Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:23, курсовая работа
Цель работы – изучение фискальной политики, особенностей её проведения в Республике Беларусь на различных исторических этапах, а также проблематики и путей совершенствования бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь. В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание финансовой политики;
показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства;
охарактеризовать тенденции налоговой и бюджетной политики;
обозначить недостатки финансовой политики Республики Беларусь, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.
Введение 3
1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики 6
2. Особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь на различных этапах трансформации 19
3. Проблемы совершенствования фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь 25
Заключение 32
Список использованных источников 34
В конце 1994г. наметился переход к жёсткой бюджетно-налоговой политике, которую планировалось использовать в качестве инструмента финансовой стабилизации. Предпринятые руководством страны меры привели к снижению темпов инфляции в 1995г. и некоторой стабилизации экономики. Если в 1995г. за первые 4 месяца цены выросли на 156 %, то за оставшиеся 8 месяцев – только на 35 %. В 1996г. в стране был зафиксирован самый низкий за последнее десятилетие уровень инфляции – 39 %.
Самостоятельная бюджетно-налоговая политика республики начала формироваться сразу же после распада СССР (1991г.). Значительно изменилась структура бюджета и функции, привязанные к потребностям нового времени, изменилось количество источников дохода республиканского бюджета, впервые был запланирован дефицит государственного бюджета в размере 11,4%.
С 1992г. была введена новая налоговая система, изменения коснулись перечня объектов налогообложения и видов налогов. Были введены подоходный налог, НДС, экологический налог, налог на недвижимость и др. Наиболее значимым стал налог на добавленную стоимость (28%). В 1993г. его ставка была понижена да размера 25%, в 1994 - до 20%. Были созданы внебюджетный фонд регулирования розничных цен (3% от выручки), введён чистый налог на доходы от экспорта (10%). Что касается бюджетной системы Республики Беларусь, то ее особенности во многом предопределил принятый в июне 1993г. Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь». Этот закон впервые устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве. Закон устанавливал порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней; источники формирования собственных доходов и принципы определения расходов бюджетов каждого уровня; требования и условия сбалансированности бюджетов; взаимоотношения бюджетов с другими элементами финансовой системы; установил основы формирования и содержания республиканского бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов и т.д. [17, с.73].
Республика Беларусь в условиях дезинтеграции со странами, входившими ранее в состав СССР, сопровождающейся спадом производства, дефицитом товаров, высокими темпами инфляции, стала самостоятельно разрабатывать бюджет, принимать законы, планировать меры по финансовому оздоровлению низкоэффективных предприятий. Шли процессы по приватизации государственной собственности, созданию фермерских хозяйств, перестройке страхового дела. В рамках первого этапа становления республики началось формирование рынка ценных бумаг, кредитной и финансовой системы.
Второй этап формирования фискальной системы страны охватывает период с 1996 по 2000 гг. Несмотря на значительное снижение темпов инфляции, которое имело место в 1995г., ситуацию в стране нельзя было назвать стабильной. На всплеск инфляции в 1998г. повлияли 2 основные фактора: рост денежной массы (внутренний фактор) и девальвация российского рубля (внешний фактор). Рост денежной массы был вызван главным образом кредитной эмиссией: рост чистого рублёвого кредита был запланирован в размере 11,6 трлн. руб., фактически достиг 19,2 трлн. руб. В результате рублёвая денежная масса выросла в 2,3 раза. В 1998г. уровень инфляции превысил значение, обеспечивающие финансовую стабильность: ИПЦ составил 281,7%, или 9,0% в среднем за месяц.
Что касается проведения бюджетно-налоговой политики, то в данный период наблюдался процесс усиления налогового давления на экономику при постепенном сокращении количества льгот. В результате этого доходы по отношению к ВВП государства увеличились с 47,2 до 48,8%.
Наибольший удельный
вес в структуре доходов
В 1997-1999 гг. Национальный Банк Республики Беларусь проводил экспансионистскую денежно-кредитную политику, обусловленную чрезмерным кредитованием государственных программ (жилищное строительство, развитие отраслей АПК). Это привело к новому витку инфляции, вызвало деформации на внутреннем валютном рынке, проявившиеся в отрицательных значениях реальных процентных ставок; сокращении сбережений; множественности валютных курсов; дефиците валюты; росте объёмов теневого валютного рынка и др. Это означало, что главные параметры, принятые Основными направлениями социально-экономического развития на 1996-2000гг., не были выполнены.
2001г. завершался в своеобразном режиме ожидания. Беларусь прошла определенный этап своей экономической истории, осуществляя переход от плановой экономики к рыночной. Количественные показатели работы белорусской экономики в I квартале 2002г. схожи с аналогичными данными соответствующего периода 2001г., хотя в финансовом отношении ситуация стала сложнее. По итогам 2001 года, которые были опубликованы статистическими службами СНГ, по темпам развития Беларусь находится на последнем месте. Что касается качества развития: при росте задолженности по заработной плате за январь-февраль 2002г. профицит государственного бюджета в 65 млрд. рублей. Одновременно на 1 апреля бюджет недополучил 197,7 млрд. рублей.
