Фискальная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна потому, что экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 раздел. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики…….............................................................................................................6
2 раздел. Инструменты и виды фискальной политики…………………………….………………………………………………15
3 раздел. Фискальная политика Республики Беларусь………………………………………………………………………….....30
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика РБ 2013.docx

— 78.31 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...4

1 раздел. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики…….............................................................................................................6 
2 раздел. Инструменты и виды фискальной политики…………………………….………………………………………………15 
3 раздел. Фискальная политика Республики Беларусь………………………………………………………………………….....30

Заключение…………………………………………………………………………38

Список использованных источников…………………………………………..…40

Приложение……………………………………………………………………...…42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна потому, что экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему. Так, функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Поэтому фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.

Целью данной курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию фискальной политики в Республике Беларусь на основе рассмотрения теоретических основ фискальной политики и её механизма, а также особенностей проводимой фискальной политики в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели, на наш взгляд, необходимо выполнить ряд задач. Во-первых, охарактеризовать сущность фискальной политики с различных точек зрения, дать развернутое определение данному понятию, а также выявить ее функции в современных экономических системах. Во-вторых, определить роль фискальной политики в государственном регулировании экономики и его влияние на различные социально-экономические процессы. В-третьих, показать, каким образом происходило становление бюджетных отношений и налоговой системы в суверенной Республике Беларусь с начала рыночных преобразований, и каким образом при таких сложных условиях различные теоретические положения реализовывались на практике.

Таким образом, предметом исследования в данной работе является фискальная политика, а объектом исследования является фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования

Данная работа базируется на законодательных актах Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, а также статистических материалах. Данной проблемой в Республике Беларусь занимаются Шмарловская Г.А. (разработка концепции налогообложения), Заяц Н.Е., Сумар К.А. (налоговое регулирование), Корбут Н.П., Сорокина Т.В. (бюджетное регулирование).

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики

 

Одна из важнейших целей фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

При этом в механизме реализации бюджетно-налоговой политики налоги и государственные расходы образуют единство противоположностей. Налоги являются инструментом долгосрочного регулирования. Механизм налогообложения соответствует реально существующему состоянию экономики. Государственные расходы — это инструмент краткосрочного регулирования. Величина их и направления использования отражают желаемую перспективу развития общества. Размеры налоговых поступлений (виды, количество налогов, уровень ставок) находятся в прямой зависимости от планируемой при составлении бюджетов суммы государственных закупок и трансфертных платежей. Поэтому в соответствии с предполагаемыми изменениями в государственных расходах корректируется структура налогообложения.

Взаимодействие налогового и бюджетного механизмов находит применение по следующим направлениям: во-первых, использование налоговых поступлений затрагивает создание целевых фондов государства и расходование средств бюджета на развитие государственного сектора, образование новых государственных и смешанных компаний, финансирование строительства, содержание инфраструктуры, НИОКР, субсидирование капиталовложений и пр.; во-вторых, налоговые инструменты применяются для обеспечения вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетной системы; в-третьих, налоги выступают инструментом регулирования дефицита (избытка) государственного бюджета.

Соответственно выделяются долгосрочные и краткосрочные  цели, первые направлены на изменение налогов, вторые – изменение расходов. При этом в зависимости от фазы экономического цикла  фискальная политика может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).

В экономической литературе для определения бюджетно-налоговой политики часто используется несколько понятий: «фискальная политика», «бюджетно-налоговая политика», «налогово-бюджетная политика» и др.

Очевидно, что многообразие терминов объясняется отсутствием в русском языке прямого синонима слова «fiscal» (фискальный, финансовый). В I в. до н.э. доходы от личного состояния римского императора Августа поступали в особую казну — фиск (от лат. fiscus — корзина). С IV в. фиском назывался единый общегосударственный центр Римской империи или казна, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сбора налогов, производились выплаты.

Впервые термин «фискальная политика» применил Дж. М. Кейнс. Аргументация, на которую опиралась его концепция регулирующего потенциала бюджетного механизма, может быть кратко охарактеризована следующим образом.

В экономической системе, которой присущи высокая степень неопределенности, неравномерное распределение богатства, несовпадение условий сбережений и инвестирования, а также жесткость цен, достижение автоматического равновесия является затруднительным. В таких условиях координация данного процесса может быть возложена на центральную власть. Государство способно воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму процента. Если оставить в стороне вопросы, связанные с размерностью единицы заработной платы и количеством денег, то окажется, что способность государства влиять на уровень совокупного дохода и занятость выражается в осуществлении контроля, с одной стороны, за потребительским спросом, являющимся функцией дохода, а с другой — за спросом инвестиционного характера, который зависит от предельной эффективности капитала и нормы процента. Поскольку совокупное предложение рассматривается Кейнсом в краткосрочном периоде как определенное заданным уровнем спроса, то возможность государства влиять на уровни совокупного дохода и занятости вытекает из регулирования совокупного спроса. Простейшая кейнсианская модель предполагает жесткость цен и избыточность ресурсов, так что выпуск в экономике определяется изменением совокупного спроса [7, c 87-88].

В современной экономической теории существуют различные понятия фискальной политики.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВНП [1, c 110].

Фискальная политика – это целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста [5, c 252].

Наиболее полным является следующее определение.

Фискальная политика – это меры, предпринимаемые правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен.

Фискальная политика может как благотворно, так и негативно воздействовать на стабильность национальной экономики. В случае, если правительство применяет инструменты фискальной политики для сглаживания колебаний выпуска продукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и стабильности цен, используется политика стабилизации. Главной задачей в данном случае является приближение объема совокупного дохода к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов совокупного дохода служит целью политики экономического роста, а уменьшение реального совокупного дохода по сравнению с его потенциальным уровнем — целью политики ограничения деловой активности [7, c 89].

Центральное место в понятии фискальной политики занимает понятие бюджета.

Существуют различные определения бюджета. В учебной литературе оно звучит следующим образом.

Бюджет – это система специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития [16, c 18].

Бюджет – это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориальных единиц [8, c 592].

В бюджетном кодексе Республики Беларусь это понятие трактуется так:

Бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства [2, с 2].

Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы.

Бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения глобальных экономических проблем. Наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.) [6, c 137-150].

Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Формирование расходов бюджета Республики Беларусь основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.

Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности [3, с 47].

Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории.

  1. Потребление в государственном секторе, которое включает зарплату работникам госсектора, а также его платежи за товары, закупаемые для текущего потребления.
  2. Государственные инвестиции включают разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов.
  3. Трансферты частному сектору включают пенсии за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи.
  4. Проценты по государственным долгам [15, c 222].

В расходной части бюджета Республики Беларусь предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, в расходной части местных бюджетов - создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Информация о работе Фискальная политика Республики Беларусь