку именно
нормативные (институциональные) требования
делают поведение отдельных людей
и организованных групп предсказуемым
и «предначертанным», соответствующим
общественным ожиданиям. Поэтому загадки
всякого рода «институциональных отклонений»
связаны с сущностью проблем
социальной структуры и функционального
устройства общества, и социология
должна потрудиться и рассекретить
их в первую очередь. Великий «системщик»
Т. Парсонс пишет об этом так: «ценности,
образцы поведения, которые постепенно
превращаются в институциональные нормы,
направляют не только поведение, но и социальные
ориентации людей, а процедура изменения
«правил» как действовать, чего желать,
к чему стремиться тоже происходит по
определенным правилам развития социальных
систем.
Институтонализация
-- это процесс, когда некая общественная
потребность начинает осознаваться как
общесоциальная, а не частная, и для ее
реализации в обществе устанавливаются
особые нормы поведения, готовятся кадры,
выделяются ресурсы.
Известный социальный
исследователь Г. Ленски определил
ряд ключевых социальных потребностей,
которые порождают процес-сы институционализации:
1) потребность в
коммуникации (язык, образование, связь,
транспорт);
2) потребность в
производстве продуктов и
3) потребность в
распределении благ (и привилегий);
4) потребность в
безопасности граждан, защите
их жизни и благополучия;
5) потребность в
поддержании системы
6) потребность в
социальном контроле за поведением
членов общества (религия, мораль, право,
пенитенциарная система).
Современное общество
характеризуется разрастанием и
услож-нением системы институтов. В высшей
степени необходимые инсти-туты, вызванные
к жизни непреходящими потребностями.
Социоло-ги считают, что таких институтов
в развитых обществах всего пять: это институты
семейные, политические, экономические,
образова-тельные и религиозные. Кроме
того, поскольку ценности и процеду-ры
научной жизни стали очень важными и высокостандартизирован-ными,
к важнейшим можно было бы причислить
и институт науки. Вместе с тем многие
виды деятельности, включая социальную
дея-тельность и медицину, тоже начинают
определяться жестко установ-ленными
образцами и нормами поведения, обладают
системой соци-альных статусов и ролей
и по этой причине могут быть отнесены
к институтам.
Институционализация
представляет собой про-цесс определения
и закрепления социальных норм, правил,
статусов и ролей, приведение их в систему,
которая способна действовать в на-правлении
удовлетворения некоторой общественной
потребности. Институционализация -- это
замена спонтанного и эксперименталь-ного
поведения на предсказуемое поведение,
которое ожидается, мо-делируется, регулируется.
Так, предынституциональная фаза общест-венного
движения характерна спонтанными протестами
и выступле-ниями, беспорядочным поведением.
Появляются на короткий срок, а затем смещаются
лидеры движения; их появление зависит
в основ-ном от энергичных призывов. Каждый
день возможна новая авантю-ра, каждое
собрание характеризуется непредсказуемой
последова-тельностью эмоциональных событий,
в условиях которых человек не может представить
себе, что он будет делать дальше.
При появлении институциональных
моментов в общественном дви-жении
начинается формирование определенных
правил и норм по-ведения, разделяемых
большинством его последователей. Назначает-ся
место сбора или митинга, определяется
четкий регламент высту-плений, каждому
участнику даются инструкции, как нужно
себя вести в той или иной ситуации. Эти
нормы и правила постепенно при-нимаются
и становятся само собой разумеющимися.
Одновременно начинает складываться система
социальных статусов и ролей. Появ-ляются
устойчивые лидеры, которые оформляются
официально, со-гласно принятому порядку
(например, выбираются или назначаются).
Кроме того, каждый участник движения
обладает определенным ста-тусом и выполняет
соответствующую роль: он может быть членом
ор-ганизационного актива, находиться
в составе групп поддержки лиде-ра, быть
агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение
постепенно ос-лабляется под воздействием
определенных норм, и поведение каждо-го
участника становится стандартизованным
и предсказуемым. Появляются предпосылки
для организованных совместных дейст-вий.
В итоге общественное движение в большей
или меньшей степе-ни институционализируется.
Процесс институционализации,
т.е. образования социального ин-
1) возникновение
потребности, удовлетворение
2) формирование общих
целей;
3) появление социальных
норм и правил в ходе
4) появление процедур,
связанных с нормами и
5) институционализация
норм и правил, процедур, т.е. их
приня-тие, практическое применение;
6) установление системы
санкций для поддержания норм
и пра-вил, дифференцированность их
применения в отдельных случаях;
7) создание системы
статусов и ролей,
Итак, финалом процесса
институционализации можно
II Институт государства