Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:26, курсовая работа
Исходные данные:
Методологическая характеристика проблемы излагается студентом с использованием современной научно-практической литературы, интернет ресурсами, а также статьями из газет и журналов.
Вариант 3
Введение 4
Теоретическая и практическая часть 6
Заключение 43
Список использованной литературы 45
(рис.2.1)
(Источник: Global Financial Data)
Пояснение: «Цены на нефть начали активное ралли с 1998 года, до этого она торговалась в районе 20$ за баррель. Это была первая стадия «бычьего» рынка. Вторая стадия началась в 2003 году и закончилась в 2007. Третья, спекулятивная, стадия началась в 2007 и закончилась стадией «Blow off» во второй половине 2008 года, когда цены на нефть обвалились почти на 3/4 от рекордного пика, достигнув 33,87$ за баррель в декабре того же года. Таким образом, был сформирован бычий рынок, закончившийся крахом мыльного пузыря». Ситуация на сегодняшний момент изменилась, по данным от 2.05.2012 года цена на нефть установилась в размере 117,5$.
В этот же период наблюдалось ослабление бюджетной политики, так как ввиду предстоящих выборов (2007-2008) государство приняло на себя дополнительные социальные обязательства и новые инвестиционные программы, что привело к увеличению расходов федерального бюджета. В результате впервые за пять лет, несмотря на благоприятную внешнюю и внутреннюю конъюнктуру, сократился профицит бюджета расширенного правительства. [27,с.6] В 2008 году, когда цены на нефть марки «Urals» обвалились со 139,88$ за баррель нефти до 32,23$/барр., доходы федерального бюджета существенно упали. Это говорит о том, что наш госбюджет напрямую зависит от нефтегазовых поступлений, и что в нашей стране присутствует «голландская болезнь».
Во второй половине 2008 года
в мире разразился глобальный финансовый
кризис, который затронул и нашу
страну. Баланс федерального бюджета
с профицита 4,1% ВПП в 2008 году сменился
дефицитом 5,9% ВВП в 2009 г., то есть за
год изменение составило 10 п.п. в
результате не только падения доходов
на 3,6% ВВП, но и роста расходов на
6,4% ВВП [22,с.35]. Последствиями резких
скачков стали: низкие цены и спрос
на товары российского экспорта, падение
ВВП, рост безработицы, снижение поступлений
в бюджет РФ и субъектов РФ. С 2009
года страна впала в рецессию, которая
сопровождалась обесценением рубля, сворачиваемостью
инвестиционных программ, принятых в 2007
году. Впервые за последнее десятилетие
бюджет стал дефицитным. Правительство,
не предвидев такого исхода ситуации,
начало создавать меры по антикризисному
развитию государства в довольно
сжатые сроки. И только к марту 2009
году удалось разработать
Одновременно с ростом
расходов были реализованы налоговые
послабления: снижение ставки налога на
прибыль с 24% до 20%, что привело
к сокращению доходов госбюджета
на 400 млрд.руб.; введен новый порядок
нелинейной амортизации; увеличена
амортизационная премия; повышен
необлагаемый ценовой минимум по
НДПИ с 9$/барр. до 15$/барр. Общая стоимость
«налогового пакета» для
На протяжении 2008-2009 были
приняты бюджетные
В целом антикризисная политика прошла успешно, но и у нее были существенные недостатки:
низкая прозрачность мер государственной поддержки;
недостаточное внимание государства к населению;
не было эффективного и своевременного освоения бюджетных средств, что увеличивало лаг воздействия.
Следующим этапом развития
фискальной политики России стала стабилизация
и улучшение экономической
В результате на 1.07.2010 бюджет расширенного правительства был исполнен с профицитом 1,3%ВВП. Доходы федерального бюджета за этот же промежуток времени составили 19% ВВП, что на 1,1 п.п. ВВП больше, чем в 2009г.
Расходы же снизились на 1,2 п.п.ВВП и достигли 20,8% ВВП. Результат - федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в 1,8% ВВП. Нужно отметить, что наблюдаемое по итогам первого полугодия 2010г. различие в значениях сальдо бюджета расширенного правительства и федерального бюджета по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года объясняется главным образом изменением порядка зачисления средств во внебюджетные фонды.
Так в 2009 году поступления единого социального налога (ЕСН) частично направлялись в доходы федерального бюджета, а затем перечислялись в Пенсионный фонд РФ, то с 2010 г. страховые взносы зачисляются напрямую на счета внебюджетных фондов.
Таблица 2. Исполнение доходов и расходов бюджета всех уровней власти в январе - июне 2009 и 2010 гг.
Январь - июнь 2010 г. |
Январь - июнь 2009 г. |
Изменение п.п. ВВП | |||
млрд. руб. |
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП |
||
Федеральный бюджет | |||||
Доходы |
3997,9 |
19,0 |
3172,2 |
17,9 |
+1,1 |
Расходы |
4386,2 |
20,8 |
3893,9 |
22,0 |
-1,2 |
Дефицит/профицит |
-388,3 |
-1,8 |
-721,7 |
-4,1 |
+2,3 |
Консолидированный бюджет субъектов РФ | |||||
Доходы |
3155,7 |
15,0 |
2711,3 |
15,3 |
-0,3 |
Расходы |
2747,6 |
13,0 |
2611,7 |
14,8 |
-1,8 |
Дефицит/профицит |
408,1 |
2,0 |
99,6 |
0,5 |
+1,5 |
Бюджет расширенного правительства | |||||
Доходы |
7603,5 |
36,1 |
6042,7 |
34,2 |
+1,9 |
Расходы |
7331,2 |
34,8 |
6619,7 |
37,4 |
-2,6 |
Дефицит/профицит |
272,3 |
1,3 |
-577,09 |
-3,2 |
+4,5 |
Справочно: ВВП, млрд.руб. |
21073,0 |
17679,6 |
Источник: Министерство финансов РФ, расчеты авторов
При анализе размера поступлений в бюджетную систему страны следует учитывать низкую базу в 2009 году, так как цены на нефть и общие темпы развития сократились.
Доходы расширенного правительства формируются за счет поступлений налога на прибыль, налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленную стоимость (НДС). При этом увеличение доходов в январе - июне 2010 г. в большей степени было обусловлено ростом поступлений доходов от внешнеэкономической деятельности, НДПИ и в меньшей - увеличением налога на прибыль организаций. В целом, уровень налоговой нагрузки на экономику увеличился на 2,6 п.п.ВВП относительно 2009г. и достиг 32,4 % ВВП.
Таблица 4. Налоговые поступления, в % ВВП.
Источник: Минфин, Росстат, оценки авторов
Факторный анализ лишний раз свидетельствует о большой роли конъюнктурной составляющей при формировании доходов консолидированного бюджета. Только за счет прироста экспортных и импортных пошлин налоговая нагрузка на экономику увеличилась на 1,5% ВВП. Поступления налога на добычу полезных ископаемых обусловили увеличение налоговой нагрузки еще на 0,7% ВВП. По сравнению с 2009 годом (когда общая ставка налога была понижена с 24 до 20%) поступления налога на прибыль увеличились более чем на 1 процентный пункт. Соотношение НДФЛ и налога на совокупный доход по отношению к ВВП снижается, что свидетельствует о том, что доходы населения больше не растут опережающими темпами по отношению к ВВП.
«Специального комментария заслуживают фискальные итоги увеличения страховых взносов в 2011 году с 26 до 34%. Такое повышение привело к увеличению соотношения страховых взносов к ВВП на 1 процентный пункт. Однако это не является свидетельством провала по сбору налогов или ростом «теневизации» зарплаты. Поступления в бюджетную систему страховых взносов в 2011 году относительно предыдущего года, по оценке, выросли на 42% при росте ставки на 30% (рост ставки сопровождался отменой ряда льгот различных категорий плательщиков). Поэтому можно говорить не о фискальном провале, а о негативном влиянии увеличения страховых взносов на экономическую конъюнктуру»
Однако в России существуют проблемы, связанные с просроченной налоговой задолженностью. По данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1.01.2010 составила 559,1 млрд.рублей. По сравнению с 1.01.2009 она сократилась на 2,8%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 18,1%, на добавленную стоимость - на 2,7%, акцизам в целом - на 3,3%, из нее на вина - 65,0%, дизельное топливо - на 60,1%, табачную продукцию - на 33,2%, легковые автомобили и мотоциклы - на 12,2%, пиво - на 8,1%, автомобильный бензин - на 3,7%. Увеличилась задолженность по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья- на 41,5%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) - на 21,9%, налогу на прибыль организаций - на 4,9% .
На фоне существенного
роста бюджетных доходов в
первом полугодии 2010 г. заметно снизился
относительный уровень
Еще хотелось бы выделить основные
направления налоговой политики
в период с 2010-по 2012 гг. К настоящему
времени в Российской Федерации
в целом закончено формирование
основ современной налоговой
системы государства с рыночной
экономикой. Основные параметры устройства
российской налоговой системы в
настоящее время уже не отражают
систему налогов и сборов, унаследованную
от советских времен; система базируется
на общепринятых в современной мировой
практике основных видах налогов. Преобразование
налоговой системы России в последние
годы осуществлялось в тесной связи
с проведением бюджетной
Исходя из вышеприведенных данных, можно сказать, что Россия во многом зависит от проведения эффективной фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета РФ.
3. Проблемы и
ближайшие перспективы
3.1 Проблемы и ошибки бюджетно-налоговой политики
Природа фискальных проблем
заключается в том, что их не удается
решить раз и навсегда. Они могут
возрождаться не только в случае чрезвычайных
ситуаций (например, война или стихийное
бедствие), отрицательного внешнего шока
или просто ухудшения экономической
конъюнктуры, но они могут быть связаны
также с замедлением темпов необходимых
институциональных и
Основные фискальные проблемы пришли в нашу страну из советской системы. В те времена существовала плановая (административно-командная) экономика, которая носила в себе достаточно много отрицательных моментов:
. В бюджетно-налоговой
политике господствовал
. В советской экономике
преобладала фискальная
. Для советского периода
характерны высочайшие расходы:
В СССР главным критерием оценки эффективности выступало выполнение плана. Расхождений между плановым расходованием бюджетных ресурсов и их фактическим значением не должно было быть, иначе это вело к плачевным последствиям. Поэтому в стране сформировался негативный метод «приписок», который привел в начале 1990х годов к большой инфляции. [6,с.114-120]
Переход к рыночной экономике в России начался с кардинального реформирования системы и исправления ошибок прошлого. Резкая смена экономических систем привела страну к глубочайшему фискальному кризису.
«Общий итог реформирования 1992-1998 гг. весьма неутешителен. Попытка быстрого создания экономической системы, основанной на полном дерегулировании, включавшим в себя либерализацию цен, торгового товарооборота и движения капиталов, окончились полным провалом. В ситуации, когда не были созданы структуры правового государства и нормальные экономические институты, иного результата получиться, видимо, и не могло»