Финансы: сущность и функции. Принципы построения финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения денег у разных участников общественного производства, и представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов и платежей. Стоимость как категория, первична по отношению к финансам. Последние раскрывают движение стоимости в товарно-денежных отношениях.

Содержание

Введение
Сущность категории финансов.
Функции финансов.
Эволюция взглядов на сущность и функции финансов.
Финансовая политика.
Принципы построения финансовой политики .
Финансовая политика государства.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)

Финансы: сущность и функции. Принципы построения финансовой политики государства.

  1. Введение
  2. Сущность категории финансов.
  3. Функции финансов.
  4. Эволюция взглядов на сущность и функции финансов.
  5. Финансовая политика.
  6. Принципы построения финансовой политики .
  7. Финансовая политика государства.
  8. Заключение 
  9. Сущность финансов.

Финансы - это исторически  сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть  денежных отношений в обществе через  распределительные и перераспределительные процессы.

Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения денег у разных участников общественного производства, и представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому  в виде безналичных или наличных расчетов и платежей. Стоимость как  категория, первична по отношению к  финансам. Последние раскрывают движение стоимости в товарно-денежных отношениях.

Интерес представляет термин “финансы”, от латинского “finis” - конец (финиш), окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме между населением и государством). Позже термин трансформировался в “financia”, применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. Как видно из определения, финансы проявляются через денежный платеж, когда один участник, например, товаропроизводитель, признанный в обществе, получает денежный доход при реализации товара (услуг), то есть стоимость реализована. Другой участник, потребитель, признавая стоимость, посредством денег оплачивает каждую сделку, операцию на товарном рынке. Государство как субъект экономических отношений также заинтересовано в сохранении и приумножении стоимости в обществе для последующего перераспределения созданной стоимости в виде национального дохода.

Финансы связаны с денежными  операциями. Вместе с тем не все  денежные операции, сделки относятся  к финансовой, поскольку деньги опосредуют движение всей стоимости общественного  продукта, которое осуществляется при помощи разных экономических категорий - цены, оплаты труда, финансов, кредита.

Денежный характер финансов подчеркивает форму их осуществления  и их принадлежность к стоимостным  экономическим категориям. Отсюда важным признаком финансов является денежный характер финансовых отношений. Деньги выступают обязательным условием и  основой существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

Финансы, как стоимостная  категория, имеет свои признаки, которые выражены:

  • как подсистема производственных отношений экономического базиса;
  • как часть отношений при распределении и перераспределении стоимости совокупного общественного продукта в денежной форме;
  • как вторичное явление по отношению к денежным отношениям;
  • как совокупность денежных отношений, возникающих между государством и субъектами общества, следовательно, материальное производство первично, так как создается стоимость.

Перейдем непосредственно  к сущности финансов.

Финансы - экономическая  категория, отражающая экономические  отношения в процессе создания и  использования фондов денежных средств, возникающая в условиях регулярного  товарно-денежного обмена в связи  с развитием государства и  его потребностей в денежных ресурсах. Исторически доказано, что финансы  проявляют себя во взаимосвязи с  экономическим строем государства. Государство через финансовую систему  концентрирует в своих руках  крупные денежные ресурсы, а это  оправдано потребностями общества. Для того, чтобы выделить финансы из ряда экономических категорий, важно перейти от рассмотрения явления финансов к познанию их внутреннего содержания. В теории финансов сущность их тесно связана с процессом производственных отношений.

В иерархии общественных отношений  денежные отношения относятся к  экономическим категориям, которые, в свою очередь, включаются в производственные отношения.

Процесс воспроизводства  осуществляется как взаимосвязанное  и взаимозависимое сочетание  непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления.

Указанные четыре стадии воспроизводства  определяют наличие товарных отношений  между участниками процесса общественного  производства, так как произведенные  продукты выступают в качестве товаров, подлежащих купле-продаже: прежде чем  продукт будет потреблен, оно  проходит стадию обмена и распределения. При этом должны быть удовлетворены потребности и интересы всех участников общественных отношений, а не только участников материального производства.

В свою очередь, наличие товарных отношений вызывается необходимостью разделения труда членов общества, в силу чего они должны обмениваться результатами специализированного  труда, выполняемых услуг, разными  производимыми благами в соответствии с их качеством.

Соизмерение созданных благ и ценностей осуществляется с  помощью денег, как меры стоимости  и всеобщего эквивалента, с последующим  созданием и формированием денежных фондов.

В целом сущность финансов определяется как форма производственных отношений, особые экономические отношения, связанные с распределением и  перераспределением части стоимости  совокупного общественного продукта (СОП) и национального дохода (НД), образованием и использованием на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Областью возникновения  и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределения  стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам  хозяйствования, каждый из которых  должен получить свою долю в произведенном  продукте.

Отсюда, важным признаком  финансов является распределительный  характер финансовых отношений. Но разнообразие распределительных отношений приводит на второй стадии воспроизводственного процесса к образованию и других экономических категорий: прибыль, кредит, заработная плата, цена. Финансы  же существенно отличаются от других указанных категорий, функционирующих  на стадии стоимостного распределения.

Первоначальной сферой возникновения  финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости  общественного продукта, когда эта  стоимость распадается на составляющие ее элементы (С, V, М) и происходит образование  различных форм денежных доходов  и накоплений. Например, это фонды  оборотных средств, амортизационный  фонд, отчисления на социальное страхование, фонд оплаты труда, прибыль.

В дальнейшем происходит процесс  перераспределения упомянутых элементов  стоимости в соответствии с установленными пропорциями, определяемыми нормативами  распределения.

Часть полученного дохода или прибыли отчисляется в  распоряжение государства для формирования его централизованных фондов, другая часть остается у производителя  и используется по его усмотрению. После этого сформированные фонды  денежных средств подвергаются перераспределению, дроблению или, наоборот, укрупнению в зависимости от целевого назначения средств, адресному их направлению  или использованию в процессе кругооборота производственных и непроизводственных фондов.

Значительная часть стоимости, созданная в материальном производстве, передается на общегосударственные  нужды и, получив самостоятельное  движение в денежной форме, включается в сферу финансовых отношений  государства в качестве государственных  доходов.

Помимо отчислений от доходов  первичных звеньев экономики  государство мобилизует часть средств  населения в форме налогов, добровольных платежей, займов, лотерей, сбережений, хранящихся в банках с государственным  участием.

Часть средств поступает  от государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций и  населения в фондовой и не фондовой форме в виде разных платежей, отчислений, сборов.

Так возникают формы финансовых отношений на уровне государства  через формирование централизованных фондов денежных средств – государственный  бюджет, фонды социального страхования, различные целевые внебюджетные фонды. Помимо этого, движение денежных средств и фондов опосредовано выполнением  государственных долгосрочных целевых  программ – развития производственных сил, экологических, социальных, научных, региональных и др.

В конечном итоге, пройдя все  стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется  и, воплощается в три самостоятельных фонда:

    1. фонд возмещения;
    2. фонд потребления;
    3. фонд накопления.

В результате часть стоимости  продукта вступает в новый кругооборот, а часть - потребляется и выпадает из дальнейшего движения. Сущность финансов глубоко содержательна  и охватывает стадии производства товаров, весь процесс продвижения товаров  к потребителю, создание денежных фондов на основе признания стоимости и дальнейшее распределение, и перераспределение денежных фондов. Сущность финансов проявляется достаточно полно, если в государстве объективно признаны все экономические и общественные законы в отношениях.

Вся система финансов в  целом состоит из двух крупных  подсистем это: 1.государственные и муниципальные финансы

2.финансы хозяйствующих субъектов (предприятий).

В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня:

  • финансы федеральных органов власти;
  • финансы органов субъектов РФ.

Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. (схема)

Также можно выделить в  государственных и муниципальных  финансах категорию общественные финансы. К ним относятся:

  1. Федеральный бюджет РФ;
  2. Бюджеты субъектов РФ;
  3. Государственный кредит;
  4. Государственные внебюджетные социально-страховые фонды;
  5. Местные бюджеты;
  6. Внебюджетные фонды органов местного самоуправления.

Остановимся на этой подсистеме. Финансы предприятия изучим лишь в поверхностном смысле, так как  ниже будет описана финансовая политика государства, и исследование государственных  финансов нам поможет в большем  смысле.

 

    1. Функции финансов

Применительно к финансам функция означает круг деятельности, присущей данной экономической категории. Функции сами постоянны, в то же время  они показывают себя, при котором  присутствуют специфические способы  выражения присущих финансам свойств.

Финансы традиционно выполняют в основном две функции: распределительная и контрольная функции.

Обе функции взаимосвязаны  и сопровождают финансы одновременно.

Первой функцией финансов является распределение и перераспределение  национального дохода в государстве. Материальной основой. Создание национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (внутреннего продукта) на всех стадиях воспроизводства ВВП и его распределения(собственно производство, распределение, обмен и конечное потребление) непосредственно используются финансы. Распределение ВВП и национального дохода государства схема№

В обществе каждая финансовая операция означает распределение общественного  продукта и национального дохода. Формирование денежных фондов (доходов) предполагает образование децентрализованных и централизованных фондов денежных средств. При распределительной  функции финансов происходит образование  первичных доходов, а затем вторичных. Первичные доходы формируются при  распределении национального дохода среди участников материального  производства. Таким образом, в сфере  материального производства у предприятий  образуются децентрализованные фонды  денежных средств; (фонд оплаты труда  работников, доходы фермеров, крестьян, основные фонды, чистый доход предприятия).

В дальнейшем распределительная функция проявляется через перераспределение национального дохода, в результате которого образуются вторичные доходы, необходимые для развития в основном непроизводственной сферы, социального обеспечения членов общества и управления государством. Отсюда распределительная функция рассматривается достаточно широко, состоит как - бы из двух частей (первичное и вторичное распределение).

Весь процесс распределения  и перераспределения национального  дохода и валового внутреннего продукта (ВВП) не может осуществляться в обществе бесконтрольно. И здесь свое проявление получает контрольная функция финансов. Это функция, будучи инструментом формирования и использования денежных фондов, должна объективно отражать ход распределительного процесса, образования конкретных денежных фондов и расходования их по целевому назначению.

Контрольная функция требует  активного участия со стороны  государства, а в условиях рыночных отношений финансовый контроль в  стране должен быть направлен на обеспечение  динамичного развития как частного, так и общественного производства, на стабильное развитие в финансовом отношении всех сфер отечественного хозяйства. Контрольная функция в любом обществе нацелена на повышение экономического стимулирования, рационального расходования всех видов ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечения со стороны государства бесхозяйственности, расточительства и мошенничества.

Информация о работе Финансы: сущность и функции. Принципы построения финансовой политики государства