Согласно официальной статистике на 1 марта 2002г. 5553 предприятия, или 47,7% от их общего числа были убыточными. Сумма убытков в целом по экономике за январь-февраль составила 139,5 млрд. рублей, в том числе в промышленности – 48,9 млрд., жилищно-коммунальном хозяйстве – 23,1, сельском хозяйстве – 16,3, на транспорте – 13,7, в торговле и общественном питании – 13,4 млрд. рублей.
Все перечисленные проблемы требовали серьезной реформы бюджетного законодательства.
Согласно основным нормативным документам перед бюджетно-налоговой политикой в период 2006–2010 гг. ставились следующие цели:
Бюджетно-налоговая политика в 2006-2010 гг. имела общую направленность на инвестирование бюджетных средств в развитие экономики и социальной сферы. Наблюдалась общая тенденция роста доходов и расходов. Большое значение имела работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов.
По результатам первого полугодия 2008г. уровень выполнения плана доходов оказался на 5,6 процентных пункта выше, чем за аналогичный период прошлого года. За этот период в республиканский бюджет поступило 6016,4 млрд. руб. доходов (без учета средств ФСЗН), или 101,7% к плану первого полугодия и 51,1% годового плана.
Одной из главных экономических задач данного этапа являлся поиск резервов увеличения доходной части бюджета за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов, так как традиционные налоговые источники нельзя увеличивать бесконечно. Такими источниками в 2008г. стали:
В 2010 году Главой государства перед правительством была поставлена задача об обеспечении ускоренного развития национальной экономики. Для этого необходимо было реализовывать посткризисную, развивающуюся модель бюджетно-налоговой политики и предпринять ряд мер в области совершенствования налоговой и бюджетной систем. Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010г. показал, что для него, равно как и для бюджетов предыдущих лет, было характерно неоднократное уточнение его показателей и соответственно дефицита бюджета. Хотя, с одной стороны, процесс уточнения показателей бюджета осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уточнение объема как доходной, так и расходной частей бюджета произведено в сторону увеличения. В некоторой мере это может быть объяснимо вопросами становления рыночной экономики. Но, с другой стороны, это указывает на отдельные просчеты разработчиков бюджета и парламентариев, на недостаточную обоснованность и аргументированность их доводов в диалоге с различного рода оппонентами.
На основании изложенных фактов можно сделать вывод, что становление бюджетных отношений в Республике Беларусь проходило в достаточно сложных условиях. Особенно сильно нестабильность проявлялась в пореформенный период (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный период является ключевым, т.к. именно тогда были заложены основы бюджетно-налоговой системы молодого государства. В последующие годы роль фискальной политики закрепилась и стала неотъемлемой частью функционирования государства. Но очевидно, что проблемы в системе налогообложения и организации бюджетного процесса все еще существуют. Рассмотрим их, а также пути и направления совершенствования фискальной политики более детально.
Вопросы совершенствования бюджетно-налоговой политики в Беларуси являются как никогда актуальными и важными на сегодняшний день. Общая неэффективность приемов и методов, используемых при составлении бюджета, запутанная система налогообложения в совокупности с проводимой социальной политикой создает сложности в деятельности, как субъектов хозяйства, так и административно-управленческим органам, негативно сказываясь на экономике страны в целом. Решение текущих проблем фискальной политики, выведение ее на новый уровень функционирования повысит эффективность использования трудовых ресурсов и капитала, задаст необходимый курс для оздоровления экономики Беларуси, поспособствует процессу выведения ее на мировую арену. Для этого необходимо проведение ряда изменений и реформ, как в сфере налоговой политики, так и политики по формированию и расходованию бюджета.
Стратегия развития Республики Беларусь определена основными программными документами и предусматривает модернизацию экономики и общества исходя из современных тенденций мирового экономического развития, многостороннюю направленность внешнеэкономической деятельности. В концепции национального развития выделяют четыре этапа социально-экономического развития до 2015г.: восстановительный (1998-2000 гг.); возобновление устойчивого экономического роста (2001-2005 гг.); активная структурная перестройка (2006-2010 гг.); приближение к европейским стандартам уровня и качества жизни (2011-2015 гг.). Поэтапное экономическое развитие непосредственно связано с преобразованием финансовой системы, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную систему и систему цен [5, с. 57].
По оценке Всемирного банка, Республика Беларусь находится на последнем, 183 месте по налогообложению. Налоговая система страны не соответствует мировым стандартам и имеет ряд проблем:
В сфере налогообложения для стабилизации фискальной политики Главой государства на 2011г. была поставлена задача радикального упрощения налоговой системы Беларуси. Для реализации данной задачи предлагается: